В Мурманске я познакомилась и разговорилась с этой девушкой - и поразилась. Она работает на "Почте России" семь лет, и со всеми подробностями рассказывает, почему почта никогда не будет прибыльным предприятием, о неоплачиваемых переработках низового персонала и прочем. Но поражена я была тем, что она продолжает... любить свою работу!
В последнее время "Почта России" ведет обширную (и дорогую) рекламную кампанию, расписывая свои достоинства. Но когда обычные люди приходят на почту, они видят, что все это лишь красивые слова. В реальности - постоянные очереди, потерянные посылки и т.п. Кто в этом виноват?
Оператор связи 1-го класса Мария Кошелькова вначале согласилась дать это интервью только на условиях анонимности, но потом передумала и специально попросила указать ее фамилию.
- Я устала расстраиваться по поводу работы, уже хочется как-то бороться, - пояснила Мария.
Далее пойдет рассказ о работе мурманской почты от ее имени. И мне кажется, что нечто подобное могли бы рассказать работники почты любого региона России.
ПОЧТОВОЕ КУМОВСТВО
Обычно у нас вместо семи человек работают три - не хватает людей. Причем план мы все равно выполняем на все отделение, за семерых. Наше начальство это называет "расширенная зона работ" и доплачивает нам от одной до полутора тысяч рублей в месяц, в зависимости от количества отработанных дней, от длины месяца. "Вы же не сильно перерабатываете и немного подрабатываете", - говорят нам. А ничего, что мы работаем не один день по 12 часов через день, а три дня по 12 часов через один день?!
Со всеми премиями, "северными" надбавками, разрядностью я получаю 13 тысяч рублей в месяц. Мне кажется, что это маловато. Вот, например, кассир в сетевых магазинах типа "О’кей" получает за отработанную смену: пришла, отработала смену, получила на руки 800 - 1300 рублей, в зависимости от магазина. У нас многие девчонки убегают туда и говорят: лучше я там буду работать 20 дней в месяц и получать 20 тысяч, чем здесь я буду работать 20 дней в месяц, а получать 10 тысяч и еще вкладывать недостачи.
Плюс, если ты работаешь в магазине, ты не поднимаешь тяжести. Я не знаю, кто это придумал, но максимальный вес посылки по России составляет 20 кг. Международные посылки вообще доходят до 30 кг. Я не знаю, каковы международные нормы труда, сколько килограммов за границей можно поднимать женщинам, но мы все это таскаем одни.
Зарплаты, конечно, поднимают, но поднимают в процентах. Операторам поднимают на 10%, а администрации - на 30 или 50%. У нас в администрации вообще очень развито "кумовство". То есть там одни родственники, никто друг друга сильно не гоняет. И получается, что операторов не хватает, зато на одного оператора приходится два начальника. И предприятие у нас убыточное.
Нас всех обязали получать зарплату на карточку "Связьбанка", а у этого банка на весь город всего два банкомата. Кстати, карты этого банка безобразные. Я не знаю, с чем это связано, но деньги с них снять практически невозможно. В магазинах она проходит через раз, поэтому мы пытаемся быстро снять с нее деньги сразу. А в почтовых отделениях поставили аппараты, чтобы расплачиваться картой, но они сделаны так, что карты других банков там не проходят, а если проходят, то с них за операцию берут сумасшедший процент - до 50% от суммы, которую ты снял по карте, уходят "Связьбанку"! Понятно, что никто у нас картами не расплачивается.
Есть разрядность отделений. Самое большое - Центральное отделение, первого разряда. Операторам от этого ни холодно, ни жарко, от этого больше получает начальник. Операторы получают одинаково, в зависимости от класса. Есть сетка - 1-й, 2-й и 3-й класс. 1-й класс - самый высокий. Когда отработал полгода, имеешь право сдать экзамен на повышение класса. 1-й класс - это практически начальник, он не заполняет табель и т.д., но делает ежедневную начальственную работу: сведение кассы, документы за день и т.п. Его называют оператор на контроле, то есть оператор на месте начальника. Ну, вот я - оператор 1-го класса, а получаю 13 тысяч рублей, и это с переработками!
Ладно, если такая проблема с кадрами, давайте мы будем работать на две ставки, но тогда оплачивайте нам эти трудочасы нормально. Нам сказали, что через два года сделают сдельную оплату труда, то есть ты приняла письмо - получила 10 копеек. У нас подобное уже введено: мы получаем 1/100 процента от суммы переводов "Форсаж". Так что мы должны агитировать отправлять деньги "Форсажем". Еще получаем с продажи телефонных карточек и лотерейных билетов. Ну, у меня получается их "впаривать", а у девчонок - не особо. Это бонус сверх зарплаты: получаешь в итоге дополнительно 100 - 200 рублей. Только чисто ради смеха можно заполнять "портянки" с количеством проданных лотереек...
СУРГУЧ
Очень большая проблема - обучить нового человека. Просто прийти и сесть на кассу не получается, надо учиться как минимум месяц, а обычно два. Я до того, как пришла на почту, не отличала уведомление от извещения, не знала, что можно в посылке отправлять, а что надо в бандероль.
Очень много нюансов, которые надо не только понять самому, но и объяснить человеку, например, почему нельзя CD-диск отправлять заказным письмом, а только бандеролью. Плюс у нас свои программы, мы не работаем в 1С (распространенная компьютерная бухгалтерская программа. - Ю.Р.) и т.д. На почте очень специфическая организация работы: мы работаем, как работала почта 200 лет назад, просто вместо счёт пришли компьютеры, и больше ничего не изменилось. Только год назад у нас отобрали сургуч, которым запечатывали ценные письма!
Сургуч - это, наверное, самое опасное в нашей работе. Все работники почты хотя бы раз в жизни отбивают себе палец штемпелем, потому что им нужно с силой ударить, и все обязательно обжигаются сургучом. Если ты не обжегся сургучом, значит, не работал на почте. К этому относятся как к боевому крещению. Я обожглась, еще когда училась, у меня остался шрам. Тогда для меня это был просто шок. Сургуч перегрелся, стал жидковат, я заделывала мешок, шлепнула им, а вдогонку полоска сургуча - оп! - и на руку. Я начала прыгать, орать, дуть на руку. Девчонки за кассой посмотрели: а, сургучом обожглась, нормально. Я побежала в туалет, сунула руку под холодную воду, и сургуч... застыл. Его еще надо было отодрать от руки. Это "жесть"!
Вся отчетность у нас, как и 200 лет назад, в бумажном виде. Даже Сбербанк у квитанции оплаты за квартиру уже давно не отрывает верхнюю часть, просто клиенту прикалывают чек - и все. Основная наша работа на сегодня - это выдавать пенсию и принимать коммунальные платежи. Это у нас вообще организовали "гениально". Приходит клиент оплачивать коммунальные услуги, у него минимум пять квитанций: газ, вода, отопление, квартира, антенна, телефон. Я беру эту кипу, считываю со всех квитанций штрих-коды, вбиваю сумму, потом пропечатываю эти квитанции на принтере туда-сюда и отрываю верхнюю часть, которая остается нам. А потом еще на каждую квитанцию выходит чек, и мы эти чеки степлером прикалываем, потому что квитанция без чека недействительна. Столько времени на это уходит! Мы делаем тройную работу! Мне кажется, что мы единственные, кто в наше время этой бумагой занимаемся. Все остальные это по электронке делают.
ПОЧТА = МАГАЗИН
У нас есть отдел по продажам. Там работают 500 человек, каждый из которых занимается своим товаром. Я не против, чтобы эти товары продавались на почте, но я не понимаю, зачем они нужны в центре города, где куча магазинов, где все эти товары и так продаются, причем в два раза дешевле. Они должны быть в маленьких деревнях, где один магазин на всю деревню. Есть деревни в 200 км от Мурманска, в которых по приезду большой машины почту оккупируют, расхватывают все товары, какие успеют ухватить. Туда обычно не ездят большие машины, поэтому, когда она приезжает, вся деревня собирается и ждет, когда почта откроется. Это у них там - как заграничные распродажи: хватают всё.
Я работала в отделении площадью 2х3 метра, где располагалось три сейфа, рабочий стол, стол для клиентов и т.д. Еще я должна была выставить пять видов книг, десять видов лотерейных билетов, периодические издания, и все обязательно на витрине. Чтобы все выставить, надо пять рядов витрин! В итоге приходит проверка по газетам и спрашивает: почему у тебя не все газеты видно? Ну-ка, выстави. Я убираю книжки, ручки, постельное белье, шампунь и выставляю газеты. Через неделю приходит проверка, которая занимается распространением бытовой химии, и спрашивает: почему у тебя не стоит бытовая химия? Я убираю газеты, выставляю бытовую химию. Через неделю приходит проверка, которая занимается распространением еще чего-нибудь, и говорят: ну-ка убирай бытовую химию и ставь на это место еще что-то.
А эта маленькая почта находится при областной больнице, причем никто из больных даже не знает, где она находится. К ней надо идти в административный корпус, через четыре перехода. Я сама запомнила дорогу туда только раз на пятый. Однажды сходила в больничную столовую и заблудилась.
Чем занимается сейчас наш торговый отдел? Они говорят: девчонки, надо повышать процент продаж - не хочешь ли ты купить макарон на почте, а не в магазине? А если я не ем макароны?! Я понимаю, что на почте должны продаваться ручки, тетрадки, конверты, чтобы можно было тут же написать письмо и запаковать. Это я понимаю. Но я не понимаю, как можно продавать еду и бытовую химию на почте. Зачем?
Мы каждый месяц отчитываемся, сколько чего продали. Продавать получается не очень хорошо. И у меня складывается впечатление, что на бумагу для отчетности мы тратим денег больше, чем зарабатываем этими продажами.
- А ты почему там работаешь? - не могла я не задать этот вопрос.
- Меня друзья тоже спрашивают: ты-то чего по три смены работаешь? А потому что я люблю людей, это моя самая большая проблема. Мне нравится работать на почте. Хочется что-то изменить в ее работе, но это очень тяжело. Это как стучаться в закрытую дверь, а в ответ даже "кто там?" не раздается...
Подготовила Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
По причине тотальной нехватки средств "Почта России" хватается за всё. В том числе и за торговлю, как за спасительный круг, однако, специфика нашей работы заключается как раз не в продажах. Никто в здравом уме не пойдет в ОПС за клеем, кремом, бритвой, колготками и прочими товарами. Упор на торговлю никогда не принесет желаемых результатов. Далее следуют не самые здравые идеи. Заключаются контракты с банками на выдачу кредитов, что само по себе отвратительно, продажи авиа- и ждбилетов в отделениях, выдача всевозможных карт, и бонусных, и от сотовых операторов. Всё это делается не от большого ума.
Прибыль нужна, но все эти хватания за мнимые соломинки похожи на горячечный бред. Также сейчас идет работа с имиджем организации. С одной стороны это хорошо, но начали снова не стой стороны. Вместо улучшения во внутренних структурах, стали одевать операторов в невозможные костюмы из чудовищного материала, которые разработаны для скорее для офисных сотрудников, чем для работников ОПС. которым по роду службы приходится часто поднимать тяжести, таскать пыльные мешки, вскрывать их и обрабатывать не менее пыльное содержимое. Эти костюмы сделаны в духе "лишь бы было". Наши руководители забыли или не знали, что слово "image" переводится как картинка, рисунок. Нам внешние изменения нужны в последнюю очередь. Следует заняться улучшением внутренних связей, ведь мы СВЯЗЬ! Упростить, ускорить прием, перевозку, обработку, вручение почтовых отправлений. Наладить транспортный обмен, отремонтировать или закупить новые средства перевозки. Обновите оргтехнику, у нас программистов днём с огнем не найдешь. Необходимо наладить работу по-человечески. Ведь на всякие конкурсы находятся средства, почему же их нет на самое нужное. Даже ручек нет, половые тряпки на вес золота. Обеспечьте людям нормальную работу и в конце концов проведите интернет. Мы - Сеть Почтовой Связи работаем без связи, а значит и без понимания.
Полностью согласен с Марией!!! У нас абсолютно всё так же... Управление в буквальном смысле закрывает глаза на все наши просьбы, притом чисто рабочие не говоря уже о чём-то "личном" - переработках и т.п. Требования начальства всегда не соответствуют реальности. Постоянно приходится таскать этот товар, хотя в моём трудовом контракте нет ни слова об этом. Так же огромная проблема - полное непонимание руководства, что персонал нужно обучать!!! Ведь на этой почте всё специфично, а ты приходишь и должен всё знать и уметь? Но ведь мы же не грузчики и не технички. У меня Среднее Проф. образование в области комп. технологий и я знаю и умею работать и обслуживать компьютеры, но тут всё равно требуется хоть какое-то обучение, т.к. таких программных комплексов нет больше нигде. И всё приходится осваивать методом тыка. Никакой поддержки и помощи сверху - только приказы. Всё это абсолютно деструктивно.
Статья абсолютно не заказная, может быть где-то Мария дала не совсем точную информацию, где-то приукрасила, но в статье отражена суть работы и отношения к ней вышестоящего начальства. За данной статьей последовал вызов к начальству и увольнение по собственному желанию, из-за того что Мария отказалась подписать опровержение! В данный момент на отделении остается половина всего положенного штата, а у руководства на все замечания остается один и тот же ответ "Не нравится увольняйтесь". Сотрудникам срывают отпуска, переработку персоналу даже начальник отделения поставить не может в том объеме, в каком она выполняется.На отделении остались одини альтруисты и тех уже начинает подтачивать злоба на высшее руководство.
Поэтому на базар, который тут развели некоторые личности, даже смотреть противно, не то что читать! Это либо пишут люди работающие в управлении, либо те, кого когда на почте просто кто-то обхамил!
А статейка то не заказная ли? Интересно, сколько Марии денег за нее дали.
Газете - спасибо за публикацию.
Всякий, кто хоть раз бывал на почте, кто стоял в ужасных очередях и видел товары предлагаемые там, может в полной мере оценить правдивость слов СМЕЛОЙ девушки!!!!! Мария-молодец! Я надеюсь,тебя там не съедят за это!
На что я ответил фразой, тоже стандартной (для меня), чем вогнал собеседника когнитивный диссонанс, переходящий в ментальный ступор:
- Плохо - на самом деле нормально, а невыносимо - это вообще хорошо.
Выдержав паузу, в течении которой я сделал глоток горячего кофе, а собеседник просто вынужден был прервать свой поток жалоб и переключить внимание на казалось бы неуместную фразу, я продожал:
- Ты на работу ходишь? Деньги получаешь согласно трудового договора? Указания начальства выполняешь? Да? Тогда все - нормально. Все это - нормальный рабочий процесс. И ты сам признаешь, что все нормально, потому что ходишь на эту работу и молчаливо получаешь за нее деньги. Ты согласился раньше, когда заключал договор, и продолжаешь соглашаться с этими условиями.
Понимаешь, кроме рынка товаров и услуг есть еще рынок труда. Это означает, что мы, наемные работники, как специалисты, продаемся и покупаемся. И на все существует своя цена и свои "условия торга".
Вот тебе тебе что-то не нравится, так? Эта проблема решается двумя путями: договариваешься с руководством об изменени условий найма или уволняешься. По поводу первого - сомнительно. Если при найме ты согласился на одни условия, а сейчас подразумеваешь повышение зарплаты, или какие-то изменения в режиме работы, то работодатель должен знать, за что именно, с какого такого перепугу, он должен повысить тебе зарплату? Что изменилось с момента заключения с тобой контракта? И нужны ли эти изменения в тебе ему, работодателю? Нужны? Тогда если твои способности значительно развились, производительность труда выросла, ты абсолютно уверен в этом факте, а начальник не соглашается на изменение условий найма - увольняйся. Ведь у тебя на руках ликвидный товар - твои способности, которые купит кто-нибудь другой по другой цене. Боишься что не купит? Тогда ты ошибаешься насчет себя. Ты стОишь ровно столько, сколько тебе платит нынешний работодатель. Хочешь больше - меняй себя как товар, меняй свои "потребительские качества". Рынок, понимаешь.
А то, что тебе не нравятся многие нюансы работы, так ведь и ты не сахар. Представь себя начальником - у них ведь тоже не бывает идеальных подчиненных. Вот ты ходишь, канючишь, выциганиваешь бонусы. Но работаешь? Работаешь! А это главное. Поэтому все твои стенания руководитель воспринимает минимум как издержки твоего характера, как неизбежные шумы во время поездки на автомобиле: хотелось бы, чтобы их не было, но приходится терпеть и не замечать. Всем подчиненным всегда что-то не нравится в той или иной степени.
Начальник не уважает тебя, не ценит, обманывает? Увольняйся!
Потому что иначе ты уподобляешься покупателю, который приходя на рынок (обычный, продуктовый), ругает товар, качество, продавца, цены, им установленные, но все равно покупает у того, кого ругает. И торговать такой коммерсант будет до тех пор, пока ты будешь у него покупать. Потому что ты сам проголосовал за него. Своим кошельком.
Почему когда "невыносимо - это хорошо"?
Как бы ни была плоха работа, если ты работаешь на ней, выполняя указания руководства, то те, от кого напрямую зависят условия найма, менять в этой самой работе никогда ничего не будут. Потому что и так все работает.
Сотрудники вкалывают, потребитель покупает, прибыль идет.
А вот если в этой схеме начинается сбой, "плохо" превращается в "невыносимо", то здесь два пути:
- либо контора, в которой ты работаешь, ликвидируется (потому что все работают на прибыль, а если прибыли нет, зачем тогда работать), а это означает конец твоей каторге и это хорошо даже не смотря на то, что теряется работа... наконец-то ты сдвинешься с мертвой точки и получишь шанс что-то изменить в своей жизни, если не решался изменить это раньше;
- либо в работе что-то кардинально изменят и это шанс для тебя пересмотреть условия найма, что тоже хорошо... только не щелкай клювом;
Невыносимо - это всегда к переменам.
В Омске только на Главпочте сделали 2 месяца назад ремонт. В остальных отделениях почты ремонт не делался со времен СССР. Столы, стулья 50-и летней давности. Компьютеры 90-х годов. Причина мне видится одна. Сидят в руководстве, какие-то ушлые морды, которые накопили денег для себя и все делают, чтобы почту приватизировали. Тогда они станут хозяевами.