Парламент установил предельный возраст для госчиновников в 60 лет (вместо 65-ти). Сенаторы одобрили соответствующие поправки к закону "О государственной гражданской службе РФ".
Сенатор Вячеслав Новиков высказал недоумение, почему, в отличие от судей и некоторых силовиков, которым, наоборот, продлили срок службы до 65 лет, штатским чиновникам срок службы урезают. Новикова поддержала зампред СФ Светлана Орлова: "Судьи Конституционного суда у нас - пожизненно, остальные судьи - 65 лет... В перспективе - не должно быть двойных стандартов. Но закон, конечно, надо принимать, раз он уже внесен".
При обсуждении проекта в Думе депутаты акцентировали внимание на недавно озвученных планах правительства радикально сократить госаппарат. Полпред президента в ГД Гарри Минх совершенно извелся, убеждая законодателей в том, что проект принципиально ничего не меняет, кроме некоторого расширения прав работодателя, то есть государства. Депутат Владимир Кашин (КПРФ) удивился: "То власть говорит о повышении пенсионного возраста, то теперь - о сокращении срока гражданской службы, как-то нелогично это". Минх ответил, что "возрастной ценз, который закреплен в законодательстве, мы, по сути, не меняем: до 60 лет ты живешь в режиме бессрочного контракта, в последующем - продолжение работы в режиме срочного контракта с возможностью продления до предельного возраста - 65 лет. Мы всего лишь устраняем неопределенность. Было существенное число дел, которые рассматривались в судебном порядке (и даже заканчивались победой работников. - В.Б.). И решения судов подтвердили, что действующая редакция закона заставляет работодателя заключить с лицом, достигшим 60 лет, хотя бы один срочный контракт. Это тот предел, после которого бессрочный контракт с госслужащими должен быть конвертирован в срочный контракт". Как объяснил Минх, в законопроекте планируется "всего лишь уравнять стороны, сделать обязанность работодателя правом. Естественно, если человек, который достиг шестидесятилетнего возраста, абсолютно адекватен, готов к решению задач, которые перед ним стоят на данной должности, то контракт с ним будет заключен. А по действующей редакции закона, если человек достиг 60 лет и уже неадекватен для решения государственных задач, тем не менее государство с ним заключить контракт обязано. Вот это - беда". Тамара Плетнева (КПРФ) предсказала, что "из двух сторон всегда будет выигрывать сторона работодателя, а чиновник, который имеет огромный опыт работы и возраста своего не чувствует, будет ущемлен". Минх сообщил, что всех работодателей, в том числе государство, пора уравнять в правах, раз это не сделали раньше.
Анатолий Локоть (КПРФ) поинтересовался мотивами и смыслом намеченной чистки в госслужбе: "Раз возможности освободиться от работников, достигших шестидесятилетнего возраста, расчищаются - то с какой целью, что готовится в стране? Особенно если она испытывает дефицит молодых подготовленных управленческих кадров среднего звена?" Минх иронически заметил, что сама по себе "данная законодательная инициатива никакой кадровой чистки не предполагает". И тут же сообщил, что чистка все же будет: "Количественный состав госаппарата за последние 10 лет сильно увеличился, и поэтому руководством страны обозначена задача по его сокращению на 20%". Валерий Селезнев (ЛДПР) спросил, почему не вносятся аналогичные поправки в закон "О муниципальной службе", чтоб "обновить чиновничий аппарат не только в госаппарате, но и в муниципалитетах?" Минх ответил неопределенно: "Для муниципальной службы в законодательстве несколько иные формулировки содержатся, и автоматически экстраполировать изменения, предлагаемые в закон о госслужбе, на законодательство о муниципальной службе считаем пока нелогичным". Так что в управах-сельсоветах люди за свои места будут насмерть держаться по-прежнему...
Владимир Улас (КПРФ) предложил исполнительной власти "пойти на изменение всей концепции и под эти общие условия подогнать губернаторов, министров и их многочисленных заместителей". Это стало последней каплей - президентского полпреда просто взорвало: "Действующий закон "О государственной гражданской службе" к федеральным министрам, к депутатам Госдумы, к лицам, замещающим госдолжности в субъектах РФ, никакого отношения не имеет!.. Если вы, фракция, хотите чего-то сделать - давайте, сделайте!.. Почему вы полагаете, что президент должен дорабатывать то, что вы тут с голоса предлагаете?.. Поработайте сами!.."
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
ДОСЬЕ
На данный момент законом от 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ" установлен предельный возраст пребывания на госслужбе - 65 лет. Одновременно в ч. 5 ст. 25 этого закона предусмотрено, что с гражданским служащим, замещающим должность на госслужбе на основании заключенного на неопределенный срок контракта и достигшим возраста 60 лет, этот служебный контракт перезаключается на условиях срочного служебного контракта на срок от 1 до 5 лет. Как указывают разработчики, правоприменительная практика выявила немало проблем, связанных с понуждением как одной, так и другой стороны служебного контракта к его перезаключению. Поэтому проектом устанавливается предельный возраст пребывания на госслужбе 60 лет (то есть сокращение такого возраста с нынешних 65 до 60 лет). Причем "госслужащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и желающему продолжать, срок службы может быть продлен представителем нанимателя сверх установленного предельного возраста пребывания, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет". Согласно важной поправке, принятой во втором чтении, срок пребывания на госслужбе для гражданских служащих категории "помощники (советники)", может быть продлен до окончания срока полномочий лица, замещающего государственную должность. По достижении госслужащим предельного возраста по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу на должности, не являющейся должностью гражданской службы, на условиях срочного трудового договора.
Мнение законодателей
Леонид БЕЛОВ, зампред Комитета СФ по конституционному законодательству:
- Данный закон согласуется с Конституцией и всей системой федерального законодательства. Этот законопроект был инициирован в связи с тем, что по действующему законодательству предельный возраст был определен в 65 лет, тогда как пенсионный возраст, скажем, для мужчин - 60 лет. И в 60 лет работник ставил вопрос о том, что не хочет увольняться, потому что предельный возраст - 65 лет. То есть фактически уже работник в такой ситуации диктует условия. Поэтому и было внесено предложение установить предельный возраст в 60 лет. Да, ранее мы продлили срок службы для судей и работников прокуратуры до 65 лет. Но должен отметить, что для гражданского госслужащего при желании остаются в принципе те же 65 лет. Потому что если это человек нужный для структуры, имеющий богатый опыт, то он может продлить договор, заключив срочный служебный контракт до 65 лет. А если такой должности гражданской службы в структуре впоследствии не окажется, то работник может заключить срочный трудовой договор и работать уже не на должности государственного гражданского служащего.
Гульнара СЕРГЕЕВА, зампред комитета ГД по делам Федерации и региональной политике (ЕР):
- Важно отметить (это новшество), что при перезаключении контакта обязательно требуется согласие представителя нанимателя, кроме того, соответствующее желание обязательно должно быть выражено гражданским служащим. Проект исключает необходимость перезаключать служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт на период не менее одного года. В отличие от действующей редакции, минимальный срок не будет ограничиваться сроком в один год. Что касается максимального срока, то он остается прежним - до 65 лет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте