“...У него был костоед. Сначала ему отрезали ногу по щиколотку, потом по колено, потом ляжку, и если бы он вовремя не умер, его чинили бы, как карандаш с разбитым графитом”.
Я. Гашек.
“Похождения бравого солдата Швейка”
20 мая Госдума безвозмездно поделилась российской территорией с дружественным Китаем, передавши ему ряд островов на пограничных реках. Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части было ратифицировано 307 голосами “за” (против - 80).
Главами государств соглашение было подписано в Пекине еще 14 октября 2004 года, причем в обстановке повышенной секретности и почти полной информационной блокады. Ввиду чего событие затем вызвало бурю эмоций в прессе и нервозность общественности. Этим и был обусловлен полемический накал на заседании Госдумы. Ему предшествовало другое - специальное совместное закрытое заседание думских комитетов по обороне, безопасности и международным делам. На нем министр иностранных дел Сергей Лавров выдвинул, видимо, столь веские аргументы, что профильные комитеты документ одобрили и призвали палату его проштамповать. (Китайская сторона, кстати, уже ратифицировала документ в конце апреля.)
Незадолго до этого 38 депутатов-оппозиционеров направили президенту РФ обращение. Они умоляли главу государства “повлиять на пересмотр позиции государственной власти”. Потому как одобрение этого договора “будет стимулировать новые территориальные притязания к РФ, в частности со стороны Японии”. А также “вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России со стороны других государств, в частности Германии - на Калининградскую область, и т.д.”. Кроме того, челобитчики уверены, что уступка нашей территории “нанесет тяжелый удар по национальному самосознанию и достоинству россиян и окажет деморализующее воздействие на всю внешнеполитическую деятельность России”.
Сергей Лавров и глава “международного” комитета ГД на заседании Госдумы старались утихомирить парламентариев. Министр с нажимом заявил: “Президент убежден в том, что ратификация документа будет способствовать укреплению безопасности России”. И с подкупающим оптимизмом сообщил, что соглашение подводит черту под многовековой историей российско-китайских территориальных споров. “В юридическом плане не имеют места ни уступки, ни передача нами своей территории Китаю, - повторил Лавров. - Россия фиксирует свой суверенитет над важными для населения островными землями, закрывает пробелы и неясности в договорном оформлении границы с Китаем, что служит укреплению территориальной целостности нашей страны. Из двусторонних отношений устраняются весьма нежелательные раздражители, которым всегда являются нечеткая линия или не до конца урегулированные пограничные вопросы”. Лавров добавил: “Районы будут распределены между Россией и Китаем примерно поровну. Заселeнная и используемая в хозяйственных нуждах часть островов, выходящих к Хабаровску, останeтся российской”. Глава погранслужбы РФ Владимир Проничев подтвердил, что соглашение послужит укреплению пограничной безопасности России. А начальник Главного оперативного управления Генштаба Александр Рукшин сказал, что “сегодня на хабаровском направлении со стороны Китая в 300-километровой зоне практически войск нет”.
Глава “международного” комитета ГД Константин Косачев был весьма агрессивно настроен в отношении противников договора, назвав их опасения мифами, а аргументы ложью. Особенно скандальным стало его разоблачение “мифа о том, что якобы РФ в результате этого соглашения отдает свои земли. Это не так. Это ложь, потому что отдавать можно что-то свое. Указанные территории никогда юридически не принадлежали ни СССР, ни РФ. Более того, КНР всегда считала эти земли исконно своими, и именно в этом состоит спор”.
“Родинец” Николай Павлов ужаснулся: “Как вы можете в зале Госдумы РФ ссылаться на мнение китайской стороны, вы что, с ума сошли, так аргументировать?!” Оппозиционеров особенно настораживало, что в этом соглашении вообще не был соблюден стандартный для соседних стран принцип “равновеликого обмена” (либо примерно равными территориями, либо - “кусок” территории в обмен на материальную компенсацию). РФ же просто благородно передает Китаю участок своей земли - и тем самым в новейшей российской истории создан прецедент передачи участка территории страны без какой-либо компенсации “поглощающей стороной”. “Россия должна “зачищать” все поводы для провокаций, и нерешенные пограничные вопросы с Китаем были таким поводом!” - настаивал Косачев. Он также считает, что России следует “иметь четкую позицию, где возможен компромисс, а где “красную линию” мы никогда не перейдем”. Таких “линий”, видимо, будет много - по каждому случаю отдельная. Это ведь Китай хочет от нас пока лишь пару-тройку островков. Зато, скажем, Финляндия, по сообщениям информагентств, вскорости может потребовать от России огромную территорию (почти всю Карелию, район Печенги и Выборгский район) и многомиллиардную компенсацию за “развязывание советско-финской войны”, плюс совместно с Эстонией поставить в Евросоюзе и ООН вопрос о дискриминации финно-угорских народов, а это может всколыхнуть почти все Поволжье...
Лавров был вынужден признать, что у России остаются неурегулированные территориальные вопросы со многими государствами. С США не прекращаются переговоры о разграничении водных пространств в Беринговом проливе, готовится соглашение с Норвегией по разграничению акваторий в Баренцевом море, остаются неподписанными договоры о границе с Латвией и Грузией. И так далее. Но ни на какие территориальные уступки Лавров не пойдет и России не велит.
Вадим БАРАБАНОВ
“А”-СПРАВКА
“Допсоглашение между РФ и КНР” от 14.10.2004 определяет прохождение линии государственной границы на двух участках, о которых не договорились при заключении соглашения о границе с Китаем на ее восточной части в 1991 году. Это район острова Большой в верховьях реки Аргунь и район островов Тарабаров и Большой Уссурийский вблизи Хабаровска. Теперь часть острова Большой Уссурийский и весь остров Тарабаров передаются Китаю.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте