В то время, как почти что все рабочие платиновой шахты Marikana компании Lonmin в ЮАР вернулись к работе после шестинедельной забастовки и столкновений с полицией, унесших 46 жизней, в шахтах другой компании, ведущей разработку африканских залежей, пламя протеста только начинает разгораться .
Вчера шахтеры Anglo Platinum Ltd, Impala Platinum, Anglo Platinum, Lonmin, Murray & Roberts и других компаний собрались на несанкционированную демонстрацию рядом с месторождением платины, принадлежащим компании Amplats (филиал корпорации Anglo American) в Рюстенбурге на юго-востоке страны, что бы требовать выплаты задолженностей по заработной плате и нормальных условий труда. В результате незаконное собрание было в принудительном порядке разогнано полицией с применением слезоточивого газа, шумовых гранат и резиновых пуль.
Как утверждают участники нового протеста, их акция не имеет никакого отношения к событиям на шахте Marikana. К организации их протеста не имеют отношение ни Национальный союз горняков (NUM), ни Ассоциации горняков и строительства (AMCU). Здесь свои требования и свои проблемы.
Прежде всего, рабочие требуют выплатить задолженности, а если компания не может сделать этого, то необходимо ее национализировать. Затем, среди их требований – восстановить охрану шахт в ночное время. Сутками ранее Amplats выпустила заявление о том, что они закрывают все операций по защите сотрудников ночной смены, которые, якобы, подвергаются атакам и угрозам со стороны неизвестных лиц.
Если верить заявлению пресс-службы Amplats, на забастовку вышел незначительный процент работников, однако, назвать точную численность они затрудняются. меж тем настроения у шахтеров самые, что ни на есть революционные.
- Руководители говорят нам, что если мы не будем возвращаться к работе, мы будем уволены. Мы готовы к увольнениям. Мы не боимся руководства, но мы боимся быть бедными, - говорит один из работников Amplats, оператор лебедки Спхамандла Макхани (Sphamandla Makhany).- Компания, так же, прислала нам требование вернуться к работе. Почему они просят нас работать, если мы не их работники.
- Мы купим 20 литров бензина и если полиция хочет получить насилия, мы будем делать зажигательную смесь и бросать в них, - говорит Лоуренс Мудис (Lourense Mudise), бурильщик Amplats, держащий в руках плакат с требованием своего долга - 16700 рандов ($ 2,000) ежемесячной заработной платы.
- Мы не будем идти на работу, пока мы не получим то, что хотим. Они могут терроризировать нас и наши семьи, но в этом не будет ничего нового. Мы не собираемся возвращаться к работе, за которую не платят, - приводит Reuters слова еще одного шахтера, пожелавшего сохранить анонимность.