300-летний юбилей Ломоносова, основателя Московского университета, для главного вуза страны оказался омрачен скандалом: 20 ноября преподаватели и члены их семей вышли на улицу, чтобы "докричаться до президента". Заслуженные деятели науки и их дети живут в собственных квартирах на нелегальном положении.
Фото с сайта www.klim.pro
Утро 20 ноября в Москве выдалось по-настоящему зимним. Однако, несмотря на холод, в полдень в центре города, у памятника Пушкину, собралось около сотни человек - университетские преподаватели, члены их семей, журналисты, политики. "Докричаться до президента" - называлась акция. Ситуация, которая заставила людей собраться в Новопушкинском сквере, действительно вызывает недоумение: четыре 15-этажных жилых профессорских корпуса на Воробьевых горах... исчезли из документов и реестров: администрация университета перевела их в статус служебных помещений. Меж тем в этих корпусах живут около 500 человек - заслуженные ученые и их наследники, многие из которых также работают в МГУ. Но воспользоваться элементарными предусмотренными законом жилищными правами они при этом не могут.
КОРПУСА - "БЛИЗНЕЦЫ"
- Вы представляете, каково жить с недействительным паспортом, в котором прописка стоит по несуществующему адресу? - спрашивает меня сотрудница биологического факультета Татьяна Вахрамеева. - Детей мы, например, прописывали через суд. Я уже не говорю о том, что каждый день мы сталкиваемся с проблемами бытового свойства - например, даже заказать что-то через Интернет нам нельзя. Одно время даже скорая к нам не приходила.
Татьяна - жилец одного из "исчезнувших" зданий, известных под акронимом КЛИМ. Четыре жилые башни-корпуса К, Л, И и М на 184 квартиры, принадлежащие комплексу главного здания МГУ, в свое время предназначались для избранных сотрудников университета - академиков и лауреатов.
- Строительство нового комплекса МГУ на Ленинских горах в 1953 году можно сравнить со строительством Сколково, - рассказывает заместитель председателя Совета жильцов КЛИМ Аркадий Левин. - Был сооружен колоссальный наукоград, резко увеличилось количество студентов - и со всей страны стали приглашать профессоров. Наиболее великим из них предложили переехать в корпуса КЛИМ - сюда селили только лауреатов и лидеров целых направлений в науке.
Многие предложением воспользовались - и переехали, сдав при этом государству свои прежние квартиры. Долгие годы, рассказывает Левин, жизнь в КЛИМе не отличалась от жизни в обычных ведомственных домах - сменялись поколения, кто-то менял жилье, пользуясь правами, которые предоставляли отношения социального найма... Проблемы начались в 1991 году, после выхода закона о приватизации: если профессура из других университетских домов сумела спокойно приватизировать свое жилье, то в отношении КЛИМа - части центрального университетского ансамбля - ректорат издал запрещающий указ. Позже, в 1994 году, чтобы "не допустить приватизации МГУ", столичный мэр Юрий Лужков по просьбе ректора университета Виктора Садовничего объявил КЛИМ служебным жильем.
- Статус жилья был изменен незаконно, - комментирует действия экс-мэра депутат Госдумы и специалист по жилищному законодательству Галина Хованская. - Люди в свое время вселялись в это жилье по обменным ордерам, и объявлять это жилье служебным "задним числом" было нельзя - оно должно было являться таковым на момент предоставления.
С этого момента зарегистрировать в КЛИМе, например, ребенка, жильцам, хотя и получившим здесь квартиру на вполне законных основаниях, стало возможно только в судебном порядке.
Новый градоначальник Сергей Собянин распоряжение экс-мэра, признанное нелегитимным, отменил... и тут жильцы КЛИМа обнаружили, что с 2008 года живут они, оказывается, в служебных помещениях - а жилые корпуса стали просто секторами Главного здания.
- Люди не могут ни поменять права, ни сделать банковскую карточку, ни ребенка в школу устроить, - говорит Аркадий Левин. Формально они являются обитателями учебно-научных помещений.
"Жильцы "КЛИМ", - пишет инициативная группа жильцов на созданном ими сайте klim.pro, - лишились прав распоряжения квартирами, принятия жильцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, свободного обмена квартир, приобретения их в собственность на условиях приватизации". При этом, утверждают активисты, жильцов, среди которых до сих пор много "великих стариков", лауреатов и ветеранов как науки, так и войны, ничто не мешает выселить (впрочем, об этом речи пока у администрации университета не заходило).
БЕЗ ВАРИАНТОВ
Ранее, конечно, рассматривались и варианты взаимоприемлемого выхода из положения - так, предполагалось, что жильцам, с которыми невозможно заключить договор служебного найма, будут выделены квартиры в новопостроенных на земле университета жилых комплексах, возведенных фирмой Елены Батуриной, часть площади которых, по первоначальным планам, должна была отойти МГУ. Однако эта схема так и осталась на бумаге - ведь "квартирная квота" университету предоставлена на стройках ИНТЭКО так и не была... Остается, впрочем, другая альтернатива - временные договоры коммерческого найма. Люди, которые в свое время, чтобы переехать в КЛИМ, меняли собственные квартиры, от подобного предложения, естественно, остались в восторге.
В целом о том, как сейчас проходит диалог у ректората с жильцами, красноречиво свидетельствует история, рассказанная Юлией Кайгородовой - адвокатом, работающим с Советом жильцов КЛИМ:
- Мы сейчас занимаемся загадочным исчезновением ордеров из МГУ. Когда начиналась эта история, люди, чтобы получить подтверждения того, на каком основании они въезжали, направились в администрацию, чтобы получить копии ордеров... и вскоре ордера исчезли. Нам отвечали в разной форме - то их никогда не было, то они были потеряны, то ссылались на необходимость разрешения от других инстанций. Большинству жителей на сей момент они так и не выданы. Несколько дел по этому поводу сейчас находятся в суде.
К сожалению, нашей газете не удалось узнать, как выглядит странная и абсурдная ситуация с жильцами КЛИМа с точки зрения руководства университета: в Центре СМИ МГУ нам заявили, что пока комментария по этой проблеме у них нет.
ХЭППИ-ЭНД?
- МГУ - это федеральный объект, - говорит Галина Хованская, -Федеральным органам власти необходимо проявить политическую волю и прекратить это безобразие.
И вдруг... Эта статья уже была готова к печати, когда дело приняло совершенно неожиданный оборот. В тот же день, когда жильцы КЛИМа вышли на митинг, президент Дмитрий Медведев издал указ, обязывающий заключить с проживающими в КЛИМе договоры социального найма. Такой оперативности сами жильцы не ожидали - и тотчас направили президенту благодарственное письмо. А и правда, все-таки хорошее время - предвыборная пора...
Александр ЦВЕТКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте