Фото ИТАР-ТАСС
В ночь на 10 октября в московском районе Бирюлёво выходцем из Азербайджана был убит россиянин Егор Щербаков, возвращавшийся домой со своей девушкой. Преступление спровоцировало среди местных жителей всплеск националистической агрессии. 12 октября сотни людей разгромили торговый центр и овощную базу как “место сборищ нелегальных мигрантов”, пострадали несколько человек. Убийцу задержали 15 октября, и, учитывая общественный резонанс от этого преступления и от погромов, судить его, скорее всего, станут тоже скоро. Между тем, убийство русских “нерусскими” уже не в первый раз провоцирует массовые беспорядки на националистической почве. “Солидарность” вспомнила о некоторых из них и пришла к выводу, что никаких выводов ни властями, ни обществом так и не сделано.
В ночь 10 октября Егор Щербаков и его девушка Ксения возвращались домой из бильярдного клуба. Припарковав машину во дворе дома, они направились к первому подъезду. Навстречу им из второго подъезда вышел мужчина “кавказской национальности”, внезапно начавший передразнивать и оскорблять спутницу Егора. Щербаков встал на защиту любимой, попросив незнакомца быть аккуратнее в выражениях. После короткого обмена “любезностями” мужчины перешли к обмену ударами. Бытовая сцена? Ничего более. Только после короткой схватки незнакомец убежал, а Егор Щербаков умер на руках подруги от ножевого ранения в сердце.
12 октября, в воскресенье, возле места убийства Щербакова, где уже стояла фотография с черной лентой, стали собираться сотни людей. Среди собравшихся были друзья погибшего, жители Бирюлева, а также молодые люди из других районов Москвы. Сход быстро перешел в стихийный митинг, участники которого, распалившись, двинулись в сторону известных в районе мест скопления мигрантов - к овощебазе “Покровская” и торговому центру “Бирюза”. Навстречу толпе выдвинулись усиленные наряды полиции и бойцов ОМОНа. По тревоге был поднят весь личный состав столичной полиции. Приказом министра внутренних дел страны Владимира Колокольцева в столице был введен план “Вулкан”.
Несмотря на присутствие охранников правопорядка, активистам народного движения все-таки удалось изрядно погромить и базу, и торговый центр. Против полисменов и торговцев с характерной внешностью быстро пошли в ход бутылки, камни и дымовые шашки.
А потом беспорядки переместились к месту гибели Егора, где группа агрессивно настроенных молодых людей стала бить автомобили, уже не разделяя на “ваших” и “наших”.
За двое суток спокойный спальный московский район стал буквально эпицентром маленькой гражданской войны. Из Бирюлева регулярно отбывали полные “автозаки”. Кареты скорой помощи развозили по медучреждениям участников битвы с обеих сторон. Все средства массовой информации пестрели сводками с фронта. Руководство Следственного комитета РФ оперативно взяло на контроль дело об убийстве Щербакова, а начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин объявил награду в размере 1 млн руб. за информацию, которая поможет задержать подозреваемого.
К 14 октября накал событий начал сходить на нет. Разобрали баррикады из мусорных баков. Указом Роспотребнадзора закрыли овощебазу, проверили несколько тысяч мигрантов на законность и причастность, нашли один бесхозный автомобиль с оружием и миллионами. К часу ночи 15 октября число задержанных во время беспорядков в московском районе Бирюлево достигло четырех сотен человек. В отношении некоторых из них полиция возбудила уголовные дела по статье “Хулиганство” - в связи с фактом массовых беспорядков.
- По факту хулиганских действий, после того как полиция неоднократно предупреждала о недопустимости нарушения закона, нами принято решение о возбуждении уголовного дела по статье 213 (“Хулиганство”), - заявил и.о. начальника УВД по Южному административном
Теперь 32-м гражданам, которые признаны зачинщиками беспорядков, грозят штрафы в размере от 500 до 3000 рублей.
Сейчас в Западном Бирюлеве уже спокойно, улицы патрулируются полицейскими и дружинниками, а ФМС готовится открыть здесь стационарный пост миграционного контроля. Овощебазу планируется закрыть по решению властей, а руководство базы и овощехранилища - привлечь к уголовной ответственности в связи с беспорядками.
Кроме того, как сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин, “возможно возбуждение новых уголовных дел по овощебазе, в том числе должностных и экономических”. Поплатился за беспорядки в районе и шеф местной полиции Геннадий Каверин: глава ГУ МВД России по Москве Якунин внезапно освободил его от должности.
Между тем полицейские установили личность убийцы. Им оказался 31-летний уроженец Азербайджана Орхан Зейналов Захит Оглы, предположительно торговавший в районе шаурмой. Кроме того, по словам работников овощебазы, Зейналов часто “крутился” на бойком месте, занимаясь попутно скупкой цветного металла. Как оказалось, предполагаемого преступника подозревают в совершении аналогичного преступления и на родине:
- Мы связались с нашими коллегами из Азербайджана, они подтвердили, что этот гражданин разыскивается ими за убийство, - заявил начальник главка Якунин.
Московская полиция обещала “раскрыть убийство в кратчайшие сроки” и бросила на поиски преступника лучшие силы уголовного розыска. Тем временем в столице активно возобновились массовые рейды по поиску нелегальных мигрантов. Около 5 часов вечера 15 октября при участии бойцов СОБРа подозреваемый уже был задержан в подмосковной Коломне.
Случаи, когда бытовые конфликты перерастают в межнациональные или даже межрелигиозные, в России, к сожалению, не редкость. Впрочем, оттенок межрелигиозной вражды они принимают, как правило, из-за того, что в таких конфликтах участвуют мусульмане - выходцы с Кавказа или из Средней Азии. Но поскольку немусульманское большинство населения страны в “свободное от драк” время не слишком заботится о своей религиозной идентичности, уместнее будет называть такие конфликты именно межнациональными
Как правило, все начинается с ссоры русского с условным “нерусским”. Если в результате бытовой стычки русский оказывается убит, возмущенные “братья по крови” устраивают погромы. Чаще всего - антикавказские. Люди, почувствовав резкий скачок “национального самосознания”, громят рынки, ловят и избивают случайных (и не очень случайных) прохожих нерусской внешности, требуют скорого и жесткого наказания для виновника изначального инцидента, выдвигают властям политические требования. К протестующим почти всегда присоединяются футбольные фанаты, а националистическ
Властям, в свою очередь, свойственно приуменьшать масштабы и значение событий. С одной стороны, чиновники оказываются правы в том, что все началось с “бытовухи”. С другой стороны, россияне воспринимают все эти “возбудили дело”, “накажем” и “не надо нагнетать” как попытку пустить пыль в глаза в отсутствие внятной национальной политики государства.
Николай Евдокимов, старший участковый уполномоченный УПМ № 4 (Западное Бирюлево) по Южному административном
- Взаимосвязи между убийством и массовыми беспорядками я не вижу. Считаю, что беспорядки направлены именно против овощной базы и специально были спровоцированы какими-то другими силами. А убийство человека - да, действительно, это факт, от этого мы никуда не уйдем. Но это был просто повод собрать многочисленную толпу.
Пока существовала овощная база, которая давала рабочие места трудовым мигрантам, естественно, они проживали в этом районе. Здесь, в принципе, мы уже “стучали в колокола”, но решение проблемы всегда уходило на самый низ. К сожалению, масштаб федеральной плодо-овощной базы ну никак не входит в компетенцию участкового уполномоченного полиции, если в день там предоставляют до 7 тысяч рабочих мест. Каким образом может справиться обычный участковый уполномоченный полиции с данной проблемой? Я вам объяснил, что действительно об этом говорилось, все об этом знали, но сейчас этот факт выплыл наружу, и об этом стали кричать громко.
Да, сейчас база закрыта на неопределенное время, оттуда всех мигрантов забрали. Но после проверки какое-то их количество осталось. Кто-то был привлечен под административную ответственность, а остальные были проверены и отпущены. Мы уже третьи сутки проводим рейды, необходимые мероприятия, нам наконец-то выделили дополнительные силы из других округов Москвы.
Антон Цветков, председатель президиума Общероссийской общественной организации “Офицеры России”:
- Необходимо разделить на две категории граждан, которые выступали с протестами в Бирюлеве. Есть местные жители и родственники погибшего, которые действительно возмущены сложившейся ситуацией, и их больше беспокоит безопасность района, расследование уголовного дела и так далее. А есть люди, которые приехали хулиганить и дебоширить. В толпе были местные жители, но они в большей степени вели себя адекватно и спокойно. А все эти погромы в основном устроили хулиганы, приехавшие из других районов Москвы.
Конечно, местных жителей достаточно сильно напрягает количество нелегальных мигрантов, которые находятся рядом с ними, количество правонарушений, совершаемых в основном представителями иностранных государств. Естественно, жителей это волнует, но они же не националисты, не нацисты, то есть цвет кожи мигрантов для них не важен.
Сейчас любые высказывания о том, что во всем виноваты власти, - сплошной популизм. Можно закрыть базу в Бирюлеве, но она появится в другом районе Москвы, отчего будут страдать жители другого района. Необходимо сделать две вещи. Первое - выработать механизм эффективного выдворения нелегальных мигрантов в массовом порядке, десятками, сотнями тысяч. А для этого, второе, нужно создавать межрегиональные центры временного содержания иностранных граждан, вместимость каждого из которых была бы более 10 тысяч человек. Потому что сейчас в центре временного содержания нелегалов вместимость примерно 400 человек. Из Москвы депортируют одну-две тысячи человек в месяц. Это ерунда.
Ирина Яровая, глава комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции:
- Проблему нелегальной миграции я рассматриваю как системную, требующую комплексного подхода. Мы уже реализовали законодательную инициативу о том, чтобы запретить въезд на территорию РФ иностранным гражданам, которые использовали подложные документы, уклонялись от уплаты штрафов. Кроме того, в случае повторного правонарушения штраф заменен выдворением.
Думаю, есть смысл вернуться к рассмотрению наших подходов к “резиновым квартирам” в части введения требований регистрации в соответствии с учетной нормой жилья. Кроме того, считаю, что наши требования по наведению порядка в системе квотирования для торговых сетей должны быть учтены правительством. Сегодня этот механизм не отвечает ни запросам рынка труда, ни экономическим потребностям России, ни требованиям безопасности.
Особого рассмотрения требует вопрос создания в субъектах РФ спецучреждений по депортации и выдворению. Несмотря на то, что это распоряжение появилось два года назад, сегодня такие учреждения появились только в 21 регионе. Я считаю, что это зона персональной ответственности глав субъектов РФ. И это вопрос не просто организационно-процедурный. Это вопрос безопасности.
В борьбе с нелегальной миграцией нельзя преувеличить роль народных дружин. При установлении дружинниками мест проживания нелегальных мигрантов и привлечения их в качестве рабочей силы, полагаю, никто не сможет это проигнорировать. Народные дружины должны действовать совместно с полицией, нарушения будут запротоколирован
Михаил Антонцев, заместитель председателя Московской Федерации профсоюзов, депутат Мосгордумы:
- Профсоюзы Москвы заинтересованы в том, чтобы разобраться в сути дела и не допустить того, чтобы криминальные элементы использовали ситуацию в своих целях. Безусловно, необходимо жесткое регулирование миграции. Но помимо миграции есть еще и криминалитет. Так что наличие в городе криминальных структур тоже нужно учитывать. И, конечно же, здесь имеются большие вопросы по деятельности правоохранительн
Напомним несколько самых известных случаев, когда бытовые конфликты приводили к массовым беспорядкам.
Самый известный из них, несмотря на “свежесть” погрома в Бирюлеве, был вызван убийством 6 декабря 2010 года в Москве спартаковского болельщика Егора Свиридова. В тот день на автобусной остановке между Свиридовым и четырьмя его друзьями с одной стороны и пятью выходцами из кавказских республик с другой произошла короткая перепалка и драка. В драке 26-летний Аслан Черкесов из Кабардино-Балкар
Черкесов и его спутники вскоре были задержаны. Однако из пяти задержанных четверо (Артур Арсибиев, Аной Анаев, Рамазан Утарбиев и Хосин Ибрагимов) были отпущены, что позволило им и вовсе покинуть Москву. Это и вызвало мощную волну возмущения общества.
11 декабря состоялось шествие памяти Егора с участием 5000 болельщиков “Спартака” к месту его гибели. Их поддержали байкеры и фанаты других футбольных клубов. Затем они переместились на Манежную площадь, где и случились массовые беспорядки. По версии телеканала “Россия 24”, на “Манежке” собралось до 50 тысяч человек (по версии ГУВД Москвы - 5000). Протестующие зажигали файеры, взрывали петарды, кидали пустые бутылки, снежки и камни в прибывший на место событий ОМОН. В беспорядках пострадали 35 человек, были госпитализирован
В октябре 2011 года присяжные признали Аслана Черкесова виновным в убийстве и злостном хулиганстве, суд приговорил его к 20 годам колонии строгого режима. Остальные нападавшие получили по 5 лет колонии общего режима за злостное хулиганство.
В ночь на 30 августа 2006 года в ресторане “Чайка” в маленьком карельском городке (хотя и втором по населению в республике) возник конфликт между посетителями Сергеем Мозгалёвым и Юрием Плиевым с одной стороны и работником ресторана Мамедовым (нелегалом из Азербайджана) с другой. Мозгалев и Плиев избили Мамедова, а тот, сумев скрыться от них, сообщил об этом знакомым чеченцам. Через некоторое время те приехали на помощь, вооруженные ножами, битами и металлическими прутьями, но не застали там обидчиков Мамедова. Тогда разочарованные мстители стали избивать и калечить всех подряд местных жителей, кто оказался на свою беду на улице возле ресторана. В результате двое погибли на месте от ножевых ранений, 9 человек были доставлены в больницы, из них пятеро - в реанимацию. Никто из нападавших не пострадал.
31 августа в городе начались погромы. Были сожжены несколько ларьков, принадлежащих кавказцам. 1 сентября прошли похороны убитых. 2 сентября на главной площади города состоялся массовый митинг. Две тысячи жителей Кондопоги потребовали от властей выселить в течение суток всех нелегальных мигрантов. Несколько сот человек отправились к “Чайке”, забросали заведение камнями, а затем подожгли подсобное помещение. 3 сентября в республиканскую прокуратуру явились с повинной трое чеченцев, принимавших участие в массовой драке.
Бывший тогда главой Карелии Сергей Катанандов заявил: “Главной причиной стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа. Наша цель - выгнать отсюда наглую, дерзкую молодежь, которая нас не уважает. Мы не против жителей Кавказа, но мы не позволим не уважать наши законы”. От погромов в Кондопоге бежали более 30 кавказских семей.
За участие в погромах задержаны 109 человек. 9 сентября премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров пригрозил найти “правовой способ” разобраться с жителями Кондопоги, если этого не сделают местные власти.
...27 марта 2007 года Мозгалева и Плиева приговорили к лишению свободы соответственно на 3,5 года и на 8 месяцев за нанесение побоев. Приговор участникам последовавшей вслед за их преступлением бойни был вынесен только 1 апреля 2010 года. Суд приговорил Ислама Магомадова за двойное убийство и покушение на убийство к 22 годам заключения. Его подельники получили меньшие сроки.
* * *
Рассказывать о подобных случаях можно, увы, долго. Можно вспомнить о том, как жители поселка Сагра Свердловской области в 2011 году самостоятельно отбивались от этнической банды. Или о выступлениях жителей Пугачева Саратовской области в этом году - после убийства чеченским подростком местного жителя (по отцу, кстати, татарина). Или даже массовые беспорядки в 2005 году в селе Яндыки Астраханской области - после убийства этнического калмыка и избиения чеченцами других жителей. Вспоминать можно долго, а понять пока удается только одно: никто до сих пор не знает, что со всем этим делать, и как сделать так, чтобы делать ничего не приходилось.
Материалы подготовлены в соавторстве с Павлом Осиповым и Глебом Савиным.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно