Рисунок Дмитрия Петрова
Удивительно, но факт - Польша является на сегодняшний день единственной страной Евросоюза, которая законодательно закрыла двери для членства в профсоюзах людям свободных творческих профессий.
Итак, зададимся вопросом - могут ли музыканты, как те же шахтеры, металлурги или работники сферы торговли, учредить профсоюз и стать его членами?
- Разумеется, - отвечают польские интеллигенты, - очень бы хотели, но ничего сделать не можем, поскольку существующие в стране законы не позволяют людям творческих профессий создавать свои профсоюзы.
Об этой странной ситуации узнала на днях буквально вся Польша благодаря инициативе известных в стране музыкантов, решивших вернуть людям своей профессии право объединяться в профорганизации. Метек Юрецкий и Ромуальд Липко из популярного в Польше музыкального коллектива “Будка суфлера”, основанного еще в семидесятые годы, основали комитет, призванный вернуть музыкантам Польши некогда существовавший Профессиональный союз музыкантов. К ним присоединились также легендарные представители польской эстрады - саксофонист Роберт Хойнацкий и джазмен Войчех Коникевич.
Все вместе они подали судебный иск-требование восстановить, наконец, справедливость, защитить права артистов. Впрочем, на быстрый успех не рассчитывали: как и ожидалось, служители Фемиды отнеслись к инициативе звезд весьма холодно, суд первой инстанции отказал комитету в создании профсоюза. Позднее было заседание апелляционного суда, за которым следила вся страна, но выиграть дело опять-таки не удалось. Заявление передали в Конституционный суд, который до сих пор не может определиться с решением...
Стоит подчеркнуть, что эта попытка вернуть польским музыкантам право свободно создавать профсоюзы и искать у них помощи и защиты в сложных реалиях рыночной экономики не была первой. Еще в сентябре 2013 года Люблинский районный суд уже отказывал четырем ветеранам эстрады в праве учреждать такие объединения. Обоснование? По существующим-де правилам вступать в профсоюз могут лишь только те граждане, которые работают постоянно на основании полноценных трудовых договоров. Звучит курьезно, но это право давно получили даже работники сельскохозяйственных производственных кооперативов, только никак не музыканты. Дело в том, что последним, как правило, приходится частенько зарабатывать на жизнь на основе краткосрочных контрактов или одиночных договоров.
Опираясь на подобную логику, власти не раз призывали музыкантов одуматься и не тратить попусту время и силы на ерунду - мол, существуют десятки других способов формального объединения в целях защиты своих интересов. Однако артисты остаются непреклонны, не хотят быть лишь членами ассоциаций и обществ, им нужна полноценная защита, которую могут себе позволить представители всех остальных профессий.
Последний раз польские музыканты имели свой профсоюз в довоенные времена прошлого века, но затем их организацию упразднили. А если точно - профобъединение просуществовало до 1949 года. Тогда его члены имели право на целый ряд привилегий и даже регулярно выплачиваемую зарплату.
Кстати, на последнем суде интересы польских музыкантов представлял адвокат Мариуш Дудек - талантливый юрист, профессор, автор множества публикаций, известный в Польше как один из главных знатоков конституционного права.
Оказавшись перед судейским столом, именно он произнес пламенную речь в защиту прав польских артистов и музыкантов.
- Даже устав легендарного профсоюза “Солидарность”, - сказал Дудек, - разрешает принимать в ряды своей организации людей без трудовых договоров. Существующие правила позволяют вступать в профсоюзы безработным и даже пенсионерам. Давайте признаем - это какой-то юридический парадокс, что мы - единственная страна в Евросоюзе, которая так дискриминирует людей свободных профессий, не позволяя им объединяться и создавать организации для защиты своих прав.
Пан Дудек попытался довести до сведения властей, что польские музыканты не борются за профсоюзные привилегии, которые в последнее время очень часто критикуются в обществе (речь о гарантированной защите рабочего места члена профсоюза, праве занимать отдельное помещение и ряде других):
- Эти люди хотят права на общественный диалог и защиту своих профессиональных интересов, не более того. Скажем, зарубежные артисты, которых наше правительство приглашает выступать на праздниках и торжественных мероприятиях, получают из бюджета миллионы, а нашему музыканту за границей зачастую приходится воевать с местными профсоюзами по самым разным вопросам, - отметил профессор.
Но переубедить судью апелляционного суда адвокату не удалось, и польским артистам было в очередной раз предложено влиться в ряды ассоциаций и обществ.
- Мы уже являемся членами целого ряда таких организаций, как, например, “ZAIKS” (национальная ассоциация, которая занимается взысканием начислений за авторские права). Эти институты выполняют свои конкретные функции, но никогда не смогут заменить нам полноценный профессиональный союз, - пытался объяснить судье свою позицию известный джазмен Войчех Коникевич.
В кулуарах в перерывах между судебными заседаниями артисты объясняли и представителям прессы, что еще в социалистические времена у них забрали что-то очень важное и теперь им любой ценой необходимо это вернуть.
Музыкант Метек Юрецкий, чтобы разъяснить позицию инициативной группы, использовал в суде другой аргумент:
- Я приведу простой пример, - сказал он. - Недавно с концертом в Польше побывала американская певица Мадонна. Представим, что поп-дива потребовала бы убрать из программы польскую группу, которая должна была выступить “на разогреве”. Но в это же самое время разрешила бы фотографировать себя польским фотографам, на защиту интересов которых всегда могут встать их профсоюзы. Именно по этой причине и музыканты должны иметь право учреждать профобъединения и вступать в них.
Лидер группы “Будка суфлера” Ромуальд Липко заметил, что молодые польские исполнители сегодня юридически беззащитны, в особенности в начале карьеры. Им часто подсовывают на подпись невыгодные контракты, по которым они отказываются в будущем от авторских прав на свои произведения.
- Сами посудите, куда в случае обмана или несправедливости может пойти 16-летняя девчонка, которая поет в телешоу “X-Factor” (один из популярных в стране вокальных конкурсов, аналог “Голоса” в России.- В.К.). Ей остается лишь поплакаться на кухне маме, - сетует известный польский артист.
В свою очередь, Метек Юрецкий показал суду свои старые налоговые декларации с огромными суммами гонораров:
- Я человек творческий, создаю музыку. Я плачу большие налоги, заключаю контракты на выступления, но у меня нет постоянного трудового договора. Разве это означает, что я гражданин второго сорта, лишенный очевидных прав?!
Марек Левандовский, пресс-секретарь независимого профсоюза “Солидарность”:
- Наш профсоюз около двух лет назад подавал жалобу в Международную организацию труда и обращал внимание на то, что Польша нарушает правила существующей европейской конвенции, которая разрешает любым работникам свободно объединяться в профессиональные организации. Удивительно, но мы выиграли этот процесс, и МОТ дал Польше поручение изменить законодательство таким образом, чтобы учреждать профсоюзы могли даже те, кто зарабатывает, заключая договоры поручения, контракты или практикует самозанятость. Но беда в том, что МОТ не имеет эффективных инструментов, чтобы продавить изменения в польском трудовом праве в определенные сроки. Наши власти уже и забыли о том, что влиятельная организация вынесла такое решение. Несколько месяцев назад мы принимали в Варшаве представителей Международной организации труда в рамках так называемой технической помощи. Была организована встреча с главными общественными партнерами: представителями правительства, работодателями и профсоюзами. Эта тема была в очередной раз затронута. Сейчас мы ждем окончательный рапорт по данному вопросу. Здесь бюрократия чистой воды, но только такого рода шаги нас могут хоть как-то приблизить к победному финалу. Выбора нет...
Ян Будкевич, председатель Федерации профсоюзов работников культуры и искусства:
- Надо помнить, что польским музыкантам, работающим на трудовых договорах в таких учреждениях, как филармонии, музыкальные театры (оперы, балета, оперетты), культурных центрах и т.п. законом разрешено создавать профсоюзы и участвовать в них. Ограничения касаются только тех, кто занимается профессиональной деятельностью на основании договоров поручений или контрактов, которые с ними подписывают организаторы мероприятий или владельцы развлекательных и гастрономических заведений. Об этом сказано в документе от 23 мая 1991 года. Федерация профсоюзов работников культуры и искусства, как и Всепольское соглашение профсоюзов, частью которого мы являемся, не раз обращались к правительству и парламенту с просьбой изменить закон. Но решить данную проблему очень нелегко, поскольку свои оговорки и условия вносят организации, защищающие права работодателей, органы самоуправления, да и сами власти. Мне кажется, что в этом вопросе очень многое зависит от доброй воли участников общественного диалога. Хочу подчеркнуть, что Польша далеко не единственная страна в мире, в которой есть ограничения такого рода. О том, что проблема существует, свидетельствуют хотя бы усилия глобальной профсоюзной организации UNI-MEI, членами которой являются как наш профсоюз, так и профсоюз работников культуры России, с которым тесно сотрудничает Консультационный совет профсоюзов культуры СНГ со штаб-квартирой в Москве.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно