Московский экономический форум проходит уже четвертый раз, и, по сути, это оппозиция Гайдаровскому форуму. 23 и 24 марта экономисты от всей души ругали министра финансов, министра экономического развития, главу Центробанка и предлагали снять с должности премьер-министра. Клеймили коррупцию в высших эшелонах власти, на пальцах и цифрах доказывали, что рыночной системы у нас нет, а куда движется страна, не знает никто, включая тех, кто ее движет. В общем, занимались высказыванием оппозиционных мнений, но только так… респектабельно. В костюмах, сидя в аудиториях МГУ.
Проведя два дня на Московском экономическом форуме неподготовленный человек вышел бы оттуда оппозиционером. Ну невозможно же серьезно относиться к министру финансов Антону Силуанову после его фразы: “рост российской экономики достиг своего дна”. Даже одиозная в свое время личность - бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан, приехавший на форум, говорил совершенно иначе, чем раньше. Оказывается, МВФ не стоило под одну гребенку равнять все страны и требовать от них за кредит определенным образом реформировать экономику. Получается, у каждой страны есть свои особенности, и их нужно учитывать!
- МВФ - это только точка зрения. Экономика - это не физика. Нельзя повторять какие-то вещи в другой стране, не принимая во внимание особенности страны, - сказал он. И добавил:
- Что касается санкций [против России], европейцы и американцы поступили неправильно. Это ни в чьих интересах. Думаю, они [санкции] в 2016 году закончатся.
По словам журналиста Юрия Пронько, специализирующегося на экономической тематике, люди в финансово-экономическом блоке правительства окружили себя своими экспертами и аналитиками, иные же мнения вообще не рассматриваются.
- Отойдите в сторону все, кто с нами не согласен, - вот позиция Минэкономики, Минфина и Центробанка! - возмутился Пронько. - Спрашивают, почему я не говорю о президенте. Мол, получается, президент хороший, а бояре плохие. Но дело в том, что реально экономическую политику в стране определяет финансово-экономический блок. В силу занятости и других причин глава государства занимается иными вопросами. Другое дело - доверие. По всей видимости, президент им доверяет. И это патовая ситуация.
Эксперты, которым, видимо, было обидно, что президент их не слушает, на форуме дали по три совета Владимиру Путину - какие законы надо принять, чтобы выйти из кризиса.
По мнению научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, первым делом следовало бы поменять премьер-министра России. Также отменить налоги на инвестиции, которые идут в реальный сектор экономики, и ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
Директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов считает, что основная проблема последних полутора лет - это отсутствие условий для нормальной экономической деятельности: волатильный курс рубля и высокая ключевая процентная ставка. И именно с этим надо бороться.
- Вы что, не знаете, что законы в России ничего серьезного не решают? - удивился декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
Выход из кризиса, по его словам, вопрос инвестиционный. И речь о том, кто будет инвестировать. Если государство, то оно будет вводить ограничения капитала. Но госденег всего 14 трлн рублей, а на руках у населения - 31 трлн рублей. И чтобы привлечь их, нужно развивать накопительные пенсионные системы, облигации, переходить к прямому налогообложению.
- Из кризиса мы выйдем, я в этом уверен, но что будет дальше? У нас нет перспектив роста.
Публицист и экономист Юрий Болдырев, стоящий у истоков создания партии “Яблоко”, заявил, что посоветует президенту отменить пагубные реформы в науке, здравоохранении и образовании. Кроме того, он рекомендовал бы провести подлинно свободные выборы в Госдуму и привести исполнительную власть в соответствие с основами Конституции, чем сорвал аплодисменты зала. А экономист Владислав Жуковский сделал акцент на возврате вывезенных из России за границу денег. Также, по его мнению, поможет стратегическая национализация и раскрепощение малого бизнеса, заморозка для него налогового бремени на пять лет.
Приглашенный гость, бывший вице-премьер и министр финансов Польши Гжегож Колодко предложил строить экономику в России не на основе военно-промышленного комплекса, а на основе знаний, экономической теории. Он обратил внимание на огромное неравенство в доходах богатых и бедных в нашей стране. По его мнению, долго так продолжаться не может: еще лет пять и произойдет социальный взрыв. Как и Доминик Стросс-Кан, он считает, что России нужно провести реальную, а не формальную реструктуризацию экономики.
Член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева отметила, что такого кризиса, какой у нас сейчас идет, мир еще не видел. Рост прибыли предприятий и депозитов организаций за 2014 - 2015 годы - впечатляющий. Экономика купается в деньгах, которые лежат мертвым грузом! Если замерить скорость обращения денег, то обнаружится, что она черепашья. При этом наблюдается спад инвестиций на 10%, на такую же величину упала реальная зарплата работников, плюс выросла безработица.
- Есть много разных советов, что экономику надо насыщать деньгами. Давайте посмотрим, где и сколько у нас денег лежит, - продолжает Дмитриева. - За 2014 - 2015 годы рост кредитов - 135%, рост депозитов - 141%, в целом. При этом у организаций рост кредитов - 142%, рост депозитов - 170%, у населения рост кредитов - 107%, что очень мало, рост депозитов - 126%. Видно, что идет огромная перекачка средств из реального сектора экономики в виртуальный.
Дмитриева заключила, что нынешний кризис носит рукотворный характер, поэтому необходимое условие для выхода из кризиса: “изъять из управления этих рукотворцев”:
- Руки прочь от экономики, те, кто не умеет ею управлять!
Что, по ее мнению, нужно делать дальше, после того, как убрать “рукотворцев”?
- Если очень коротко, то все, что делают правительство и Центробанк, нужно делать с точностью до наоборот, - уверена депутат.
По ее мнению, основной фактор нынешнего кризиса - девальвация национальной валюты - может стать фактором роста, но при следующих условиях: дешевый кредит, налоговое стимулирование и рост платежеспособного спроса населения и государственного спроса.
Если говорить чуть подробнее, то ключевая ставка должна опуститься до 5 - 6%, а кредитная до 7 - 8%. Центробанк объясняет высокие ставки тем, что тогда будет отрицательная банковская маржа, но депутат уверена, что ничего страшного в этом нет:
- В мировой практике масса примеров отрицательной банковской маржи. А такой банковской маржи, как в нашей стране, мир вообще не видел! Не найти стран, где она была бы выше 3%, а у нас и 7 - 8% бывает!
Что касается колебания курса национальной валюты, то Дмитриева предлагает проводить политику устойчивого дешевого рубля, зафиксировав курс на определенном уровне. Это даст приоритет отечественному производителю на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность. С нынешним курсом Россия может конкурировать со всеми странами, даже с Китаем.
Сейчас правительство повышает налоги. Дмитриева же считает, что их не только надо снижать, но и ввести мораторий на повышение, восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционного процесса.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам отметила реальное снижение доходов населения, чего не было последние пятнадцать лет, начиная с 2000 года.
- Это важнейший тормоз экономического роста, поскольку нет платежеспособного спроса. И здесь нужно переходить к индексации пенсий и зарплат [бюджетникам], как минимум на уровень инфляции, на 15%, - говорит она.
Также механизмом повышения спроса может выступать государственный заказ, только надо отказаться от тендеров по многим направлениям и перейти к госконтракту, стабилизированному по ценам и срокам. Это то, чего, по данным Дмитриевой, больше всего просит бизнес.
Многие выступавшие сходились во мнении, что правительство предпринимает неверные шаги по выходу из кризиса. При этом в самом правительстве так не считают. Например, первый зампред правительства Игорь Шувалов накануне сказал: “Мы не допустили ни одной ошибки в условиях кризиса”. Одновременно с этим министр финансов произносит фразу: “Надо что-то делать с дефицитом”, а вице-премьер Ольга Голодец, которая отвечает за социальный блок, заявляет о резком падении доходов населения. Видимо, дефицит и падение доходов - это правильно, так и было запланировано.
- Вообще, в любой другой стране после такого заявления человек, который отвечает за социальный блок, подает заявление об уходе по собственному желанию. Это ты не справился! Это твой блок не смог предотвратить падение! - возмущается Юрий Пронько.
Но нет, министры в России не подают в отставку, даже если полностью проваливают работу своих ведомств. В России их за это, наоборот, награждают. Так, премьер-министр Дмитрий Медведев наградил министра экономического развития Алексея Улюкаева медалью Столыпина “за выдающиеся заслуги в решении социально-экономических задач в РФ и многолетний труд”. Вот только экономисты не видят в нашей стране какого бы то ни было экономического развития.
Источником финансирования для выхода из кризиса, по мнению Оксаны Дмитриевой, могут стать деньги, которые фактически изъяты из бюджетных средств и лежат в фонде национального благосостояния или просто перекачиваются из одних банков в другие и реально до инвестиционного процесса не доходят.
С ней согласен и Юрий Пронько. По его словам, 70% российского банковского сектора - это государственные банки, поэтому, когда произносится фраза “мы оказали помощь банковскому сектору”, надо понимать, что деньги налогоплательщиков переложили из одного кармана в другой. Но дальнейшего движения не происходит.
- Как можно было предоставить очередной кредит Кипру в 4 млрд евро под 3% годовых, когда на собственный антикризисный план денег нет?! - Возмущается Пронько. - И еще: безусловно, золотовалютные резервы - это хороший вариант, когда у тебя много денег. Но когда министр финансов говорит, что денег нет, и за три месяца банк России в US Treasuries (казначейские облигации США. - Ю.Р.) размещает 16 млрд американских долларов - возникает вопрос, почему так происходит.
Им вторит биржевой эксперт Владислав Жуковский, вспоминая о 10 трлн рублей, которые лежат в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния.
- О них никто не вспоминает, потому что деньги наполовину распилены между “национальными достояниями” и стройкой к Чемпионату мира по футболу. По официальным данным с 2000 по 2014 год из России только нефтепродуктов было вывезено на 3 трлн долларов, суммарный экспорт - 5,9 трлн долларов, это три экономики России. Из этих денег мы умудрились проесть 4 трлн. 3,9 трлн спустили на импорт, из них две трети - это то, что мы могли бы производить сами, если бы вкладывали деньги в экономику, чего мы не сделали. И еще 2 трлн долларов - это отток капитала, это вывоз денег нефтяниками, металлургами, химиками, - возмущается Жуковский.
По его расчетам, еще 500 млрд долларов - это чистый инвестиционный убыток России по платежам за иностранные кредиты из-за того, что в стране не развита финансовая система. И 128 млрд долларов Россия в последнее время “простила” внешних долгов.
- Говорят, что иностранные инвестиции нас спасут. Но настолько неэффективно, неадекватно работать на рынке мирового капитала надо еще уметь. У нас и по прямым иностранным инвестициям, и по портфельным, и по кредитам и займам чистый отток капитала из страны за 2015 год - 500 млрд долларов. Мы еще умудрились на обслуживание этих займов, кредитов за рубеж отправить в чистом виде 500 млрд долларов. То есть один триллион долларов в стране - это чистый инвестиционный убыток от того, что мы на мировом рынке работаем как финансово незрелая колония, - добавляет Жуковский.
- Хотите сделать одну уникальную вещь - закажите русским, хотите десять одинаковых - кому угодно, но не русским, - сказал на открытии форума декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, и его слова обсуждались все два дня. Большинство высказывающихся на эту тему полностью соглашались с ним. Они предлагали принять это за базу, и российскую модернизацию строить с учетом имеющегося конкурентного преимущества: человеческого капитала. То есть делать упор в таких отраслях, где нужно не массовое производство, а уникальные инновационные разработки: космос, креативная индустрия, новые направления проектирования.
- [Человеческие] ценности - это социальные вещи, которые зависят от школы, тюрьмы и армии. Полный период изменения - сорок лет. У нас есть пространство, люди и военный потенциал. Это наши преимущества. Китай перешел от коротких реформ к длинным стратегиям. Если мы хотим соревноваться с Китаем, надо меняться, - уверен Аузан.
Александр Романов, предприниматель, занимающийся легкой и текстильной промышленностью с 1979 года, предложил один из способов меняться и развиваться: возродить эту отрасль экономики. Прибыль в ней довольно большая, и попасть на мировой рынок довольно легко.
Второе место в списке самых богатых людей мира занимает Амансио Ортега, владелец компании Inditex, которая управляет сетью популярных магазинов одежды и аксессуаров марки Zara, а также Massimo Dutti, Pull & Bear, Bershka, Stradivarius, Uterquе.
- Он не занимается ни нефтью, ни газом, он шьет стринги и вяжет носки. Я сейчас возьму у девушки юбку, сниму мерки, вызову швею-мотористку, и за полчаса она создаст новую юбку. То есть за полчаса я создам одно рабочее место и 500% прибавочной стоимости, потому что мне нужен метр ткани, которая стоит десять долларов, и пять долларов я отдам за работу. А юбку я продам за шестьдесят долларов, а если напишу, что это Dolce & Gabbana, то за девяносто долларов, - рассказывает Романов.
По его словам, поднимать легкую промышленность формально можно уже завтра. Но если говорить об отрасли в целом, то для полного импортозамещения надо будет создавать заново всю инфраструктуру. Запускать заводы по производству тканей, а это означает как восстановление химической промышленности (и создание тысячи рабочих мест), так и взаимодействие с отраслями растениеводства, животноводства и многими другими.
Например, сейчас при разделке скота шкуры просто выкидывают, потому что у нас в стране нет ни одного завода, который занимается выделкой шкур и меха. Мы все шкуры закупаем в Турции. У нас нет ни одного завода, который производит кожу. Для производства тканей нужен будет, например, лен, а это гарантированный госзаказ, опять же рабочие места. То же и в животноводстве. Все должно идти в связке.
- Мы спокойно можем работать без внешнего инвестирования. Просто это займет больше времени. При нынешнем падении рубля мы конкурентоспособны с Китаем и с кем угодно. Если у нас есть классный дизайн, ноу-хау, мы легко можем конкурировать с любыми иностранными фирмами, чего не скажешь о машинах, например. Вы не можете приехать на “Лада Х-Ray” в Баварию и подвинуть “Мерседес”. Это высокотехнологичный продукт. А если у меня есть хорошо сшитые брюки, то я везде их продам, - поясняет Александр Романов.
Впрочем, даже если такой проект будет инициирован президентом, Романов не верит в то, что где-то по дороге промежуточная структура власти его не загубит. Точнее, предприниматель уверен как раз в обратном. Загубит. И он в таком мнении не одинок. Присутствующие эксперты неоднократно высказывались, что у власть имущих иные цели, нежели развитие экономики страны.
- Рыночные реформы - это включение рыночных механизмов для улучшения экономики, на благо достижения общенациональных целей. Декриминализация мошенничества - это разве рыночные реформы? Декриминализация взяточничества - это рыночные реформы? - задает риторические вопросы экономист Юрий Болдырев.
Лучше всего то, что происходит в российской экономике с 90-х годов, охарактеризовал, наверное, бывший премьер-министр Польши Гжегож Колодко. Дело в том, что организаторы форума не рассчитали количество желающих посетить мероприятие, и посадочных мест оказалось сильно меньше, чем участников. В итоге многие вынуждены были стоять в проходах, на лестницах, в коридорах, наблюдая за выступающими по мониторам. Колодко отметил:
- Вот сейчас здесь очень много народу. Все не влезают. Что бы сделали китайцы? Перенесли бы проведение этого форума в Кремлевский дворец. Что бы сделали американцы? Продавали бы сюда билеты по 25 долларов. А что сделали вы? Ничего. Вот это ваша рыночная экономика: недоплан, недорынок.
Николай Федоров / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
К слову, догадывается ли коллега Роман Тарасов, что его "легпромсомнения" льют воду на л-л-либеральную мельницу финансово-экономического блока?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно