Работники филиала "Пивоварня Хейнекен" ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" в Петербурге провели очередную акцию протеста. В этот раз работодателю не удалось отделаться часовым пикетом. Работники устали от обещаний и приняли более жесткие меры - с полуночи 15 декабря провели 24-часовую забастовку. Основное требование - отмена годового учетного периода, введенного на предприятии несколько лет назад.
Конфликт между профсоюзной стороной и руководством "Хейнекена" продолжается с 2009 года. Но добиться отмены ненормированного графика работникам не удается. Летом люди перерабатывают, а зимой с трудом набирают трудочасы. К тому же более половины коллектива работает по срочным трудовым договорам. И у большинства "срочников" работа сопряжена с повышенной опасностью, риском для здоровья. При этом они фактически беззащитны перед работодателем и не могут претендовать ни на какие социальные гарантии.
Не стихали протесты на "Хейнекене" и в этом году. Потребовав отменить годовой учетный период, восстановить уволенных членов профсоюзов, набрать в штат недостающих сотрудников и устранить нарушения в охране труда, работники провели серию пикетов ("Солидарность" №№ 40 - 44, 2011). В ФНПР им помогли составить жалобу в Генпрокуратуру РФ. Но протесты и обращения не помогли. Работодатель не только не идет на уступки, но и не признает наличие коллективного трудового спора...
С МЕСТА В КАРЬЕР
Поскольку относительно мирный способ добиться выполнения требований не помог, работники "Хейнекена" решились на забастовку, о чем заранее сообщили работодателю. Прошли по цехам, собрали в поддержку требований подписи 98 из 120 работников. А потом началось давление со стороны работодателя. За день до забастовки в первичку, входящую в ФНПР, обратились семь человек с заявлениями о том, что их принуждали отказаться от забастовки. Профлидеры обратились за разъяснениями к начальству. Руководство объяснило: его-де "неправильно поняли".
- Можно смело говорить о давлении на работников, - прокомментировал тогда ситуацию предпрофкома первички профсоюза работников АПК Виталий Морозов. - Неправильно понять может один или двое, но когда обращаются с жалобами семеро - это о чем-то говорит.
Но попытки сорвать забастовку не закончились. Накануне, с началом ночной смены в 20 часов, представители работодателя потребовали от работников подписать обязательство проработать до 8.00 без остановки работы. Большинство не поддалось на уговоры и угрозы. В первичку Морозова люди уже массово написали заявления о давлении со стороны работодателя.
В полночь началась забастовка. В ней участвовали 25 из 30 работников ночной смены, в том числе и не члены профсоюза. Постепенно бастующим удалось полностью остановить линию розлива, отчасти отгрузку, а к 7.00 - еще и подачу материалов на линию. В 2.00 начальники вновь потребовали начать работу, грозили дисциплинарными взысканиями. Угрозы не помогли. В результате к 5.00 на всех участников забастовки были составлены акты о дисциплинарном взыскании. В ответ профсоюзная сторона составила акты о давлении на участников забастовки со стороны работодателя и пообещала передать их в прокуратуру.
По подсчетам профсоюзной стороны, только за эту ночь предприятие потеряло 8 млн руб.
ПИКЕТ ЗА РЕШЕТКОЙ
После ночной смены люди отправились на пикет с плакатами "Хватит издеваться!", "Право имеем - ст. 37 Конституции РФ", "Забастовка". Когда они подошли к выезду для грузового транспорта и встали перед шлагбаумом, охрана закрыла решетчатые ворота. Так что общение с прибывшими представителями СМИ проходило через решетку.
- Главная причина забастовки - годовой учетный период на предприятии, - объяснял Морозов журналистам. - Из-за него наши сотрудники теряют здоровье. В одном месяце работодатель устанавливает нагрузку 100 часов, в другом - 200, летом часто бывает 300. По законодательству работник может переработать в год не более 120 часов, но у нас эта переработка идет только за три месяца лета. Некоторые люди перерабатывают в год и по 300 часов. Результат - в этом году мы потеряли уже двух сотрудников. Деньги за переработку, которые к тому же выплачиваются только в конце года, не заменят их семьям родных.
В это время к проезду на территорию завода подъехала машина директора. Участники пикета ждали, что к ним кто-то выйдет, но этого не произошло. Кто-то из журналистов задал работникам вопрос, не боятся ли они потерять работу. Ответ оказался единодушным: не боятся. Только за три года были уволены 300 человек. По мнению бастующих, если не предпринять ничего сейчас, то рано или поздно все равно уволят и наймут кого-нибудь на срочный трудовой договор. И так уже на предприятии, кроме производства, каждый пятый работает по данной схеме.
- Мы ничего не нарушаем, - отметил в свою очередь оператор грузоперевозок Леонид Царев. - Эта забастовка проходит в рамках законодательства. А если и уволят... ну что ж, мы этому заводу уже по 10 - 12 лет отдали. Не боимся. Если они нас уволят - распишутся в собственном бессилии.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА...
Интересное мнение по поводу происходящего высказал корреспонденту "Солидарности" представитель работодателя:
- Забастовок на филиале "Пивоварня Хейнекен" не происходит, - огорошила директор по корпоративным отношениям компании Heineken в России Анна Мелешина. - Производственный процесс не нарушен. Незаконная акция профсоюзных лидеров не имеет операционных и экономических последствий для компании.
Вопрос о причине забастовки и дальнейших действиях работодателя был не единственным, который задала корреспондент "Солидарности" Анне Мелешиной. Однако представитель работодателя не ответила, что ждет участников забастовки после ее окончания, не смогла рассказать, что сделано на заводе за три года конфликта для его решения, и не объяснила, почему требования профсоюзной стороны неприемлемы для завода. Неудивительно, что администрация никак не отреагировала на предложение профсоюзников провести открытую трехстороннюю конференцию с участием СМИ.
- Куда ни коснемся - у нас нарушения, - констатирует Морозов. - Нарушение законодательства по утверждению графиков на год. По закону их должны утвердить один раз в начале года, и все, а у нас только за 11 месяцев при оказании давления на работников его меняли восемь раз. Причем еще и сроки уведомления не соблюдают. Есть нарушения и с режимом работы и отдыха. А руководство заявляет, что все по закону.
ПОДОЖДЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Из дневной смены к бастующим присоединились всего 10 человек - сказалось давление руководства. Зато на предприятие пообщаться с профсоюзом приехали представители Гострудинспекции и прокуратуры.
Представители госструктур постарались рассмотреть положение дел на предприятии и определить мотивы забастовки. По словам председателя первички Виталия Морозова, протестующим было предложено составить жалобу в Гострудинспекцию. Прокуратура, в свою очередь, заинтересовалась нарушениями в охране труда.
- Мы надеемся, что благодаря этому вниманию со стороны представителей власти удастся решить хотя бы часть вопросов, - прокомментировал встречу Морозов.
На следующую ночь забастовку продолжили еще 23 работника, увеличив общее количество участников акции до 58 человек. Эта часть акции запомнилась работникам по встрече с гендиректором филиала Игорем Шатцем, который наконец-то спустился к бастующим и, в частности, пообещал нанять дополнительно 13 человек на должности операторов розлива. Сейчас из-за нехватки персонала работники данного направления испытывают повышенную нагрузку, что сказывается на их здоровье. Кроме того, сотрудники поделились опасениями и в отношении других направлений. К сожалению, по вопросу о годовом учетном периоде не удалось добиться даже обещания. Игорь Шатц объяснил, что решить эту проблему сложно, но обещал подумать.
Как и планировалось, забастовка закончилась ровно через сутки, в полночь.
- Нам много чего обещали, поэтому пока мы осторожно реагируем на заявления, - подвел итог Морозов. - Вот когда всё, чего мы добиваемся, будет документально закреплено, тогда можно будет говорить о результатах. Пока мы приостановим забастовку и посмотрим, что реально будет делаться на предприятии. Какие меры примет руководство по отношению к бастовавшим. Если их права будут нарушены или ущемлены, будем действовать еще жестче. Возможно, выйдем на международный уровень. Хотя уже и так очень далеко зашли.
Александра КОРЧАГИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте