Содержание конфликта

В мае 2013 года в редакцию «Солидарности» поступило письмо коллектива «Хабаровского пассажирского автотранспортного предприятия № 1» (ХПАТП№ 1), направленное ранее губернатору Хабаровского края. Работники предприятия просили власти обратить внимание на ситуацию, сложившуюся из-за недоработок в социальной политике региональных властей.

История уходит корнями в 2005 год, когда в стране прошла массовая монетизация льгот. Затем в 2006 году в Хабаровском крае для отдельных категорий федеральных льготников был введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ), сразу вызвавший массу нареканий.

Сначала шум подняли сами льготники, обнаружившие, что заложенной в ЕСПБ суммы хватает только на полмесяца. Потом, когда региональные власти прислушались к гласу народа и сделали билет безлимитным, голос пришлось подать уже работникам транспорта. Потому что правительство явно недостаточно финансировало льготную программу.

Льгота на проезд почему-то до сих пор частично оплачивается предприятием, а значит, рабочий коллектив, сам того не желая, ущемляет свои экономические интересы, оплачивая социальные проездные из своего кармана.

Один льготный социальный билет на проезд Министерством социальной защиты оплачивается в 548 рублей. Из них 12% уходит на пригородные перевозки. Городскому транспорту остается 484 рубля. Если разделить эту сумму на тариф пассажирских перевозок (15 рублей), получится 32 поездки в месяц. Но на деле , по результатам недавнего исследования, проведенного силами муниципального предприятия, было установлено, что льготник в среднем совершает порядка 51 поездку в месяц по ЕСПБ. Часто даже эта цифра оказывается как минимум в два раза выше. Хабаровск - большой город, по которому передвигаться на общественном транспорте без пересадок почти невозможно.

В результате недофинансирования из региональной казны дополнительная денежная нагрузка ложится на предприятие и, следовательно, на работников.

- У нас не повышается заработная плата, не выполняются социальные программы, средняя заработная плата составляет 26 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата по региону равна 41 тысяче рублей. За прошлый год с предприятия уволились 150 водителей, 192 кондуктора, 43 ремонтных рабочих. В настоящий момент на предприятии трудится 1480 человек, из них 1200 - члены профсоюза. Мы еле держимся на плаву и вполне можем обанкротиться, - пояснил тогда «Солидарности» председатель профкома МУП «ХПАТП № 1» профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Василий Остапенко.

К сожалению, печальный исход событий был вполне реален. На данный момент в Хабаровске функционировало только ХПАТП № 1. Ранее, из-за неправильной политики региональных властей в предыдущие годы закрылись, читай - попросту обанкротились, ХПАТП № 3 и Хабаровское объединение пассажирского транспорта.

25 июня, после многих, но неплодотворных консультаций с профильным департаментом, транспортники в количестве 85 человек провели пикет у здания правительства Хабаровского края. Их основное требование: во второй половине текущего года увеличить сумму, которой краевые власти компенсируют перевозчику пользование льготниками ЕСПБ.

К пикетчикам вышли заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Виктор Потапов и начальник отдела автомобильного транспорта Министерства промышленности и транспорта Анатолий Тимошенко. Чуть позже подошли председатель комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края Александр Воронин и министр социальной защиты населения края Николай Цилюрик. Они проинформировали собравшихся о предпринимаемых мерах со стороны правительства по решению обозначенных трудовым коллективом проблем и пообещали в ближайшее время вернуться к их обсуждению с участием профсоюзного актива. В том числе обсудить возможность повышения стоимости ЕСПБ в этом году.

При этом представители профсоюзной стороны не исключили, что если проблема не будет решена до конца года, коллектив предприятия оставляет за собой право на дальнейшие протестные действия.

9 июля состоялась запланированная встреча представителей Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, специалистов Министерства социальной защиты края и администрации Хабаровска с профсоюзным активом МУП “ХПАТП-1” и ХТТУ. Об этом корреспонденту “Солидарности” сообщила председатель Хабаровской краевой организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Светлана Мельникова.

- Мы обсудили, какие меры принимаются правительством Хабаровского края и администрацией города, чтобы изыскать возможность компенсировать полную стоимость ЕСПБ в 2013 году, - рассказала она. - Профсоюзная сторона в очередной раз обратила внимание руководителей органов власти на многочисленные случаи подделок ЕСПБ. Вопиющий факт - изготовление в Хабаровске поддельных ЕСПБ типографским способом. Мы даже указали места, где билеты пачками продаются по 50 рублей за штуку, и просили принять соответствующие меры.

Ну и главное: профсоюзная сторона в очередной раз настояла на том, чтобы стоимость Единого социального проездного билета определялась из расчета 51-й поездки в месяц. Региональные власти пообещали проработать этот вопрос. Стороны договорились, что следующая встреча l должна была состояться 5 августа, но правительственная сторона попросила ее перенести на 9 августа, но и эта встреча не состоялась.

12 августа заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Виктор Потапов сам появился на предприятии и встретился с профактивом.

- Он сообщил, что в настоящий момент Минтранспорта проводит экономическое обследование по льготным категориям граждан, которые пользуются ЕСПБ, и к 23 августа они объективно смогут сказать, смогут ли профинансировать программу ЕСПБ уже в этом году или нет, - сказал Остапенко. - В общем, они в очередной раз перенесли дату, когда дадут окончательный ответ. Мы согласились подождать еще, но это будет уже последняя точка, потому что вопрос слишком долго остается открытым, - пояснила председатель Хабаровской краевой организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Светлана Мельникова.