Желтое на красном
Желтое на красном
"Солидарность" поучаствовала в акции "желтых жилетов" в Париже
«Я стал свободным человеком – просто «желтым жилетом», - так говорит участник протестов, который каждую субботу на протяжении последних пяти месяцев надевает желтый жилет и выходит на улицы французской столицы. Корреспондент «Солидарности» приняла участие в шествии профсоюзов и «желтых жилетов» 13 апреля в Париже и пообщалась с демонстрантами, в том числе профлидерами и активистами.
Больше чем жилет

Солнечный весенний день. На площади Республики, где мобилизационный сбор объявила Всеобщая конфедерация труда (CGT), другие профсоюзы и еще около 50 общественных и правозащитных организаций, многолюдно. Преобладает желтый цвет, жилеты пестрят надписями: кто-то требует отставки президента Эмманюэля Макрона, кто-то – повышения зарплаты, много игры слов и юмора. Особенно не жалеют президента, называя его «Башар эль Макрон» или сравнивая со свиньей («у свиньи все хорошо, у Макрона – ничего хорошего»), и даже напоминают о Нюрнбергском процессе.

Как сказал Пьер Кутаз, глава международного отдела CGT, желтый жилет стал символом единства людей, которые так обозначают свое личное отношение к политике властей, независимо от того, к какой партии или объединению принадлежат или не принадлежат. Особенность же акции 13 апреля состоит в том, что все организации идут под своими знаменами, чтобы показать власти весь калейдоскоп и спектр общественных сил, требующих отмены закона, который ограничивает право граждан на митинги и демонстрации.
Желтый жилет стал символом единства людей, которые так обозначают свое личное отношение к политике властей, независимо от того, к какой партии или объединению принадлежат или не принадлежат.
Желтый спикер

Я подхожу к молодому человеку в шляпе. Надо сказать, что «желтые жилеты» не очень охотно общаются с французской прессой. И прежде, чем рассказать о себе, Антуан долго переспрашивает, точно ли его интервью будет опубликовано лишь в России. Он преподает в колледже департамента Сена и Марна, откуда, собственно, и началось движение «желтожилеточников».

- Я хочу, чтобы в обществе было больше гуманности. А еще каждый раз к концу месяца выясняется, что зарплаты недостаточно для достойной жизни, очень тяжело оплачивать счета. Правительство до сих пор не приняло никаких конкретных мер, - рассказывает Антуан.

Рядом оживленно беседуют два молодых человека. Мартен живет и работает в Париже, а его друг Микаэль – из Марселя. Выясняется, что Мартен немного говорит по-русски, так как фирма, в которой он работает бизнес-консультантом, сотрудничает с Азербайджаном.

- Мы выходим на акции протеста, потому что Франция стала диктатурой. Люди, которые прошли во власть, на самом деле нас не представляют. Главные проблемы для нас лично – это налоговая несправедливость, дефицит демократии и презрение к народу власть имущих.
"А"-СПРАВКА
11 апреля президент Макрон подписал антипротестный закон. Документ предусматривает административные и индивидуальные запреты на демонстрации. Нарушителям грозит до шести месяцев лишения свободы и 7500 евро штрафа. Наказаны будут и те, кто появится на акции с лицом, закрытым маской или шарфом: штраф до 15 тысяч евро и возможный тюремный срок. 4 апреля Конституционный совет не утвердил статью, по которой префекты вправе запрещать участие в демонстрациях лицам, представляющим угрозу обществу.

В центре площади возвышается статуя Республики - дородная женщина в лавровом венке, у ног которой расположились женские фигуры с факелами и знаменами, символизирующие Свободу, Равенство и Братство. Тут же у пьедестала стоят и сидят люди с транспарантами и плакатами, суть которых все та же, что и 200 лет назад – свобода, равенство, братство, единство и солидарность. Подсаживаюсь к пожилой женщине в желтом жилете, спрашиваю, почему она здесь. Джамиля – француженка алжирского происхождения, ей немало лет, она жалуется на здоровье, ей тяжело трудиться, но не работать она не может, так как иначе будет сложно сводить концы с концами. На площади видны флаги Каталонии и Туниса – борцы за самоопределение испанского региона и представители тунисской общины Франции тоже солидарны с требованиями митингующих.

Шествие должно скоро начаться, к 14 часам на площадь подойдут колонны демонстрантов из других концов города. Из окон проезжающих мимо машин вывешены развевающиеся желтые жилеты, водители приветственно сигналят. Сухонький, но бравый старичок в форме солдата времен Французской революции бьет в барабан, молодой афрофранцуз начинает двигаться в стиле хип-хоп в такт барабанной дроби.
ЛИЧНЫЙ МАНИФЕСТ

По периметру всей площади и вдоль улицы Республики, по которой запланировано шествие, развешены бумажные листы с цитатами из соцсетей – поистине глас народа. Вот некоторые из них: «События на площади Тахрир – это «арабская весна», события на площади Шарля де Голля – толпа крушителей? Действия путинской полиции – это диктатура, действия макроновской полиции – это порядок?», «Запретить демонстрации недостаточно, нужно запретить думать», «Когда народ потерял доверие своего правительства, нужно распустить народ и избрать новый народ. Брехт».
Подхожу к одиноко стоящему седовласому, очень интеллигентному на вид французу в очках и желтом жилете все с тем же вопросом: «Почему вы здесь?». Филипп, так зовут мужчину, в движении «желтых жилетов» с самого начала:

- Я вышел на улицу, поскольку власть не прислушивается к нашим законным требованиям. Главная проблема – это презрение власти к народу. Надо вспомнить, как началось это движение, - правительство решило повысить налоги на топливо. Если бы президент сразу понял масштаб недовольства, то, может быть, движение и не разрослось. Но мне кажется, что народный гнев просто висел в воздухе. Движение «желтых жилетов» - это способ сказать: «Мы здесь». И сила движения в том, что в нем участвуют люди самых разных политических взглядов. Это движение, которое требует не только повышения зарплат, оно требует гораздо большего.

Филипп достал из рюкзака лист бумаги с его личным манифестом – манифестом «желтого жилета». К сожалению, весь текст здесь привести невозможно, но вот небольшая цитата, которая поможет понять, что движет такими людьми, как Филипп: «Что делать? Я не знаю. Но я знаю, что и завтра, и послезавтра, и всегда – я буду «желтым жилетом», что я – не просто человек, который встал на ноги, я человек, который идет. Идет каждую субботу. И я готов идти еще много и много недель, поскольку уже давным-давно я не верю во все это ваше вранье и ваши официальные речи. Я стал свободным человеком - просто «желтым жилетом».
"А"-СПРАВКА
Движение «желтых жилетов» стихийно появилось в конце 2018 года с петиции в интернете. Первоначальной причиной послужило повышение цен на топливо. С 17 ноября протесты проходят каждую субботу. 5 декабря Эмманюэль Макрон под давлением отказался от планов повысить налог на горючее. Но протесты не прекратились. «Желтые жилеты» опубликовали свой манифест. Среди основных требований - повышение уровня жизни, возвращение солидарного налога на богатых, который был отменен президентом в сентябре 2017 года.

«Я - Женевьева»

Большие надувные шары с логотипами Всеобщей конфедерации труда (CGT), объединения «Сила рабочих» (Force Ouvriere), профсоюза «Солидарные» (Solidaires) видны издали. Там собираются профсоюзные колонны, которые и возглавят шествие к площади Наций. Я направляюсь на место сбора CGT. Сразу замечаю окруженного единомышленниками генерального секретаря Филиппа Мартинеса в неизменном шарфе. Почти все профсоюзники в жилетах. Кто-то – в желтых, но большинство – в красных с желтыми кантами и логотипом профсоюза с надписью на спине «За мою зарплату, мою работу, мою пенсию я борюсь».

Мое внимание привлекает мужчина в кепке с портретом пожилой женщины на груди – это генеральный секретарь Парижского отделения CGT Бенуа Мартен. 80-летняя женщина погибла в результате разрыва гранаты со слезоточивым газом 2 декабря в Марселе во время акции «желтых жилетов» и стала символом борьбы с полицейским произволом. Как и 73-летняя Женевьева Легей: пожилая активистка получила серьезную травму головы от падения на тротуар. Макрон же назвал ее поведение безответственным, что вызвало широкий резонанс и раздражение в народе. Поэтому некоторые демонстранты несли таблички с надписями «Я – Женевьева».

- Мы также протестуем против использования полицией ружей c резиновыми пулями LBD, в результате их применения есть погибшие и много раненых, - заявил Бенуа Мартен.
"А"-СПРАВКА
После того, как 26 января один из участников движения «желтых жилетов» Жером Родригес получил ранение в голову, Всеобщая конфедерация труда и «Лига по правам человека» направили в Госсовет петицию с требованием запретить использование полицией специальных гранатометов для стрельбы резиновыми пулями и гранатами. Однако их требование было отклонено. За время акций «желтых жилетов» во Франции погибли 11 человек, суды вынесли приговоры 1786 участникам движения.

Гроздья гнева

Наконец, на площади появились колонны «желтых жилетов» из других частей города, и общее шествие началось. Впереди профсоюзы, за ними представители различных общественных организаций, партий, замыкают поток просто «желтые жилеты». Настроение приподнятое, люди выстраиваются, почти у каждого флаг, транспарант либо лозунги на жилетах, а один мужчина шел с собакой - конечно, она была тоже в жилете.

Спрашиваю у Алена Дру, представителя CGT в Национальной консультационной комиссии по правам человека, как взаимодействуют профсоюзы с «желтыми жилетами» и нужно ли это делать.

- Движение «желтых жилетов» очень неоднородно. Большая часть их требований совпадает с профсоюзными. Проблема в том, что «желтые жилеты» обращаются всегда к политикам, но часть требований нужно адресовать работодателям. Именно в этом будет заключаться профсоюзная работа – направить гнев людей в нужное русло, – сказал представитель CGT.
По ходу шествия пытаюсь выяснить у рядом идущих людей, на что же именно направлен их гнев. Клару, рядового члена профсоюза работников образования CGT, преподавательницу колледжа в одном из не самых благополучных округов Парижа, больше всего волнует реформа образования – так называемый закон Бланкера – по имени министра образования Франции.

- Первая статья этого закона запрещает учителю критиковать вышестоящих руководителей – директора, министра, образовательные программы и реформы. Они хотят сделать из школы армию. Это очень антипрофсоюзный закон, - сказала Клара. Она недовольна и зарплатой, которую педагогам не повышали с 2008 года.

Кстати, сейчас во Франции проходят забастовки учителей против реформы образования. На 13 мая намечено рассмотрение закона Бланкера в Сенате. Педагоги категорически против планируемых слияний по вертикали. Они также против планов жесткой регламентации работы школ и самих учителей. Например, сейчас во время каникул французские педагоги могут не ходить на работу. Но теперь министерство планирует вменить им в обязанность посещать курсы переподготовки в эти дни. Кроме того, профсоюзы требуют увеличения зарплат педагогов на 30%.
Голубоглазого мужчину в клетчатом шарфе с флагом CGT звали Денис Гравуй, и он оказался генеральным секретарем профсоюза работников культуры - актеров, музыкантов и художников (во Франции все руководители отраслевых и территориальных профорганизаций – генсеки). Помимо общих проблем, волнующих французов, как то приватизация или рост цен на топливо, в артистической среде есть свои проблемы.

- Это временные контракты на работу и низкие зарплаты. Кстати, мы очень хорошо знаем о проблемах наших коллег в России, так как у нас традиционно очень тесные культурные связи и контакты с вашей страной. Раньше власти Франции уважали деятелей культуры, это был имидж страны. А теперь они считают, что даже в этом секторе надо экономить, надо урезать бюджет. 75% художников, актеров, музыкантов во Франции зарабатывают меньше 10 тысяч евро в год при минимальной зарплате в 1200 евро в месяц. Конечно, я не беру в расчет очень известных актеров и музыкантов, - сказал Денис Гравуй.

Миниатюрная женщина средних лет в желтом жилете, испещренном датами, привлекла мое внимание. Она – постоянная участница всех без исключения субботних протестов, участие в каждом она помечает на своем жилете. После 13 апреля на ее жилете появится 22-я по счету надпись. Парижанка выходит на улицы, потому что ей и ее мужу стало намного тяжелее жить, не хватает денег. Она порой думает, ехать ли на машине, потому что бензин дорожает. Ее тревожит и наступление пенсионного возраста, ведь тогда уровень жизни может еще сильнее ухудшиться.

Программист Филипп, уровень достатка которого выше среднего, говорит, что лично его не касаются проблемы, волнующие большинство протестующих:

- Но я как гражданин не могу оставаться в стороне, ведь если молчать, то эти проблемы могут добраться и до тебя, – считает он.
«Я как гражданин не могу оставаться в стороне, ведь если молчать, то эти проблемы могут добраться и до тебя».
Не пересечь желтую линию

Интересуюсь у почетного президента «Лиги по правам человека» Пьера Тартаковски, помогут ли эти акции протеста добиться отмены «антихулиганского» закона.

- Шансов нет, он уже принят. Протесты показывают правительству, что оно пересекает желтую линию между демократией и чем-то другим. Отставка Макрона – тоже не центральное требование, народ хочет институциональных изменений, - говорит правозащитник.

Вот так, общаясь с людьми, незаметно мы прошли примерно четыре километра, достигнув конечной точки маршрута – площади Наций. Люди разошлись не сразу, выкрикивали антимакроновские лозунги, что-то пели. Надо сказать, что на всем протяжении шествия я не увидела ни одного инцидента с полицией, да и самих полицейских видно не было. Лишь ближе к концу маршрута стражи порядка перекрывали автомобильное движение для прохождения колонны. Уже добравшись до гостиницы, прочитала сообщения в СМИ, что стычки с полицией все-таки были на площади Республики после завершения акции протеста. Известно, что праворадикальные движения часто используют протесты «желтых жилетов», нарочито агрессивно себя ведут и провоцируют правоохранителей.

В 22-й акции протеста «желтых жилетов», по данным МВД, приняли участие 30 тысяч человек, из них пять тысяч в Париже. По утверждению организаторов, участников насчитывалось более 120 тысяч. Профсоюз полиции насчитал около 90 тысяч демонстрантов. Анонсированное на 15 апреля выступление Макрона, который должен был ответить на требования «желтых жилетов», не состоялось в связи с пожаром в соборе Нотр-Дам де Пари. Трагическое совпадение.
Автор материала Елена Мелик-Шахназарова
Оформление материала Александр Кляшторин

В статье использованы фото и видеоматериалы Елена Мелик-Шахназарова
Другие интересные материалы читайте на сайте: www.solidarnost.org


© 1990 - 2019г., Центральная профсоюзная газета «Солидарность»

www.solidarnost.org

Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог 'Пресса России' - 50143, 13179, Каталог российской прессы 'Почта России' - 99638.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-42817 от 26.11.2010г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.

Контактные данные:

Адрес: Москва, Ленинский проспект, д.42 Телефон: +7 495 938 72 02 (Тел./Факс)

info@solidarnost.org
Made on
Tilda