Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Борьба с “троянами”

Об особенностях соцпартнерства на Белгородском машиностроительном заводе


Мы не раз рассказывали о специфике работы первичных профсоюзных организаций в крупных холдинговых компаниях или вертикально интегрированных структурах, например, в торговых сетях (“Солидарность” № 9, 2012). То, что первички в такого рода организациях не приветствуются, - не новость, однако наш случай во многом уникален. В то время как глава “Энергомашкорпорации”, куда входит ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ”, находится за решеткой по обвинению в мошенничестве, а сама организация вместе с ее топ-менеджментом может кануть в лету из-за принудительной реструктуризации, руководители на местах продолжают оказывать беспрецедентное давление на членов профсоюза.

ИСТОРИЯ НЕ УМАЛЧИВАЕТ


Передо мной внушительная папка документов, любезно нам предоставленная ЦК профсоюза машиностроителей России. В ней - почти все “дела”, связанные с предприятиями группы компаний “Энергомашкорпорация” за последние десять и более лет. Это и сокращения числа работников, и реструктуризация и банкротство заводов, и постоянная война работодателя с первичками, и вечные нарушения ТК РФ в части задержек зарплаты, выплаты отпускных, компенсационных и премиальных. В общем, те радости бытия, с которыми сталкиваются все работники, когда их предприятиями начинают руководить “эффективные менеджеры”.

В этом массиве деловой переписки есть и материалы по ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ”. Строго говоря, мы уже писали о положении работников предприятия, изъявивших волю создать первичную организацию профсоюза машиностроителей России (“Солидарность” № 17, 2011). Вкратце напомним, что в 2004 году по прямой директиве руководства на предприятиях, входящих в “Энергомашкорпорацию”, началось выдавливание профсоюзных организаций. Деятельность профактивистов, отстаивающих права работников на охваченных массовыми сокращениями заводах, администрациями филиалов, мягко говоря, не приветствовалась.

Методы прессинга известны: либо заставить людей под страхом увольнения написать заявление о выходе из профсоюза, либо реорганизовать и перерегистрировать предприятие в новую организационно-правовую форму так, чтобы места первичке там уже не нашлось, либо - самое простое - чинить всяческие препятствия профкому непосредственно на рабочем месте.

Все три способа ликвидации профорганизации руководством Белгородского машиностроительного завода были опробованы, причем с успехом. Со старой первичкой предприятия, которая в лучшие советские годы насчитывала до 14 тысяч человек, первым способом расправились довольно быстро. Вторая была создана инициативной группой из 18 охранников в начале 2010 года, но незадолго до этого на предприятии, которое тогда называлось ЗАО “Энергомаш (Белгород)”, была начата процедура банкротства. Людей, в первую очередь активистов, поувольняли, а в созданное взамен прежнего ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ” обратно, разумеется, не приняли.

- Сейчас в первичке состоят не менее трех человек, - сообщил корреспонденту “Солидарности” председатель профкома ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ” Константин Аркатов. - Мы пользуемся негласной поддержкой в коллективе, однако из-за непрекращающихся нападок администрации мы показываем работодателю только троих членов профсоюза.

Новая первичка была создана в декабре 2010 года. Незадолго до этого, в октябре, менеджер по снабжению Константин Аркатов, который давно изъявлял желание воссоздать профорганизацию на заводе, в целях запугивания и препятствования созданию первички за одно утро был ознакомлен сразу с четырьмя дисциплинарными взысканиями за опоздания на пять и чуть более минут в предыдущем месяце. Добившись отмены взысканий через суд, который признал их дискриминационными, наш герой утвердился в мысли во что бы то ни стало зарегистрировать и отстоять первичку.

- В самом начале мы договорились, что Константин будет держать организацию, несмотря на все возможные заискивания или прессинг со стороны работодателя, - отметил заместитель председателя профсоюза машиностроителей России Валерий Кирюшенков.

В “КАРЦЕРЕ”

Чуть более года назад, когда мы писали о давлении на членов профсоюза на Белгородском машиностроительном заводе, материал закончился словами о продолжающейся борьбе, без которой нет победы. Борьба была, и еще какая - и это уже относится к третьему виду прессинга, упомянутому выше.

- В мае прошлого года меня отправили в простой, - рассказывает Аркатов. - Основанием послужило якобы отсутствие необходимых объемов работ на предприятии. В августе суд признал незаконность этого решения.

В стане работодателя сделали необходимые корректировки и предприняли очередную попытку подавить активность председателя профкома. На заводе существовало два отдела: отдел закупок для металлоконструкций и отдел закупок для производства соединительных элементов трубопроводов. Их объединили в новый отдел, сократив тем самым штатное расписание. А всех работников, за исключением членов профсоюза, перевели в объединенный отдел закупок для производства соединительных элементов трубопроводов и металлоконструкций. Аркатова же опять отправили в простой.

Заметим - не уволили, нет! Вывели его из штата и, соответственно, переселили из основного здания завода на удаленную “первую производственную площадку”. Чтобы было понятно: основные мощности предприятия находятся на выезде из Белгорода, тогда как “первая площадка” - почти в центре. Таким образом, закон о профсоюзах был формально соблюден (предоставление помещения и т.д.), а также созданы условия для вывода работника в простой с выплатой 2/3 от средней зарплаты.

- Комнату, в которой я нахожусь, мы называем “карцером”, - описывает свои условия труда председатель профкома завода. - Помещение 5 на 2 метра, стол, стул - и больше ничего. Причем опаздывать на рабочее место или уходить раньше я не имею права: на меня тут же будет оформлена “дисциплинарка”.

Но и это решение о простое в декабре прошлого года городским судом по заявлению Аркатова было отыграно назад. Заводские юристы не учли нелогичность приказа о простое: значит, других работников из объединенных отделов закупок возможность перевести была, а его, не имеющего дисциплинарных взысканий, - нет?

Естественно, после кратковременного отыгрыша ситуации председатель многострадальной первички был отправлен в третий за год простой, плавно перетекший в год нынешний. Забавно, что работодатель использовал ту же (проигрышную) формулировку для оправдания простоя работника, но - в этот раз обратился в Белгородскую областную организацию профсоюза машиностроителей России за мотивированным мнением по вопросу увольнения Аркатова. Суд в январе 2012 года признал нарушение ТК в планируемом увольнении председателя первички, подтвердил обоснованность мотивированного (отрицательного) мнения обкома профсоюза и отказал в удовлетворении исковых требований ЗАО “Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ”. Но даже это не остановило работодателя: в феврале, проведя работу над юридическими ошибками, администрация предприятия вновь обратилась в областной профсоюз за согласием на увольнение Аркатова по тем же основаниям.

- Мы постоянно оказывали и оказываем всяческую помощь первичке предприятия, в том числе юридическую, - уверил “Солидарность” председатель Белгородского обкома Роспрофмаша Виктор Бочарников. - Конечно, наше мотивированное мнение было отрицательным.

Судебные разбирательства по этому вопросу тянутся по сей день.

БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ВИРУС

Среди прочих документов у нас имеется очень интересный акт от 30 мая сего года, составленный юристами завода: “О приеме председателем первичной профсоюзной организации Аркатовым К.А. заявлений работников ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ” о вступлении в первичную профсоюзную организацию ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ”. Согласны, название слишком казуистическое, но суть в том, что работодатель сам (!), по своей инициативе составил акт о приеме в первичку восьми работников.

- Меня это сразу насторожило, и я отказался подписывать этот документ, - пояснил Константин Аркатов. - Нет, мы, конечно же, не против приема новых членов в нашу профорганизацию, но, как вы сами понимаете, происходит это совсем в другом порядке. Человек приходит в профком, изъявляет желание вступить в профсоюз, мы общаемся, узнаем, зачем ему это нужно, чем можем ему помочь и так далее.

На самом деле этот документ - так называемый “троян”, схожий с компьютерным вирусом, который внедряется в систему без ведома пользователя и позволяет мошенникам, запустившим его, манипулировать чужим компьютером. В нашем случае - это подрыв первички изнутри.

“Узник карцера” назвал этот метод давления “чем-то новым”, но наши читатели прекрасно знают о подобных ходах работодателя. Определенное количество людей вступают в небольшую профорганизацию и большинством голосов переизбирают ее председателя - новый, конечно же, лоялен к руководству. Далее два варианта развития событий: либо первичка прикарманивается и обслуживает интересы администрации, а не работников, либо все массово из нее выходят, тем самым ее ликвидируя.

Арифметика проста. Работодатель официально уведомлен о трех членах в первичке - в акте фигурируют восемь фамилий, большинство очевидное, а значит, в случае их принятия в ряды организации, катастрофические изменения были бы неизбежны.

Вот еще что интересно. Оказывается, в должности заместителя гендиректора по общим вопросам ЗАО “Энергомаш” (Белгород) - БЗЭМ” работает Анатолий Чермошанский, бывший профсоюзник. Да какой! Он - экс-председатель не только профкома предприятия, но и Белгородской областной организации профсоюза машиностроителей России! Мы, конечно же, не увязываем факт ожесточенной и техничной борьбы администрации и профкома предприятия именно с его фамилией. Но мы также знаем, насколько такие специалисты, имеющие серьезнейшую профсоюзную закалку, могут быть полезны более сильной стороне трудовых взаимоотношений.

Мы связались с Анатолием Петровичем, но он ожидаемо (и на вполне законных основаниях) отправил нас в пресс-службу завода. А на вопрос корреспондента “Солидарности” о том, что, мол, он же сам бывший профсоюзник, неужели ему вся эта ситуация безразлична, - отключил соединение на своем мобильном телефоне.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Точно такой же вопрос стоит перед последней частью нашего материала годичной давности. Тогда зампред профсоюза машиностроителей Валерий Кирюшенков выразил надежду на то, что в дальнейшем руководство завода может смениться и профорганизация будет разрастаться, но...

Впрочем, именно сегодня эта формулировка может стать по-настоящему актуальной. В начале статьи мы упомянули, что глава всей группы “Энергомашкорпорация” Александр Степанов уже более года находится под стражей по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. Если вкратце, почти 20 лет он искусно жонглировал активами машиностроительных предприятий, обесценивая их, скупая за копейки, переводя активы в офшорные компании и при этом взяв уйму кредитов на десятки миллиардов рублей. Все это, конечно, следствию только предстоит доказать, поэтому мы ни на чем не настаиваем - но вводные данные именно такие.

Соль заключается в том, что уже 8 июня пройдут первые слушания по “делу Степанова”, а значит, через какое-то время владельцы всех входящих в корпорацию предприятий (в том числе белгородского) могут смениться. И тогда Аркатову и его первичке дадут вздохнуть свободно.

По крайней мере, он (да и все мы) очень на это надеется.

Глеб САВИН

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Андрей
18:16 от 09.06.2012
На самом деле на белэнергомаше приходилось наблюдать на удивление приятную картину: для тех, кто хочет работать - достойная зарплата и прочее. Ну, бывает, что зарплату невовремя, - так после кризиса можно посмотреть на машиностроение. Там все видно. А вот те, кто не хочет работать, а хочет зарабатывать - кзот предусмотрел прекрасные возможности для шантажа, саботажа и выкачивания денег из работодателя.
Но главный вопрос для меня на самом деле - в сфере морали: считаем ли мы нормальным, что руководитель профсоюза, в котором два или три (сколько там?) человека состоит, получает зарплату больше учителя, медсестры или тем более врача, я не знаю, больше средней зарплаты по Белгороду? Хочешь заниматься общественной деятельностью - получай среднюю зарплату социального работника твоего региона. Ну, мое мнение. Кто не согласен - не соглашайтесь. Хотя бы задумайтесь.
Андрей
18:09 от 09.06.2012
Так давайте скорей, сплотитесь и отожмите завод! Будете править на нем. Месяцев этак девять, пока не развалится.
Про профсоюз тот слыхал следующее: идет нежный, подковерный рейдерский захват белэнергомаша, в котором активно участвуют бывшие юридически грамотные сотрудники. И создание (и сохранение) этого профсоюза - один из путей наступления ребят с нехорошими мыслями. За что купил - за то продал.
И не надо, кстати, переходить на формальности: не платится то, там не вовремя, тут контролируют и так далее. Это - работа. Это - чужая для вас организация, куда вы были приглашены поработать. Если вам не нравится - ну идите в другое место. Или предлагается установить вместо существующих зарплат "минималку", а на нее начислять премии и тому подобное? Так ведь в этом случае - не так. Люди борются за минималку. Ну что ж.
з.ы. столько гадостей про подонков-руководителей завода, а вот хотелось бы больше почитать мотивированное мнение вышестоящего профсоюза касательно запрета на сокращение белого и пушистого мужчины
Житель Белгорода
14:57 от 11.06.2012
Читаю комментарий и удивлен, какой рэйдерский захват? Набрал Ваш собственник Степанов кредитов на 60 млрд. и заложил Вас с потрохами, как крестьян крепостных. Сидит в тюрьме и выписку с личного банковского счета гладит. А Работники завода отдуваются, продадут с молотка...
Простой парень
22:31 от 08.06.2012
Я работаю на заводе и хорошо знаю Константина. Пользы от него людям ноль. Больше вреда приносит - смысл его профсоюза как мне кажется побольше денег отжать с работодателя. Ничего не делает - даже тех людей которые к нему пришли и тем отказал в защите их прав. До лидера ему далеко - защищает только свои корыстные интересы. Наверно взятку ждет от работников. Интересно сколько нужно заплатить?
Простота - хуже воровства
08:59 от 09.06.2012
Я то же работаю на заводе и хорошо знаю Константина. Не раз к нему обращался за помощью и советами и всегда получал от него поддержку и защиту – и заметьте абсолютно бесплатно. Тут вонять ума много не надо – ты докажи кому конкретно он хоть раз отказал в защите прав? От кого он взял или требовал взятку?
Сотрудник завода
13:48 от 08.06.2012
А если есть профсоюз у нас на предприятии почему они не обеспечивают нам культурного отдыха - путевок на море и отдых детей... как раньше в советское время... Первый раз слышу о том что у нас есть профсоюз. А то что вступить хотели молодцы я бы тоже вступил только бы профсоюз был настоящий а то смотрю по статье не принимает никого. Работает он или нет не пойму?
Игорь
21:21 от 08.06.2012
Профсоюз это не культмассовый кружок. Сам бы давно выгнал таких членов профсоюза. Останется 3-5 человек, зато всё равно не будем давать спокойно жить этим "уродам"!
работник завода - член профсоюза
17:07 от 08.06.2012
Этот профсоюз реально работает - я с товарищами вступил в него без проблем. Теперь мы защищены от незаконных действий работодателя и уже путевки предлагают на меня и членов семьи. А то что, нашего председателя пытаются здесь очернить, так это только еще раз доказывает, что он представляет интересы работников, а не прислуживает администрации предприятия
Сотрудник завода
22:24 от 08.06.2012
а путевки куда дали то? А вступить дорого стоит?
Игорь
08:59 от 09.06.2012
Слушай, липовый "сотрудник завода". Хватит здесь юродствовать и дурачиться!улыбка
Вильям
15:57 от 08.06.2012
Профсоюз - работает. Обратитесь к председателю, фамилия которого озвучена в статье. Не принимают в профсоюзную организацию только явных провокаторов от администрации, дабы не дать разрушить профсоюз изнутри.
Юрий
13:13 от 08.06.2012
Как можно в стеклянном полностью офисе удержать "крепостного" мужичка? Вот лжец!
Стропальщик
20:40 от 08.06.2012
Ну что же стекла бить, еще за хулиганку привлекут. Барыня ведь охранника снаружи поставила, а дверь изнутри закрыла. Зачем?
Вильям
16:05 от 08.06.2012
Юрий, ваш комментарий выглядит по меньшей мере странным. Напишите, пожалуйста, более развёрнуто.
Юрий
12:59 от 08.06.2012
Стропальщик ты смешон. Обоснуй!
Игорь
11:50 от 08.06.2012
Почему губернатор области Савченко Евгений Степанович, позволяет какому то профсоюзнику Аркатову так легко монипулировать Энергомашем? Область вроде как является акционером Энергомаш(Белгород)-БЗЭМ, или нет?
Игорь (который уже всем надоел)
21:04 от 08.06.2012
Игорь,(если ты на самом деле Игорь) не надо прикрываться мною.улыбка
Менеджер Энергомаша
20:44 от 08.06.2012
И правда! Почему не реагирует Администрация? Мы когда участвуем в тендерах всегда подчеркиваем, что администрация Белгородской области является акционером Энергомаша и владеет 49% акция ЗАО "Энергомаш(Белгород)-БЗЭМ", вот вызвал бы губернатор Аркатова на ковер и прочистил ему мозги и нет профсоюза.
Стропальщик
11:35 от 08.06.2012
Вся писанина против Константина, вранье кроме "Кости в горле", кстати хорошее название для профсоюза :-))) лидер действительно кость в горле у работодателя. Держись! Кстати как Вам, последняя история с сексуальным домогательством со стороны женской особы из департамента кадров "Энергомаша" к стропальщику? Выставила охрану ( видимо чтобы не мешали утехам)... Прямо как крепостных мужиков пользует барыня... Ох-хо-хо!!! Ну времена, ну нравы...
Игорь
10:18 от 08.06.2012
Позабавило описание ситуации о принятии новых членов в профсоюз:
Во-первых, святой ужас автора статьи, что работодатель сам засвидетельствовал подачу заявлений. А что, профсоюзы на предприятиях ведут подрывную деятельность какую-то? Или действуют в интересах каких-то 3-х лиц - не сотрудников и не работодателя? Вы же кажется тут агитируете за то, что профсоюз это нормально? Дак пусть создают себе какие угодно ячейки - хоть профсоюзные, хоть голубые.
Во-вторых, прекрасен комментарий самого снабженца Аркатова - он оказывается негласной поддержкой в коллективе пользуется. И тут вдруг к нему в профсоюз хотят вступить аж 8 человек из этого коллектива, а он отказывается. Ну у меня не остаётся, в таком случае, сомнений, что профсоюз создан с какой-то иной целью, а не с целью защиты прав работника.
Игорь
10:18 от 08.06.2012
Позабавило описание ситуации о принятии новых членов в профсоюз:
Во-первых, святой ужас автора статьи, что работодатель сам засвидетельствовал подачу заявлений. А что, профсоюзы на предприятиях ведут подрывную деятельность какую-то? Или действуют в интересах каких-то 3-х лиц - не сотрудников и не работодателя? Вы же кажется тут агитируете за то, что профсоюз это нормально? Дак пусть создают себе какие угодно ячейки - хоть профсоюзные, хоть голубые.
Во-вторых, прекрасен комментарий самого снабженца Аркатова - он оказывается негласной поддержкой в коллективе пользуется. И тут вдруг к нему в профсоюз хотят вступить аж 8 человек из этого коллектива, а он отказывается. Ну у меня не остаётся, в таком случае, сомнений, что профсоюз создан с какой-то иной целью, а не с целью защиты прав работника.
Игорь
10:18 от 08.06.2012
Позабавило описание ситуации о принятии новых членов в профсоюз:
Во-первых, святой ужас автора статьи, что работодатель сам засвидетельствовал подачу заявлений. А что, профсоюзы на предприятиях ведут подрывную деятельность какую-то? Или действуют в интересах каких-то 3-х лиц - не сотрудников и не работодателя? Вы же кажется тут агитируете за то, что профсоюз это нормально? Дак пусть создают себе какие угодно ячейки - хоть профсоюзные, хоть голубые.
Во-вторых, прекрасен комментарий самого снабженца Аркатова - он оказывается негласной поддержкой в коллективе пользуется. И тут вдруг к нему в профсоюз хотят вступить аж 8 человек из этого коллектива, а он отказывается. Ну у меня не остаётся, в таком случае, сомнений, что профсоюз создан с какой-то иной целью, а не с целью защиты прав работника.
Вильям
16:03 от 08.06.2012
Профсоюз, как и любая нормальная организация, не хочет своего скоропостижного развала. Потому туда и не берут лиц, которые заведомо будут работать на разрушение профсоюзной организации.

Что-то ещё непонятно?
Петрик Алексей
11:46 от 08.06.2012
Так спешил и нервничал при подготовке ответа на пост, что забыл подписаться. Я не Игорь, а Петрик Алексей- украинский подданный, гастарбайтер.
Кость в горле
15:33 от 08.06.2012
Храни бог, Украину и ее верных подданных!
Представитель миграционной службы
20:34 от 08.06.2012
На каком основании трудоустроен в Энергомаше украинский подданный Петрик, есть ли у него разрешение на работу? Нужно провести проверку!
Кость в горле
10:13 от 08.06.2012
менеджер по снабжению Константин Аркатов))) забавно немного. Тоже мне труженик невидимого фронта. Всем известно, что Костик ценит на предприятии. Он не написал сколько откатиков накатилось ему от "добросовестных поставщиков". аФтар, молодец пиши есчо!!!
Олег
09:51 от 08.06.2012
Как всегда ситуация одна и та же - чем мельче и ущербнее человек, тем больше он пытается поднять гонору вокруг своей персоны и якобы своих ущемленных прав. Господин Аркатов, будучи таким большим молодцом, вполне возможно мог бы и найти себе применение в жизни, не сумев найти точки соприкосновения с нынешним начальством. Да вот только проблема в том, что такие дауны кроме как детско-родительских отношений с организацией и государством не знают, и будут доить до последнего тех, кто предоставлял им все возможности для реализации.
Благо, что всегда у таких тружеников будут юридически компетентные помощники, особенно из числа бывших сотрудников предприятия.
Игорь
20:39 от 07.06.2012
Самое главное, что всё это происходит при попустительстве властей...
Юрий
16:40 от 07.06.2012
Цитата автора "......причем опаздывать на рабочее место или уходить раньше я не имею права: на меня тут же будет оформлена “дисциплинарка”". А теперь вопрос, кто имеет право опаздывать и уходить раньше времени с рабочего места? О как вас обидели, уважаемый Константин, перевели в центр города и не дают уходить пораньше с работы.Все что вы понаписали сдесь 99% вранье. В производствах вашу фамилию не знают, я имею в виду рабочий коллектив и скрываете вы фамилии остальных якобы членов первички только потому, что таковых нет. Но бумага она же все стерпит. Таких как вы писателей вокруг темы завода просто куча, большая вонючая куча.

Мария
11:26 от 18.06.2012
А кто, интересно, ни разу не опаздывал на работу или ни разу не отпрашивался у начальства, когда "ну очень надо"?
Только случаев "дисциплинарки" почему-то ни кого не случается. А здесь речь шла о том, что человек живет "под прицелом".
Глеб Савин
19:37 от 08.06.2012
Воняем потихоньку.
Дмитрий
10:44 от 07.06.2012
Почему же только «мечтают стать рабовладельцами»? В последнее время все чаще складывается впечатление, что многие работодатели вполне безнаказанно могут вести себя как рабовладельцы…
Андрей
09:17 от 07.06.2012
Молодец Константин! Держись. Эти ублюдки, которые только называются работодателями, а на самом деле мечтают стать рабовладельцами должны почувствовать отпор и силу объединенных работников. Мы с тобой.
Бондаренко В.В.
20:50 от 08.06.2012
Держись! А то мне и юристам завода нечего будет делать...
Владимир
10:35 от 07.06.2012
Полностью согласен. В таких случаях, только сплотившись вместе в упорной борьбе можно добиться правды и справедливости!
Анатолий Чермошанский
12:44 от 08.06.2012
Держись парень!

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика