Top.Mail.Ru
Политэкономия

“Олимп” в мешке

Кредит для вологодских транспортников едва не обернулся разорением

Каков лучший выход из кризиса? Конечно же, создание новых рабочих мест и развитие нового производства. Власти Вологды с энтузиазмом отнеслись к производству новых автобусов “Олимп”, развернувшемуся на базе “Вологодского машиностроительного завода”, и попытались навязать местному автотранспортному предприятию кредит для получения сорока новых автобусов. Кредит, грозящий ПАТП-1 разорением.

Автопредприятие в Вологде было основано в 1939 году. В 1995 году оно было передано из областной собственности в муниципальную и переименовано в Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №1 (МУ ПАТП № 1). Работает оно исправно, на зависть многим другим городам, где муниципальный транспорт давно развалился. Большая территория, парк в 132 автобуса, 840 работников. Средняя зарплата - 14,8 тысячи рублей. Которую, кстати, эти двадцать лет никогда не задерживали. Большой склад, хорошо организованная ремонтная мастерская. Есть своя столовая, медпункт. Но есть и свои сложности.

- Хорошо в финансовом плане мы не жили никогда, - говорит Евгений Нестеров, директор ПАТП-1, - это судьба всех муниципальных транспортников. Потому что у нас главная задача - не коммерческая, а социальная. Мы должны не зарабатывать деньги, а помогать населению. Сейчас у нас 11 убыточных маршрутов. К тому же экономически обоснованная цена поездки у нас 15 рублей, а цены на перевозку устанавливают местные власти, и сейчас она составляет 12 рублей. Разницу эту никто не компенсирует. С началом кризиса ситуация ухудшилась - платных пассажиров стало меньше. К тому же стали очень серьезно поджимать частники, которые работают по прибыльным маршрутам и забирают наших пассажиров.

Директор рассказывает, что городские компенсации, которые положены им за перевоз льготников, год за годом удается получить только через суд. Также через суд получили деньги и у правительства России. В конце 2007 года подали судебный иск против Министерства финансов РФ с требованием возместить расходы за перевозку льготников в 2004 году. В конце 2008 года отсудили 86 млн. Около 20 ушло на налоговые платежи, остальное осталось на расчетном счету.

“ЛИАЗЫ” ИЛИ “ОЛИМПЫ”?

Итак, у ПАТП-1 появились деньги. Было решено не “проедать” их, а обновить автопарк. В автопарке у предприятия - “Икарусы”, “ЛиАЗы” и “Мерседесы”. Причем из 134 автобусов 102 имеют 100-процентный износ и подлежат замене.
- В прошлом году у нас было на пятьдесят машин больше, - поясняет директор, - но пришлось пустить их на металлолом: ремонт намного превысил бы их стоимость. Мы подумали и решили купить двадцать автобусов “ЛиАЗ-5256” по цене в три миллиона рублей. Цена техники нас устраивала. Тем более что в перспективе вырисовывалась еще и десятипроцентная скидка. Устраивала и сама техника, мы ее уже эксплуатировали. Были для нее и ремонтная база, и опыт обслуживания. Да и кроме того, чем меньше видовое разнообразие техники, тем и обслуживание дешевле.

Так как предприятие муниципальное, для проведения крупных сделок (крупной сделкой считается любая превышающая 10% от уставного капитала, в данном случае превышающая 3,5 млн рублей) руководителю требуется разрешение учредителя - администрации Вологды. В конце декабря прошлого года директор и обратился за разрешением на проведение сделки к главе администрации города Вологды Евгению Шулепову.

Тем временем на ОАО “Вологодский машиностроительный завод” решили начать производство новых автобусов “Олимп” на базе шасси “КамАЗа”. Экономика области была уже существенно подорвана финансово-экономическим кризисом, а политика властей предельно понятна - ее не раз публично озвучивал губернатор Позгалев - “курс на создание рабочих мест”. Развитие производства “Олимпов” при благоприятных обстоятельствах обеспечило бы создание шестисот новых рабочих мест.

ЛИЗИНГОВАЯ ЯМА

- В администрации нам не дали “добро” на закупку “ЛиАЗов”, - продолжил Нестеров, - сказали, что нужно поддерживать развивающееся местное производство. И сказали, что гораздо лучше взять сразу сорок “Олимпов”, а так как денег не хватит, то оформить лизинговый кредит в банке “Вологжанин”. Мы подписали “договор о намерениях”, и я отправился на предприятие, чтобы посчитать, насколько это будет выгодно.

Теоретически схема выглядит так - ПАТП-1 дает 45 млн рублей в качестве аванса, заключает договор лизинга с банком и рассчитывается в течение четырех лет за кредит. На деле расчеты платежей при заключении договора с ЗАО “Банк “Вологжанин” показывают, что за четыре года нужно будет отдать 225 млн рублей. Плюс 2% от суммы договора (4,5 млн рублей) идут в качестве платы за сопровождение договора лизинга. За КАСКО надо отдать еще 25,2 млн рублей. Итого за четыре года предприятию за сорок “Олимпов” придется выплатить 255 млн рублей. Мыслимая ли сумма для муниципального предприятия, которое и так еле-еле концы с концами сводит?

Не нужно даже заглядывать в столь отдаленное будущее, можно ограничиться расчетами на 2009 год. На счету у ПАТП-1 72 млн рублей. Если бы предприятие в мае этого года взяло в лизинг сорок “Олимпов”, 45 млн пришлось бы отдать в качестве аванса, 4,5 - за сопровождение договора, 6 - за КАСКО. Каждый месяц пришлось бы выплачивать примерно по 5 млн рублей. При этом ежемесячные расходы от перевозок у них всегда выше доходов. При этой схеме по предварительным расчетам к концу года перерасход средств составит 22,3 млн рублей. Предприятие станет банкротом! Двадцать лет они держались на плаву, а теперь из-за обновления автопарка могут пойти ко дну. Тем более, что на тот момент автобус “Олимп” не получил сертификата “одобрение типа транспортного средства”. Естественно, они стали сопротивляться этой сделке, как могли.

БОРЬБА ВОКРУГ “ОЛИМПОВ”

- По сути, нас решили сделать донорами для нового производства, - считает председатель профкома ПАТП-1 Владимир Богданов, - и, рассчитывая создать 600 новых рабочих мест, совсем забыли, что на улице могут оказаться 830 работников. Когда директор объявил, что денег у предприятия нет, администрация не поверила - прислала финансовую проверку. Проверка показала, что денег действительно нет. Нам намекнули, что расходы очень просто урезать, сократив наполовину ремонтников, на треть инженерно-технический персонал и заморозив зарплаты.

По словам Юрия Тадлова, председателя Вологодского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, эти меры противоречат областному пятистороннему соглашению, и директор заявил, что никогда на них не согласится. Тем временем через местные газеты началось давление: “транспортная система города под угрозой”, “40 новых автобусов выйдут на улицы”, “если не поддержать новое производство “Вологодского машиностроительного завода” на первых порах, оно может заглохнуть. Не исключено, что придется материально помочь ПАТП-1...”

- Директор упорно отказывался брать этот разорительный кредит, - продолжил Владимир Богданов, - тогда одна за другой последовали проверки. Ему было объявлено два выговора за “совершение крупных сделок без согласия учредителя”.

Причем крупными сделками посчитали закупку топлива, то есть уставную деятельность предприятия. Дело в том, что сам закон в этой части не очень внятен. Для федеральных предприятий прописано, что уставная и текущая деятельность не должны согласовываться. А в законе о муниципальных предприятиях именно это уточнение не прописали. Директор обратился по этому поводу в Госдуму за разъяснениями.

Тем временем автобус “Олимп” получил сертификат. Но по-прежнему оставалось неизвестным, хорошая ли это техника и как она поведет себя в эксплуатации. В просьбе о предоставлении автобуса в опытную эксплуатацию ОАО “ВМЗ” отказал. Кота в мешке покупать не хотелось, а администрация настаивала.
Глава департамента городского хозяйства Михаил Артеменко считает, что городские власти стараются на благо предприятия: “Мы заинтересованы в хорошей работе городского транспорта. Потому и настаивали на “Олимпах”. У них, в отличие от “ЛиАЗа”, больше ресурс двигателя, они соответствуют стандартам “Евро-3” и оборудованы для перевозки инвалидов. И нужно будет меньше тратить на ремонт и обслуживание техники. Брать в лизинг мы предлагали для того, чтобы у предприятия остались свободные деньги. А потом, мы рассматривали и возможность соучастия города в лизинговых платежах”. Реально ли такое “соучастие” в кризис, вопрос спорный.
Спрашиваю одного из водителей, представившегося Андреем, что он думает о лизинге “Олимпов”. Отвечает: “А что тут думать? Это разорение. А кроме того, сменится глава города, придет другой. Сразу же пришлют проверку. За такую сделку директора под суд отправят”.

Директор - член профсоюза. Коллектив и обком не остались в стороне от конфликта. Тем более что он грозил ликвидацией предприятия. 15 апреля на конференции трудового коллектива было принято обращение к губернатору Позгалеву и главному федеральному инспектору по Вологодской области Аппарата Полномочного представителя президента Пастухову. Созывалась еще конференция. Писали на сайт президенту, в правительство области, в прокуратуру области и Генеральную прокуратуру. В апреле из Прокуратуры Вологодской области пришел ответ, что действия собственника не могут расцениваться как вмешательство в хозяйственную деятельность субъекта.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Так как дать автобус в опытную эксплуатацию отказались, решено было купить один “Олимп” на пробу. Пришел проект контракта, в котором были прописаны “особые условия”: “Покупатель обязуется сохранить конфиденциальность любых сведений, касающихся непосредственно Товара, его технических характеристик, условий эксплуатации Товара и любых других условий, которые могут повлиять на производственно-хозяйственную деятельность Продавца”. Период сохранения конфиденциальности - два года. Штраф за каждый случай несанкционированного раскрытия информации - 500 тысяч рублей. За раскрытие в СМИ - 1 млн рублей.
- То есть два года мы не имеем право высказываться о качестве поставленной продукции, - возмущается председатель профкома. - А с водителями, которые на них работать будут, мы что делать станем? Рот им зашьем? Естественно, нас такая постановка вопроса не устроила. Мы отказались от покупки “Олимпа”.

Пошли долгие месяцы переписки со всевозможными инстанциями. Работников поддерживал ЦК профсоюза. Областная федерация призывала прийти к соглашению. По словам исполняющего обязанности председателя вологодской федерации Анатолия Подольского, “мы настоятельно рекомендовали организовать независимую технико-экономическую экспертизу и положить конец препирательствам”. Переговоры длились, и объем сделки все уменьшался. На прошлой неделе стороны все-таки договорились. ПАТП-1 приобретет восемь “Олимпов”. Без всякого лизинга, просто перечислив деньги с расчетного счета.

На прощание уточняю у главы департамента, сколько в реальности существует готовых “Олимпов”. Оказалось - пять.


Полина САМОЙЛОВА



Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика