1 марта работники ООО “Торговый дом “Марфа” (Кострома) объявили забастовку в связи с невыплатой зарплаты с декабря прошлого года. Сумма долга приближалась к 2 млн рублей. В дело вмешались областные власти, и долг был тут же выплачен. Однако у обкома профсоюза работников АПК остаются вопросы: низкая зарплата и срочные трудовые договоры у работников предприятия. Работодатель, в свою очередь, уже пошел на контакт с профсоюзом. О том, как строится диалог, узнавал корреспондент “Солидарности”.
“ЗАМЕС”
Бывшие работники Костромского комбината хлебопродуктов, переведенные собственником в ООО “Торговый дом “Марфа” с февраля текущего года, встретили весну объявлением о забастовке. Около 50 человек вышли 1 марта на свои места, но к работе приступать отказались. Причиной тому послужила задолженность по зарплате с декабря 2011 года. Общая сумма долга составила 1,8 млн рублей. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что проблем у рабочих побольше. Об этом говорит хотя бы то, что председателем первички комбината они выбрали... председателя обкома своего профсоюза.
- Год назад пришел новый собственник из Москвы, и 329 человек остались вне профсоюза вследствие прямого распоряжения директора, - утверждает на условиях анонимности один из членов первички. - Прошлого нашего председателя уволили, и его место заняла председатель обкома профсоюза работников АПК Елена Шумова. Это было сделано для того, чтобы председателя невозможно было бы уволить.
Работник вспоминает, что на профорганизацию оказывалось большое давление. Руководство пыталось выяснить, кто является членами первички, чтобы надавить на них. Как только директор выявлял профлидеров, говорит аноним, тут же находились основания для их увольнения. Члены первички даже перестали отчислять профвзносы через бухгалтерию и делают это в ручном режиме, через ведомости, как было еще в Советском Союзе. Последнее, кстати, подтверждает и сама Елена Шумова.
Помимо того, с 1 февраля работников ККХ перевели в ООО “Торговый дом “Марфа”, арендовавшее у первого предприятия помещения и оборудование. Собственник при этом один на два дома. То есть “Марфа” работает на тех же мощностях, в тех же помещениях, с теми же людьми - только называется по-другому. В общем, практика для российских предпринимателей не новая. А долг перед работниками за декабрь и январь, естественно, “повис” на ККХ. Но и это еще не все.
- При переводе на “Марфу” с работниками заключали срочные трудовые договоры до 30 апреля этого года, - продолжает Шумова. - Я уверена, что они содержат в себе много нарушений законодательства. К примеру, при поточном производстве трудовые договоры не заключаются на два месяца. Мы будем добиваться проверки совместно с трудовой инспекцией. Профсоюз готов выйти на проверку хоть сегодня. Но, зная обычные административные проволочки, дай бог, чтобы это произошло хотя бы в течение марта.
Зарплата, между тем, на комбинате почасовая, 40 рублей в час. За восемь часов рабочего дня - 320 рублей. А с 5 марта рабочих и вовсе перевели на две трети зарплаты из-за простоя предприятия.
НАЧАЛО ДИАЛОГА
Это, как говорится, присказка. О сказке пока речи не идет, но отношения между трудовым коллективом и работодателем, похоже, стали улучшаться. Зарплату за декабрь перечислили практически сразу после объявления забастовки. А 11 марта Елена Шумова сообщила нам, что долг за январь и зарплата за февраль полностью выплачены. Этому “поспособствовали” (как, косвенно, и накоплению долга) областные власти.
- На предприятие приезжал костромской прокурор, разговаривал с директором. По результатам встречи нам объявили, что комбинат возьмет кредит, чтобы расплатиться с работниками. Но у ККХ есть долг примерно в 40 миллионов рублей. В том числе перед налоговой службой, которая подала на него в суд. Кто в такой ситуации согласится выдать предприятию кредит, было непонятно, - описывает ситуацию Шумова. - Но комбинату помогла область: 2 марта на ККХ приезжал заместитель губернатора, и сейчас людям уже выдали деньги, перед мартовскими праздниками выдавали аванс. Минсельхоз должен был предприятию порядка 1,7 млн рублей за 2011 год.
Понемногу проясняется и ситуация со срочными договорами. По крайней мере, профсоюзные юристы выяснили причину, по которой была выбрана именно такая форма контрактов с работниками. Оказывается, договор аренды между “Марфой” и Костромским комбинатом хлебопродуктов заканчивается как раз 30 апреля. Соответственно, и людей приняли на работу на такой же срок. Им, впрочем, вряд ли от этого легче, но все же хоть какая-то ясность. Теперь Елена Шумова ждет, когда департамент по труду и занятости населения Костромской области определится с датой проведения проверки на предприятии.
В самом департаменте с самого начала не сомневались, что проблема с задолженностью по зарплате решится в самое ближайшее время. Учитывая оперативность выплат за декабрь (если соотносить с началом забастовки, конечно) и интерес к ситуации областного правительства и прокуратуры, предсказать это было несложно. Однако другие проблемы работников нынешнего ООО “Торговый дом “Марфа” ведомству, кажется, неведомы. По крайней мере, заместитель директора департамента Галина Гусева о давлении на профорганизацию ничего не слышала и такую возможность отрицает.
Однако, хотя бы постфактум, она может оказаться права: председатель обкома профсоюза работников АПК сообщает о позитивных переменах в общении с собственником ООО “Торговый дом “Марфа” Олегом Одинцовым. Он согласился с тем, что профсоюз на предприятии необходим, и стал регулярно общаться с Шумовой.
- Мы настоятельно просили Олега Геннадьевича направить “минсельхозовские” деньги не на погашение долгов перед кредиторами, а на выплату зарплат, - приводит она пример. - Он обещал, и слово свое сдержал. Я ему говорила: “Видите, без участия профсоюза люди бастуют”. А если работать совместно, то всегда можно сгладить острые вопросы, обсудить за общим столом и принять решение. Все можно решить мирным, переговорным путем. И собственник с этим согласился.
Вскоре, а именно 30 апреля, истекут сроки трудовых договоров, заключенных с работниками “Марфы”. Что будет с людьми дальше - неизвестно. Кроме того, сами зарплаты на предприятии, несмотря на выплату долгов, остаются низкими. Так что примирившимся социальным партнерам есть над чем поработать вместе.
Павел ОСИПОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте