Полтора года работники "Выборгского судостроительного завода" провели в вынужденных отпусках с сохранением двух третей заработка - заказов не было. Генеральный директор предприятия Валерий ЛЕВЧЕНКО приказал начальникам подразделений оптимизировать расходы. Как это часто бывает, сэкономить решили на людях...
С ХЛЕБА НА ВОДУ
Сегодня мощности ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) используются лишь на 1,3%. До 85% работников вынужденно находятся в отпусках. Кредит, взятый предприятием для уплаты таможенного НДС на 3,7 млрд, "Газпромбанк" потребовал частично вернуть. Предприятие не готово выплатить сразу 500 млн рублей, в результате его счета заморожены. По словам председателя первичной профсоюзной организации ОАО "Выборгский судостроительный завод" Олега Кузьмина, руководство завода предупредило: денег хватит только на выплату зарплаты в ноябре, на аванс уже не останется.
Собственники и руководство предприятия постоянно в командировках - пытаются добиться выплаты от ООО "Газфлот" задолженности в 326 млн рублей по договору о строительстве двух буровых платформ и пересмотреть старые договоренности с данной компанией, пытаются найти новые заказы.
Часть работников уволились. Оставшиеся отчаялись и находятся в шаге от активных коллективных действий, все чаще цехкомы слышат призывы, "как в Пикалево", перекрыть федеральную трассу "Скандинавия". "Мой муж работает на заводе дефектоскопистом УЗК, - делится своими горестями бывший технолог предприятия Зульфира Таран. - Cейчас работы нет, недавно его отправили в вынужденный отпуск на 2/3 зарплаты. За последний год это уже второй раз. Ходят слухи, что оплату вообще прекратят".
КТО ВИНОВАТ?
Почему же предприятие, еще в 2009 году хваставшееся своими доходами, работающее по международным стандартам, профинансировавшее в начале 2010 участие первого русского гонщика в "Формуле-1", в конце 2010 года стало убыточным? Как получилось, что верфь, которую многие считали передовой, которая специализируется на создании техники для работы на морском шельфе, осталась без работы? Единого мнения нет.
Одни считают главной ошибкой предприятия то, что в условиях российского рынка, по мнению некоторых аналитиков так и оставшегося "диким", завод опрометчиво сосредоточился на одном заказчике и теперь лишился работы из-за смены его планов. Ведь раньше у Выборгского судостроительного завода были заказы из других стран, таких как Норвегия и Казахстан. Существовали перспективы участия в международной программе "Sea Launch" ("Морской старт"), предусматривающей запуск космических аппаратов с морской платформы. В 2007 году губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обещал предприятию заказ на лесовоз и судно для транспортировки сжиженного газа. Где все эти заказы? Вопросов больше, чем ответов.
"Заказов нет, и перспективы мы никакой не видим. Никаких тендеров не видим, все только разговоры, разговоры, - сетует генеральный директор предприятия Валерий Левченко. - На ледокол тендер два года объявляют, результата нет. Если бы мы что-то проигрывали или не участвовали - понятно. Сегодня все, что на заводе есть, - это блоки для российско-финской компании для судов, которые строятся для Сахалина. Это мелочи, загрузка завода на 30%. К тому же контракт этот - только до мая следующего года, и финская сторона срывает поставки. Мы построили две буровых за три года, как обещали "Газпрому", еще построили жилой модуль, и он уже эксплуатируется. Задачи выполнили, а вот перспективы нет. Обращения в разные инстанции ничего не дают".
И правда, российский заказ на строительство блоков для ледокольных судов снабжения, наметившийся в апреле после обращения профкома к президенту РФ Дмитрию Медведеву и его визита в 2010 году на предприятие, а также письма председателю правительства РФ Владимиру Путину, перешел незаметно к другим предприятиям. По практически выполненному заказу на две буровые платформы были сделаны серьезные изменения со стороны заказчика, которые привели к его значительному удорожанию. Изначально завод заложил небольшую прибыль, всего 1% от себестоимости, потому выплаты, которые еще и задерживаются "Газфлотом", оказались чуть ли не ниже себестоимости заказа. "Когда заключался договор, доллар стоил 24 рубля, сейчас все 29 рублей, - объясняет профлидер. - А ведь нам частично инструменты приходится заказывать за рубежом - у нас таких не производят. Смена планов заказчика по использованию платформ и, как следствие, частичная передача строительства в Корею еще больше увеличила расходы. Заказчик пересматривать договор не хочет. В результате страдает предприятие".
ЧТО ДЕЛАТЬ?
В профсоюзном комитете видят только один выход - необходимо сменить собственника, как это уже случилось на ОАО "Пролетарский завод" и ОАО "Балтийский завод". При этом, судя по всему, как и там, в качестве предполагаемого собственника хотят видеть государственное ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Загвоздка в том, что, как заявил президент ОСК Роман Троценко в октябре этого года, после покупки акций ОАО "Балтийский завод" необходимость в покупке корпорацией Выборгской верфи отпала. Правда, несмотря на это, 1 и 3 ноября на ВСЗ уже побывали представители ОСК. Результаты и цели их визитов пока не известны.
Нынешний собственник пытается получить деньги с заказчиков и оптимизировать свои расходы за счет людей. "У завода работы нет, народ в простое уже полтора года, - объясняет ситуацию генеральный директор предприятия. - До бесконечности это не может продолжаться. Все должно когда-то заканчиваться. Основная проблема - нет работы. Была бы работа - мы бы решили, как сделать так, чтобы заработать и коллектив был при делах". Поскольку во главе первички грамотный, юридически подкованный председатель, была выбрана сравнительно мягкая и законная форма "избавления от балласта" - увольнение по соглашению сторон. На предприятии уже разработан черновик документа. По нему работникам предлагается расторгнуть трудовой договор с заводом за три средних заработных платы. Все бы было законно, если бы на людей не давили. Буквально каждые пять минут в профкоме звонит телефон - работников принуждают подписать соглашение. Олег Кузьмин ругается: "Если бы хоть одно письменное обращение было, можно было бы их защитить. Так нет, боятся. Чего бояться - хуже уже не будет!"
2 ноября Кузьмин специально провел заседание профкома, чтобы разъяснить права работников цехкомам и передать через них трудящимся распечатки с разъяснением положений Трудового кодекса, касающихся увольнения по соглашению сторон. На профсоюзном собрании хорошо было видно настроение людей. Из медсанчасти уже уходят лучшие специалисты, денег даже на самые необходимые медикаменты не выделяют. Начальник подразделения Ян Сова для нужд работников под свое слово "набрал" долгов уже более чем на 70 тысяч рублей. Как отдавать, пока боится думать - за октябрь бюджет урезали полностью, а на ноябрь оставили всего 15 тысяч. "Этих денег только на бинты и шприцы на месяц хватит", - сетует начальник медсанчасти.
"В цеху спрашивают, почему "Форд" бастует, а мы ничего не делаем?" - интересуется кто-то робко в аудитории. - "Следующее заседание профкома будет по поводу конференции работников. Будем решать, какие коллективные действия выбрать. Уже есть предложения перекрыть федеральную трассу "Скандинавия", - отвечает Олег Кузьмин. - "Надо будет - перекроем. Слишком много было обещаний и ничего не сделано. А к кому только не обращались! Уже четыре пункта колдоговора приостановили. Не так страшно, что денег нет, страшно, что нет работы!"
Остается надеяться, что завод все-таки удастся спасти. Правда, если уже третий завод "спасут" силами ОСК, это будет похоже на тришкин кафтан. Хочется верить, что так обстоят дела не во всей отрасли.
Александра КОРЧАГИНА
"А"-СПРАВКА
Первую продукцию Выборгский судостроительный завод выпустил в конце 1949 года. До недавнего времени верфь была одним из крупнейших судостроительных предприятий на Северо-Западе России.
Предприятие уникально - оно одно из немногих имеет опыт в строительстве буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений. Также предприятие специализируется на судах малого и среднего тоннажа. На нем начинали с самоходных барж, делали рыболовецкие траулеры, лесовозы, а сейчас два судна следят за космическими запусками. С платформы "Морской старт", созданной в кооперации с "Боингом" и корпорацией "Союз", будут запускать спутники.
Сегодняшнее положение дел для завода не ново. Выборгская верфь в свое время не попала в список предприятий федеральной значимости. Тогда было тяжелое положение, и акции завода продали норвежской фирме "Квернер". После этого акции были переданы финскому филиалу этой фирмы. Работники гордятся своей "финско-норвежской" историей. "Они научили нас быстро и качественно работать", - говорят на заводе. Но затем "Квернер" решил избавиться от судостроения, и предприятие оказалось брошенным. В 1999 году около двух тысяч работников завода, который еще назывался "Квернер Выборг Верфь", оказались, как и сейчас, в простое - на двух третях зарплаты. В итоге Выборгскую верфь купила российская фирма "Ако Барсс", и завод выжил.
Сейчас на предприятии трудится примерно 1600 работников. Средняя зарплата в августе составила 26 763 рубля. Сейчас в вынужденных отпусках находится более 600 работников, в августе их было 970.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте