На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении проект закона “Об обращении с радиоактивными отходами”, внесенный правительством. Документ вызвал резкие протесты ученых-экологов и общественных организаций, так как, по их мнению, содержит в себе массу “антиэкологических” норм. Например, допускает продолжение импорта отходов из-за рубежа и закачку жидких радиоактивных отходов под землю, в поверхностные слои, откуда эти отходы попадут в воду...
По замыслу авторов, законопроект направлен на создание единой госсистемы обращения с радиоактивными отходами (РАО). В этой сфере устанавливаются весьма широкие права госкорпорации “Росатом”, разграничение полномочий правительства РФ, федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, “национального оператора по обращению с РАО” (фактически того же “Росатома”), а также обязанности производителей РАО. При этом потребуется исправить или заменить не менее 12 постановлений и других нормативных актов кабмина.
По мнению разработчиков, реализация проекта не потребует дополнительных расходов госбюджета. Специалисты правового управления аппарата ГД уже выявили в проекте ряд, мягко говоря, нестыковок. Так, п. 3 ч. 3 ст. 5 законопроекта, устанавливающий “полномочие органов власти субъектов РФ по осуществлению контроля за радиационной безопасностью населения”, не соотносится со ст. 5 базового закона “Об охране окружающей среды”. По которой контроль за обеспечением радиационной безопасности отнесен к полномочиям органов госвласти РФ. Иными словами, надзор за последствиями для населения “сброса шлаков” хотят скинуть с центра на регионы.
Представляя законопроект, зам гендиректора “Росатома” Евгений Евстратов рассказал, как в стране будут обращаться с отходами: “Первый этап - формирование нормативных и организационных основ системы с созданием национального оператора (тоже “Росатом”. - В.Б.), а также первичная регистрация накопленных отходов. По ее итогам все накопленные отходы будут отнесены к различным категориям, и будет установлен статус всех имеющихся мест размещения этих отходов, что станет основой для значительного уменьшения количества мест хранения отходов, в разы. Процедуры ведения реестра отходов и кадастра пунктов захоронения обеспечат сохранность информации о РАО в течение необходимого и уникального по своей продолжительности времени, а также возможность управления работами по захоронению отходов.
Следующий этап - создание системы пунктов захоронения низкоактивных и среднеактивных отходов. Первый и второй этапы будут сопровождаться технологической перестройкой систем обращения с отходами на предприятиях производителя. На первом этапе достигается целевое состояние единой госсистемы, при котором объемы захораниваемых отходов будут превышать объемы их образования, а все вновь образующиеся отходы будут кондиционироваться.
Третий этап - создание национального пункта захоронения высокоактивных отходов и решение основных проблем по ранее накопленным. До того высокоактивные отходы будут находиться в безопасном режиме технологической выдержки”. Депутат Валерий Зубов (“СР”) поинтересовался: “Где будут строиться предприятия по переработке? До какого объема и срока мы будем хранить, прежде чем начнем перерабатывать?..” Евстратов ответил, что “в РФ уже существуют заводы по кондиционированию и переработке РАО... Но до 2015 года мы планируем реализовывать первый и второй этапы, когда количество производимых РАО будет меньше количества подлежащих захоронению и все отходы, вновь произведенные, будут приведены в соответствие с критериями приемлемости на предприятиях”.
Проект вызвал серьезное беспокойство ученых-экологов, природоохранных и общественных организаций. Их в данном случае трудно упрекнуть в радикализме и правовом нигилизме, каковые обвинения нередко пытаются “пришить” экологам-общественникам. Поскольку необходимости законодательно упорядочить в РФ ситуацию с РАО никто не отрицает. Претензии - к конкретному документу. По мнению экологических организаций, проект решает узковедомственные интересы конкретной госкорпорации и вреден для страны и населения.
Известный ученый и политик, президент Центра экологической политики Алексей Яблоков считает, что, разрешая закачку жидких РАО под землю, проект “фактически легализует опаснейшую практику, которая ведется на некоторых российских атомных предприятиях, - и при этом нарушает требование Водного кодекса, который запрещает сброс РАО в водные объекты”. Ряд экологических организаций уже обратились с открытым письмом к законодателям, призвав их коренным образом переработать документ ко второму чтению, благо процедура и регламент ГД допускают внесение в законопроект практически любых поправок.
Ситуацию комментирует сопредседатель группы “Экозащита!” Владимир Сливяк: “Законопроект следует существенно скорректировать ко второму чтению. Надо убрать из него разрешение на захоронение жидких РАО под землей. По законопроекту РАО делятся на накопленные до принятия закона и остальные отходы. При этом закон не прописывает, как и кто будет финансировать утилизацию накопленных отходов, плюс не вводит принцип полной финансовой ответственности производителя отходов за обращение с РАО. И возникает риск, что финансирование утилизации практически всех РАО в РФ, в том числе отходов коммерческих компаний, будет осуществляться из госбюджета. Такая схема несовместима с принципом справедливой конкуренции на рынке энергии и будет означать закрепление порочной практики государственного дотирования... Недопустимо снимать с “Росатома” ответственность за часть ядерных отходов. Раз производят отходы - обязаны за них и платить. Госкорпорация, помимо утилизации части уже имеющихся РАО, в течение следующих 15 лет планирует в это же время широкомасштабную деятельность по развитию атомной энергетики, что приведет к накоплению новых РАО. И снижение количества РАО по факту окажется существенно меньше за счет наработки новых отходов - не 30%, как объявлено, а примерно 15%, так что КПД предлагаемого закона, с точки зрения решения проблемы, крайне низок.
Необходим механизм, решающий проблему накопления РАО в принципе, а не создание видимости работы в данной сфере. “Росатом” планирует создание в скором времени новой системы пунктов хранения РАО. Проект прописывает процедуру подбора площадок для ядерных могильников, которая не учитывает мнение общественности и местного населения. Решения по выбору площадок для таких могильников, которые будут существовать многие тысячи лет, должны приниматься через местные референдумы. Это необходимо для избегания ситуаций, когда приобретаемая теперь в экологически чистых районах собственность может оказаться вблизи от ядерной свалки”.
Вадим БАРАБАНОВ
Рисунок Олега СДВИЖКОВА
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ, зампред комитета ГД по аграрным вопросам (фракция “СР”):
- Законопроект непосредственно затрагивает сферу безопасности и здоровье населения. Да, в действующем законодательстве сфера обращения с РАО не урегулирована должным образом. Этот проект радикально отличается от предыдущих редакций, здесь предлагается расширенная система категорирования РАО. Они делятся на различные виды исходя из физического состояния, технологических особенностей, степени опасности. Среди критериев разграничения есть и такой, как время образования. Планируется разделить все РАО на накопленные и эксплуатационные. К первым относятся РАО, как образовавшиеся ранее в результате осуществления оборонных и гражданских программ на территории России, так и образующиеся при выводе из эксплуатации остановленных объектов использования атомной энергии; при обращении с накопленным ранее отработанным ядерным топливом; при обращении с накопленными РАО. Получается, что почти все существующие в России РАО объявляются накопленными - и их обращение, то есть коммерческая деятельность хозяйствующих субъектов, будет осуществляться за счет налогоплательщиков. А эксплуатационные РАО - это те отходы, которые будут образовываться после вступления закона в силу и накопления достаточных денег для их безопасного обращения, но этот момент точно не определен и будет установлен правительством позже.
В проекте планируется осуществить окончательное захоронение высокоактивных долгоживущих РАО в глубоких геологических формациях, а среднеактивных и низкоактивных РАО - в объектах окончательной изоляции “приповерхностного типа”. В проекте отсутствует такая запретительная категория (установленная законом “Об охране окружающей среды”), как прямой запрет на захоронение РАО в компонентах природной среды. Выходит, специальный законодательный акт противоречит нормам базового, основополагающего закона. И проект предлагает легализовать существующие хранилища жидких и твердых РАО в недрах на таких предприятиях, как, например, Сибирский химкомбинат в Томске. Подобное “правовое регулирование” направлено не на решение накопленных проблем, а на их консервацию. Противоречит законопроект как основополагающим принципам МАГАТЭ, так и принципам и нормам охраны природы, изложенным в базовом законе “Об охране окружающей среды”. По проекту, принятые до вступления в силу будущего закона нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обращению с РАО, применяются в части, не противоречащей данному закону. Тем самым, по сути, отменяются фундаментальные нормы Водного кодекса и статья 51 базового закона “Об охране окружающей среды”, запрещающие сброс и захоронение РАО в недрах. Главный декларируемый принцип документа - “абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов и окружающей среды от вредного воздействия РАО при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии”. Это - на бумаге. А по смыслу?.. Допускается возможность захоронения РАО в компонентах природной среды...
Беспокоит и то, что для реализации проекта требуется разработка большого количества подзаконных актов, определяющих важные положения, иначе закон действовать не будет. Вдобавок закон фактически наделит “Росатом” неограниченными правами нормативного регулирования обращения с РАО. Проект противоречит и антимонопольному законодательству: не прописаны процедуры общественного участия на различных стадиях обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в ФЗ “Об использовании атомной энергии”. Проект предполагает возложить на “Росатом” и все административные вопросы, связанные с обращением с РАО, равно как и функции госучета и контроля, установления лимитов промежуточного хранения. То есть налицо недопустимое совмещение антагонистических - контрольно-надзорных и хозяйственных - функций у одной структуры, тем более в такой опасной сфере. В документе практически отсутствуют полномочия специально уполномоченных органов, отвечающих за радиационную безопасность, санитарно-экологическое и экологическое благополучие населения. Притом что вся финансовая ответственность за обращение с РАО лежит на государстве, проект не предусматривает дополнительных расходов госбюджета помимо средств, заложенных на это в ФЦП “Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года”. Однако данная программа носит гриф “Для служебного пользования”. Думается, мнимое отсутствие допрасходов госбюджета - это уловка для скорейшего принятия непроработанного, недоброкачественного и опасного по своим последствиям закона, что скрыто под грифом “ДСП”.
Выводы следующие. В проекте нет четкой общей концепции обращения с РАО. Отработанное ядерное топливо (ОЯТ) вообще вынесено за скобки правового регулирования. А это не позволяет сформулировать единые правила для обращения с РАО и ОЯТ, как это принято и в законодательствах многих стран, и в международном праве, приоритет которого у нас декларируется. Надо бы включить ОЯТ в сферу действия будущего закона “Об обращении с РАО”, внеся поправки и в закон “Об использовании атомной энергии”, либо рассматривать одновременно два законопроекта в пакете - об обращении с РАО и ОЯТ. В проекте не регулируются отношения в части экспорта и импорта РАО, ОЯТ и отходов, образующихся от переработки зарубежных РАО. А в законодательстве - правовая неопределенность в этом вопросе, что дает возможность оставлять отходы, образовавшиеся от переработки ОЯТ, ядерных материалов и РАО, на территории РФ либо хранить зарубежное ОЯТ длительное время. По-русски говоря, этот документ откроет неограниченную возможность превращения страны во всемирный ядерный могильник.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте