Телефонный справочник ФНПР, возможно, придется изменить в ближайшее время - некоторые профсоюзы начали объединяться. Так, в декабре для гражданских служащих Вооруженных сил появится единый профсоюз. И не только. В ряде профсоюзов давно обдумывают слияние, правда, время для этих раздумий - величина неопределенная.
Как проходит процесс слияния профсоюзов и какие проблемы мешают его завершению, узнала корреспондент "Солидарности" Полина САМОЙЛОВА.
НУЖНО РАЗВИТИЕ
За последние годы количество профсоюзов, входящих в ФНПР, начало сокращаться. Но не за счет потери организаций каких-то отраслей. А за счет организационных изменений - профсоюзы родственных отраслей начали объединяться. Дает ли это какой-то эффект? Руководитель департамента коллективных действий и развития профсоюзного движения ФНПР Александр Сидякин уверен: в условиях глобализации объединение профсоюзов неизбежно.
- Если мы посмотрим на международную экономику, мы увидим, что слияние крупных компаний - это уже не только какой-то модный тренд, - говорит Сидякин. - Это эффективная вещь, это способ лучше управлять ситуацией внутри компании и быть конкурентными на рынке. Если посмотрим на международное профдвижение - оно идет по такому же пути. Объединяются не только крупные профсоюзы, но и крупные профцентры. Потому что у всех цель одна - борьба за трудовые права, за гарантии, за рост заработной платы, за достойные условия труда. Я считаю, что мировая тенденция к объединению общественных организаций, корпораций, крупных холдингов, профсоюзных структур - она должна быть в любом случае реализована и у нас, в России, с помощью ФНПР.
По словам Сидякина, в структуре ФНПР немало профсоюзов, которые в силу своей величины вынуждены тратить все профвзносы лишь на содержание аппарата и самообеспечение: "Это неправильно, потому что любой бюджет должен быть бюджетом развития. Взносы должны направляться не только на содержание структуры, но и на ее развитие. Этого можно достичь только путем реорганизации таких профсоюзов и убирания лишних звеньев".
ОБЪЕДИНИЛИСЬ
В первую очередь, по мнению представителя ФНПР, надо объединять родственные профсоюзы - у которых один и тот же социальный партнер, схожие система оплаты и условия труда членов профсоюзов:
- В ФНПР есть группа родственных профсоюзов. Самый яркий пример - профсоюзы, работающие с гражданским персоналом Вооруженных сил. 14 декабря завершится их объединение. К трем ранее присоединившимся профсоюзам присоединятся профсоюз работников ВВС и профсоюз рабочих и служащих Министерства обороны. Таким образом, из пяти профсоюзов мы получим один. У него один соцпартнер - это Минобороны, у него примерно одни условия труда, да и проблемы у всех одинаковые.
- У нас объединение состоялось в апреле, - рассказывает председатель профсоюза гражданского персонала Вооруженных сил России Николай Бойко. - К нам присоединились представители работников Военно-морского флота, а также рабочих и служащих и РВСН, и Космических войск. Процесс объединения задуман был еще лет 10 - 15 назад, но я в нем начал участвовать лишь после избрания председателем в ноябре 2010 года. В апреле этого года прошел первый этап объединения, а 14 декабря состоится пленум, завершающий эту работу: к нам присоединятся профсоюз работников Военно-воздушных сил, профсоюз рабочих и служащих центрального аппарата Минобороны. Они уже провели съезды. Теперь все работники Вооруженных сил будут объединены в один профсоюз гражданского персонала Вооруженных сил. Все эти профсоюзы входят в нашу структуру "в форме присоединения", как называют это юристы, заявления переписывать не приходится. А так как собственности у наших профсоюзов нет, то съезды - единственная формальность.
- Каковы положительные стороны этого объединения?
- Ориентировочно численность профсоюза увеличится почти в два раза - примерно со 100 тысяч до 200 тысяч. И каждый из членов профсоюза выигрывает от объединения. Изменился облик Вооруженных сил, изменилась их структура. Раньше отдельные профсоюзы могли при помощи диалога с работодателями, главкомами, влиять на социальное положение гражданского персонала и членов профсоюза. Сейчас же работодатель один - министр обороны. Раздробленные профсоюзы в итоге стали лишним звеном в достижении компромисса. Объединением мы намного упростили управление профсоюзами. Увеличением численности - придали веса профсоюзам. Сами знаете, сломать веник тяжелее, чем прутик. По взаимоотношениям с Министерством обороны мы уже чувствуем, что воспринимают нас более серьезно. Проблемы будет решать легче, тем более что они у нас едины во всех родах войск, особенно острая - с охраной труда, с безопасностью.
Это объединение сыграло на руку и ФНПР. Раньше все эти профсоюзы входили в Федерацию Вооруженных сил, а федерация в федерацию входить не может. Теперь же у ФНПР появился новый большой профсоюз в рядах. Профсоюз, доказавший, что при желании можно провести объединение за год. В то время как другие профсоюзы, заявившие о желании объединиться, уже долгие годы не могут осуществить это на практике.
НЕДООБЪЕДИНИВШИЕСЯ
- Объединение профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и профсоюза машиностроителей РФ - процесс застарелый, и очень жаль, что он так и не пришел к логическому завершению, - комментирует ситуацию Александр Сидякин. - На мой взгляд, к этому объединению стоит подключить профсоюз работников общего машиностроения и профсоюз работников оборонной промышленности. Ведь все эти работники выполняют схожую работу в схожих условиях, то есть задачи профсоюзов практически идентичны. Тем временем работодатели создают объединенные машиностроительные корпорации, холдинги. Бороться с такими гигантами надо одним мощным профсоюзом.
- Мы готовы к объединению, - говорит председатель профсоюза машиностроителей Николай Шатохин. - Мы приняли это решение давно, но другой профсоюз отказывается завершить процесс. Видимо, их не устраивают какие-то условия объединения, лучше об этом осведомиться у них самих. Собственно, я обращался и в другие профсоюзы, предлагал объединяться. Ответ получил лишь от профсоюза работников оборонной промышленности. Очевидно, остальные профсоюзы считают себя самодостаточными и не нуждаются в переменах.
Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Андрей Фефелов соглашается с тем, что объединение с профсоюзом машиностроителей - давно назревшая необходимость. Но ряд нюансов объединения кажется ему спорным:
- Мы пытались объединиться, но сейчас решили этот процесс притормозить, так как на ряд вопросов мы не можем найти ответы. Например, непонятно, надо ли членам профсоюза переписывать заявления о приеме в профсоюз. Мы просили ФНПР, чтобы они обратились в Министерство юстиции за разъяснениями, целесообразно ли переписывать заявления. ФНПР посчитала, что сама вправе толковать этот вопрос, и уверяет, что переписывать заявления не нужно. А я вот уверен, что на тех предприятиях, где у первички напряженные отношения с работодателем, эти заявления заставят переписывать, и правопреемственностью перед работодателем не прикроешься. В случае переписывания заявлений мы потеряем численность. Также непонятно, как будет решен вопрос с собственностью, которая есть у первичек. Ее ведь тоже придется переоформлять, и это риск. В общем, я считаю, что юридическая основа для объединения пока слишком шаткая. И эту проблему надо решать.
НЕОБЪЕДИНЯЮЩИЕСЯ
- Я считаю, что следующим шагом должно стать объединение профсоюзов, которые работают в сфере торговли, потребкооперации и общественных услуг, - говорит Александр Сидякин. - Таких профсоюзов у нас тоже пять: "Торговое единство", профсоюз работников потребкооперации и предпринимательства, профсоюз работников пищевой промышленности, профсоюз работников инновационных и малых предприятий и профсоюз работников предприятий с иностранными инвестициями. Пять этих профсоюзов работают с предприятиями в одной сфере - торговля, общественное питание, услуги. У них работники одних и тех же специальностей, одни и те же соцпартнеры и одни и те же проблемы: приход транснациональных компаний, срочные трудовые договоры, жесткая борьба работодателей против профсоюзов. Объединившись, эти профсоюзы смогут аккумулировать взносы, развивать программы по органайзингу, привлекать людей, которые этим органайзингом будут заниматься, эффективно действовать в новой профсоюзной реальности.
По словам Юрия Бобкова, председателя профсоюза "Торговое единство", торговые профсоюзы пытаются объединиться давно:
- Мы предлагаем объединиться с профсоюзом работников потребкооперации и предпринимательства, поскольку в 1991 году, на волне псевдодемократии, этот профсоюз вышел из нашего. Мы считаем, что в свое время была сделана политическая ошибка. Разделение профсоюзов наносит только ущерб. Однако коллеги пока не созрели для воссоединения, хотя решение нашего пленума было принято еще в 2007 году. И решение нашего президиума, принятое в сентябре этого года, лишь подтвердило крепость наших намерений.
Михаил Субботин, председатель профсоюза работников потребительской кооперации и предпринимательства, уверяет, что объединение тормозится вовсе не из-за отсутствия готовности, а из-за нерешенного вопроса иерархии:
- Процесс укрепления и объединения профсоюзов стоит на повестке дня всех последних съездов ФНПР. Предложений по объединению много, но конкретных критериев, учитывающих интересы всех сторон нет. Нам предлагают объединиться, мы предлагаем... Суть в том, как объединяться, на каких принципах... В частности, от ЦК "Торгового единства" мы пока слышим только лозунги - и никакой конкретики. В свою очередь, мы разработали, так называемую "дорожную карту" и предложили план по определению качества профобслуживания работников и возможные в связи с этим структурные преобразования профсоюзных организаций. Они отказались.
Однако дело не столько в конкретике, сколько в форме объединения. Профсоюз работников потребкооперации и предпринимательства согласен исключительно на присоединение других профсоюзных организаций потребительского рынка, в том числе ЦК "Торгового единства".
- Это стратегическое решение нашего съезда. Профсоюз работников потребительской кооперации и предпринимательства - самодостаточный профсоюз с развитой системой социального партнерства. У нас профчленство прозрачное. С "Торговым Единством" дело сложнее. Официальной статистики у нас нет, но по информации коллег знаю, что во многих областях у них численность в 5 - 7 раз меньше нашей. Объединяться на равных тут все равно, что пришивать пиджак к пуговице. Тем более что почти в двадцати субъектах РФ профсоюзные организации ЦК "Торгового единства" присоединились к кооперативному Профсоюзу. То есть вне зависимости от стратегических решений тот же процесс идет и эволюционным путем. А так - мы готовы принять любой профсоюз, который к нам придет.
ОТКАЗАВШИЕСЯ ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Профсоюз работников текстильной и легкой промышленности тоже вряд ли сможет существовать самостоятельно, - уверен Александр Сидякин. - Его численность сокращается стремительно. Даже по мнению Шмакова положение профсоюза близко к критическому. Им бы самое время объединиться с Росхимпрофсоюзом - в самой отрасли используется немало химических процессов. Но они отказались. Кстати, так же логично было бы присоединение к этому альянсу и Рослеспрофсоюза, основной костяк которого составляют работники целлюлозно-бумажных комбинатов, чистой воды химического производства.
Татьяна Соснина, председатель профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, считает, что на самом деле химическая отрасль и отрасль легкой промышленности слишком разные, чтобы к ним можно было подходить с одной меркой:
- Структура нашего профсоюза и структура профсоюза химиков не совпадают. Если в одних регионах у нас развитая промышленность - это Ивановская, Ростовская области, то у химического профсоюза там практически нет организаций. И так почти повсеместно. Там, где сильно развито химическое производство, там у нас нет практически ничего. И поэтому даже по этим формальным признакам объединение совершенно нецелесообразно, оно не даст никакого эффекта.
Особый камень преткновения - вступление в ВТО. Соснина говорит:
- Вот предстоит вступление России в ВТО. В этих условиях химический профсоюз даст возможность повысить зарплату работникам предприятий текстильной и легкой промышленности? Практически он не в состоянии повлиять на это. Обеспечить занятость работников сможет? Нет, не сможет, потому что занятость работников будет зависеть от экономической политики, таможенно-тарифного регулирования. В рамках Таможенного союза пошлины снижены на 50% по пятистам наименованиям продукции текстильной и легкой промышленности. И в результате мы имеем увеличение импорта, как легального, так и нелегальной контрабандной и контрафактной продукции, которая через территорию Казахстана сбрасывается на территорию России через открытое таможенное пространство. До 40% изделий текстильной и легкой промышленности на нашем рынке - контрафактные, и государство не принимает никаких мер для изменения этой ситуации. К тому же государство не делает инвестиций в отрасль. Также нет никаких налоговых льгот, каких-то других послаблений, которые позволили бы хотя бы внутренние ресурсы отрасли направить на техническое перевооружение. Наоборот, повышаются цены, тарифы на энергоресурсы, тарифы других естественных монополий, что ведет к ухудшению экономического и финансового положения предприятий нашей отрасли. Государство поддерживает автомпром, лесной комплекс, но не легкую промышленность.
Тот же, предположим, Росхимпрофсоюз не владеет ни нужной информацией, ни навыками для того, чтобы выработать меры защиты отрасли при вступлении России в ВТО, - продолжает Татьяна Соснина. - Чтобы защитить интересы работников на данном этапе, объединяться нецелесообразно. Мы должны в первую очередь думать о том, как будет работать профсоюз в этих условиях. А вот в следующем году мы будем проводить анкетирование, анализ, спросим членов профсоюза, готовы ли они к объединению, с каким профсоюзом. Но опять вопрос: с каким профсоюзом объединяться? Что даст нам это объединение?..
ПЕРСПЕКТИВЫ
- На мой взгляд, целесообразно было бы еще объединить профсоюзы работников негосударственных организаций безопасности и работников охранных и детективных служб РФ, - говорит Александр Сидякин. - А если говорить абстрактно, то можно было бы объединить профсоюзы транспортников - железнодорожного транспорта, автомобильного, водного и профсоюз авиационных работников. Несмотря на всю специфику, замыкаются они все равно на Министерство транспорта. Теоретически возможным было бы объединение под одним профсоюзом всех работников бюджетных отраслей. Но особенности российской действительности здесь представить дополнительные аргументы против таких объединений, утверждать однозначно здесь ничего нельзя. Это теория.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте