Первая линия энергомоста через Керченский пролив в обесточенный Крым была запущена 2 декабря. Впрочем, полностью нормализовать энергоснабжение полуострова обещают лишь к середине месяца. Корреспондент “Солидарности” застал конец второй недели энергоблокады в регионе и попытался узнать, как переживали блэкаут крымчане и предприятия полуострова, для которых отключение электричества обернулось изменением рабочих графиков, приостановкой производства и отправкой сотрудников в вынужденные отпуска.
На фото: помимо обеспечения полуострова мегаваттниками, одной из задач крымских властей стала установка телеэкранов для трансляции новостей
...В гостевом доме на окраине Симферополя внезапно, не по графику, загорается свет.
- Интересно, это всерьез или они через пять минут обратно выключат? - задается вопросом парень-администратор.
Отсутствие электричества сближает: вместо того, чтобы сидеть в номере у монитора, можно выпить пива при свете свечи и после, спросив папиросу, пообщаться на крыльце с администраторами. Света нет, холодильник не работает, принять заказ по меню (гостиница совмещена с кафе) нельзя, зато ребята предлагают отужинать тем, что они готовили для себя сами.
- У нас еще хороший район: рядом Больничный городок, поэтому свет есть часто. Есть районы, где свет только на 15 минут в день включают. А бывает и наоборот - за три дня подряд ни одного отключения.
- А расписание?
- Ссылки в Интернете висят, но не работают.
Свет так и не пропал, а его внезапное включение объяснялось просто: в Крым прибыл Путин и запустил первую линию энергомоста через Керченский пролив.
То-то на каждом перекрестке по дороге из аэропорта в гостиницу дежурило по полицейской машине.
Столица Крыма в первые дни декабря уже не похожа на темное царство, каким порою кажется после чтения новостей. Свет горит в отдельных кварталах, в магазинах, кафе и на заправках. На уличное освещение имеющихся мощностей, правда, не хватает - вместо фонарей на перекрестках установлены автономные “свечи” - пластиковые столбы с лампами повышенной яркости. Такие же появились и в других городах полуострова, а к палитре обычного шума крымских городов теперь прибавился еще один звук - тарахтение дизель-генераторов у дверей кафе и магазинчиков.
- Летом, когда тоже были проблемы с электричеством, друг купил генератор, - рассказывает Николай Савельев, глава профкома Балаклавского рудоуправления имени Горького; перебои с энергией наблюдались в Крыму несколько раз в течение последних месяцев. - Психанул, говорит, 30 тысяч отдал. Недавно смотрим - такой же генератор сейчас стоит уже 62 тысячи.
На исходе второй недели после того, как Крым был изолирован от украинских энергосетей, веерные отключения превратились в рутину: о них все так же говорят в переполненных маршрутках, но уже буднично, без эмоций.
- Отдыхать стали больше. Спокойнее стало, и время появилось. Телевизора нет, не раздражаюсь ни на что, - пожилая смотрительница музея Тавриды в Симферополе рада возможности поговорить. Музей работает, свет в залах есть. Нет только посетителей - зима.
Без телевизора людям остаться, однако, не дали. В центре Симферополя у памятника Ленину с большого дисплея транслируется послание Путина Федеральному собранию. Народ внимательно слушает, усиленные наряды полиции стоят едва не навытяжку; президент с экрана громит турецкого лидера Эрдогана.
Что же до перебоев с хлебом, о которых написали многие СМИ, то они в больших городах уже давно позади.
- Первые дни панические были: люди закупали больше хлеба, поскольку не знали, чего ждать, - рассказывает и. о. гендиректора компании “Крымхлеб”, крупнейшего производителя в этой области, Олег Скалчинский. - Потом поняли, что стабильность по хлебу есть, и это прекратилось.
Сам “Крымхлеб”, несмотря на блэкаут (от электричества оказались полностью отрезаны ялтинский, керченский и феодосийский филиалы предприятия), не остановился. Мало того, для завода, который в нормальных условиях покрывает менее 40% потребности полуострова в хлебе, настали “золотые времена”: значительная часть хлебного производства в Крыму - это небольшие частные пекарни, работающие на электроэнергии, они как раз и вынуждены были остановить работу.
- Из-за того, что мелкие пекарни оказались отрезанными от электричества, мы получили существенно больше заявок, - говорит Скалчинский. - В отдельные дни рост спроса по сравнению со штатным временем доходил до 50%. Потом ажиотаж несколько снизился, и сейчас спрос выше лишь на 10%.
В первые дни, говорят, отмечался на полуострове и топливный кризис: отключение электроэнергии и ажиотажный спрос на бензин, вызванный чувством общей неопределенности и необходимостью заправлять генераторы, совпал со штормовой погодой на Керченском проливе. Теперь очередей на заправках нет.
Крупнейшее предприятие Симферополя, завод “Фиолент”, согласно статье в “Википедии”, - самый мощный производитель электроинструмента в Восточной Европе. На деле важнейшая специализация предприятия - продукция для нужд Минобороны, в частности, электродвигатели.
Председатель профкома Тамара Хоменко встречает меня у пустой проходной. Тяжело быть корреспондентом федеральной газеты: на меня обрушивается просьба передать личную благодарность Владимиру Владимировичу и крымскому руководству за помощь Крыму в трудной ситуации и за мирное небо над головой в частности. Обещаю обязательно передать, едва только увижусь с президентом.
- Сбоев в работе у предприятия нет, мы трудимся на оборонзаказ в стабильном режиме, электроэнергия поставляется в соответствии с нашими нуждами, но, в то же время, не ущемляя другие предприятия и население, - рапортует предпрофкома.
Потом, однако, выясняется, что все несколько сложнее:
- График у нас получился такой: электричество с пяти до восьми утра и затем с пяти до восьми вечера. Людей мы начали в четыре утра забирать своим транспортом и свозить на предприятие. К этому времени уже работает кондитерский цех с горячими пирожками: люди не успевают завтракать...
- Не жалуются?
- Вы что? Люди радуются, что у нас есть работа, и понимают, что надо выполнять оборонзаказ. У нас особый коллектив, очень сплоченный...
Встал и электротранспорт. В Крыму и Севастополе еще с советских времен сохранилась развитая система троллейбусного сообщения, во многом уникальная для постсоветского пространства: здесь троллейбус существует не только как городской, но и как междугородний транспорт. После 22 ноября троллейбусы и в городах республики, и в Севастополе не вышли на линию.
- Протоколом комиссии по ЧС нам было указано приостановить работу троллейбусов в условиях веерного отключения до особого распоряжения, - говорит председатель профкома ГУП “Севэлектроавтотранс” Елена Алехнович.
По словам главы первички, большая часть коллектива была отправлена в простой с сохранением 2/3 заработной платы.
- У нас по колдоговору работники должны находиться во время простоя на своих местах: предприятие режимное, класса повышенной опасности. Часть коллектива написала заявления на отпуск без сохранения содержания.
По словам Алехнович, для некоторых сотрудников - прежде всего наиболее малооплачиваемых - ввиду ЧС были открыты дополнительные вакансии подсобных рабочих по срочным договорам - в том числе для отправившихся в отпуск и тех, у кого 2/3 от зарплаты составят сумму меньше МРОТ (в Севастополе - 5965 рублей).
Часть работников по распоряжению губернатора Сергея Меняйло была переброшена на обслуживание прибывших с материка мегаваттных генераторов.
Кому отключение энергии наверняка пришлось по душе, так это детям, которым блэкаут дал дополнительные дни каникул. В Севастополе, например, к пятнице 5 декабря 1 - 4 классы были освобождены от занятий вовсе, а остальные учились по сокращенному графику.
Прекратила работу и часть детских садов.
- Многие родители трудятся, и детей девать некуда, - говорит председатель Севастопольской городской организации профсоюза госучреждений Татьяна Кузнецова. - И тут я горжусь своим городом: некоторые даже предлагали: мол, квартира большая, пять-шесть деток можно привести, будем за ними смотреть.
Над Севастополем днем ревели самолеты, а к вечеру к колоннаде у чернеющего Приморского бульвара прикатываются ракетные установки - не война, слава Богу, но лишь репетиция шоу: на 5 декабря назначено выступление “Русских витязей” и “Стрижей”, большой концерт и выставка военной техники.
Пока же на темной набережной у колонны-памятника кораблям, затопленным в Крымскую войну, перешучивается, блестя фонариками, молодежь, да одиноко светятся двери кафе. Общепиту есть теперь чем привлечь новых посетителей: “Все условия для вашего отдыха. Свет! Интернет! Вкусная еда! Ароматный кофе!” Спустя сутки после запуска линии света во многих домах по вечерам нет, и чем дальше от центра, тем труднее идти по улицам без фонарика.
Разговоры об энергетической блокаде среди украинских политиков и активистов шли давно, а перебои с поставкой энергии на полуостров за прошлый год в Крыму почти вошли в привычку - и еще тогда, в прошлом году, полуостров начали снабжать генераторами с “Большой земли”.
- Севастопольцы, конечно, народ стойкий. Но, к сожалению, город оказался [к случившемуся] не готов, - говорит Николай Савельев. - Генераторы [привезенные после отключений минувшего года] больше года простояли в порту, и только сейчас их стали распространять, - сетует глава профкома Балаклавского рудоуправления.
Лидер севастопольского горкома профсоюза работников ЖКХ Василий Дудка, впрочем, склонен оценивать ситуацию бодрее:
- Штабы и дежурные аварийные бригады были созданы на всех предприятиях жизнеобеспечения с первого дня. С прошлого года, когда электричество бахнулось в первый раз, все объекты жизнеобеспечения оснащены генераторами.
Для работников ЖКХ еще в большей степени, нежели на промышленных предприятиях, отключения означали переход на особый режим работы.
- Конечно, мы все читаем трудовое законодательство, и какие-то нарушения с точки зрения рабочих графиков есть, - констатирует председатель. - Жизнь вынуждает работать, выходя за рамки законодательства. ЧС есть ЧС. Другое дело, что жалоб нет.
Во многих крымских домах нет централизованного отопления, однако здесь жителей полуострова подстраховала сама погода - первые дни после отключения держалась теплая для этого времени погода; только к началу декабря в Крым пришло полноценное похолодание.
- Конечно, сейчас дизель-генераторы навезли со всей России, в том числе и мегаваттники - правда, они гудят, как реактивный самолет, но это уже другой разговор...
- Вы журналист? Откуда? - я захожу в мерцающую свечками темноту небольшого продуктового магазинчика на отшибе симферопольского “старого города” - обшарпанной и колоритной татарской махалли с мечетью и кривыми узкими улочками, которую после присоединения полуострова к России собирались было снести под застройку, но пока не хватило денег.
- Из столицы.
- А из которой? Из Москвы? А, тогда о хорошем, значит, напишете.
Мелкие магазины и кафе из тех, кому не повезло оказаться вблизи стратегически важных учреждений или кто не успел завезти генератор, меж тем, оказались вынуждены считать убытки, подгадывать графики под световой день или режим отключения энергии да закупаться свечами. На гостиничный бизнес свалилась еще одна дополнительная напасть - в Крыму параллельно случился сбой крупнейшей системы бронирования booking.com.
Вместе с тем, оказались брошены на произвол судьбы и крупные частные предприятия, которые и так не слишком спокойно чувствуют себя на фоне национализации, по временам напоминающей рейдерские захваты.
- В Севастополе больших предприятий не осталось - выбили еще при Украине, а остальные пытаются добить сейчас: нет предприятий - нет проблемы, - жалуется Николай Савельев.
Балаклавское рудоуправление, профком которого возглавляет наш собеседник, остается едва ли не единственным выжившим на сей момент градообразующим предприятием района. Однако и без блэкаута оно переживало нелегкие времена. Кто сейчас является его собственником, затруднился ответить даже сам председатель.
- В начале 2014 года у нас было 850 работников, сейчас - 604 человека, и дела обстояли, так сказать, “стабильно плохо”. У нас основным потребителем продукции традиционно была украинская металлургия, Запорожье, Кривой Рог. Сейчас, безусловно, существует возможность контрактов с российскими компаниями, но все упирается в логистику, то есть в мост. Если мы подписываем контракт и не соблюдаем его из-за погоды на переправе, то кому мы нужны в условиях такой конкуренции...
На помощь города в условиях блэкаута, по словам Савельева, таким предприятиям, как Балаклавское рудоуправление, рассчитывать не приходится.
- Что делать, если губернатор (адмирал Сергей Меняйло. - А.Ц.) попросту не видит предприятие на карте города? И таких негосударственных учреждений становится все меньше. Ни с того ни с сего нам в пять раз подняли налог на землю - платим. Забрали часть территории, 22 гектара, отдали “Ночным волкам” - а мы продолжаем платить аренду за эту землю!
Сейчас у предприятия есть контракты со строителями Керченского моста, однако рудоуправление стоит из-за отключения электроэнергии, и судьба этих контрактов находится под вопросом.
Равно как и судьба самого рудоуправления.
Постепенно жизнь в Крыму начинает входить в привычное русло. 7 декабря жители крымских городов вновь смогли увидеть на улицы троллейбусы; начали, по сообщениям СМИ, подключать к электроэнергии предприятия, которые ранее были отрезаны от сети. Пошли в школы младшеклассники, до той поры сидевшие по домам.
В свою очередь, о готовности частично возобновить поставки по восстановленной линии электропередачи в Херсонской области объявил украинский президент Петр Порошенко.
Однако крымские власти официально отказались продолжать закупки украинской энергии:
- Мы уже давно отказались от всего украинского, - заявил глава Крыма Сергей Аксенов. - Электроэнергия была последняя нитка, которая связывала нас с Украиной. Вот сегодня мы отрезаны уже полностью и не имеем намерений вновь поддерживать эти отношения.
Александр Цветков / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Они и по сей день при свечах!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно