Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

“Сукины дети” на марше


23 сентября около 150 работников московских театров и их поклонников провели митинг протеста против политики Департамента культуры города Москвы, направленной на так называемое культурное переформатирование театральной столицы. Градус напряженности конфликта возрастает, и на этот раз актеры и режиссеры театров пообещали начать голодовку, если их требования не будут услышаны. Происходящее до сих пор напоминало пьесу Леонида Филатова “Сукины дети”: театральный коллектив запирается в здании театра и начинает бунтовать. Вот только гоголевцы вышли за пределы четырех, пусть и любимых, стен.

НЕФОРМАТ?


Напомним, что широкую огласку противостояние между столичными властями, отвечающими за сферу культуры, и театральными работниками получило 7 сентября. Тогда в одном из старейших столичных театров - Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя - состоялось открытое собрание его сотрудников, в том числе актеров труппы, на котором они выступили против радикальных изменений, произошедших в театре за последние полтора месяца (“Солидарность”, № 33, 2012).

Так, в начале августа по инициативе столичного Департамента культуры в организации сменились сразу два руководителя: худруком театра был назначен режиссер-постановщик, “новатор” Кирилл Серебренников, а директором театра стал Алексей Малобродский. В середине августа было объявлено, что с 1 октября театр закрывается на ремонт, актерам же предлагалось написать заявления об увольнении по собственному желанию, что вызвало ажиотаж не только в театре им. Гоголя, но и во всей культурной сфере столицы.

События в театре, как выяснилось, были звеньями одной цепи в политике культдепартамента Москвы. В ходе реформы столичных театров, которая растянется на 2012 - 2014 годы, 88 московских театров предполагается классифицировать. Актеров переведут на контрактную форму работы и оплаты труда на срочных (сезонных) или среднесрочных договорах (3 - 5 лет). Все “неконкурентоспособные” в существующем культурном контексте столицы репертуарные театры будут переформатированы в театральные центры. Программы по работе с арт-резидентами (вольными художниками) и созданию дискуссионных клубов на базе центров уже существуют. Но не более того.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Зато программа действий новых худруков и в других театрах нам уже известна. Например, Ольга Вереникина, теперь уже бывшая актриса Московского театра кукол, поведала “Солидарности” об одной из “первых ласточек” того времени, когда тучи сгустились над их организацией. По ее словам, 1 апреля этого года по “просьбе” Департамента культуры Москвы кукольный театр покинули худрук и директор из-за того, что якобы завалили работу.

- При этом посещаемость театра была 80%, - рассказала Ольга Вереникина. - Затем к нам пришел новый директор Григорий Папиш, ставший впоследствии одновременно и худруком. Человек, который никогда не работал в репертуарном театре. В июне всей труппе было сказано, что в их услугах не нуждаются.

Дальше все произошло по известной нам схеме: людей просили полюбовно покинуть театр с компенсацией, на их место приходили новые, молодые актеры. Все это сопровождалось серьезным давлением со стороны работодателя, который, при отсутствии работы, требовал от заслуженных артистов находиться в здании театра с 11 до 18 часов, включая субботние дни, под угрозой выговоров. В этот период многие и увольнялись. Ольга Вереникина ушла одной из последних.

- На сегодняшний день у него (Григория Папиша. - Г.С.) нет ни одного готового спектакля, два находятся в репетиции, - подытожила наша собеседница.

АРТИСТОВ - В СУНДУК?

19 сентября прошло заседание Совета московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры, посвященное проблеме ухудшающегося положения столичных театров и поиску путей ее разрешения. В мероприятии участвовали примерно 30 человек - все известные люди искусства, заслуженные артисты СССР и России.

- Где она, эта программа переформатирования московских театров? - подняла вопрос заместитель председателя профкома театра им. Гоголя Ася Перелякина. - Не было ни общественных слушаний, ни двухсторонних консультаций с экспертной театральной средой. Ничего не было. Они эту программу нам не представили.

Участники заседания еще раз подчеркнули, что, по их мнению, за всеми разговорами об “устаревшем” и “неконкурентоспособном” репертуарном театре, о современных направлениях, о формате и неформате стоит одно: стремление к сокращению количества действующих театров в Москве, замене их упрощенными, так называемыми режиссерскими студиями и театральными центрами.

- Заметьте только одно: в этих реформах нет ни одного упоминания об артисте, - указал режиссер-постановщик театра им. Гоголя Анатолий Бейрак. - Получается, что мы как куклы, которые лежат в пыльном сундуке, которых вытаскивают только тогда, когда они нужны.

По итогам более чем двухчасового диалога Совет МГТО РПРК принял постановление, в котором еще раз указал на многочисленные нарушения Трудового кодекса в московских театрах. Члены совета также подготовили соответствующее обращение в адрес премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, мэра Москвы Сергея Собянина и министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием о проведении расширенного собрания в составе деятелей культуры, руководителей профсоюзов, прессы и руководства московского Департамента культуры по проблемам в отношениях между культурными сообществами и высокопоставленными чиновниками.

В случае непринятия конкретных мер по разрешению указанных проблем актеры пригрозили выйти на голодовку.

“ПОДНИМИТЕ ЕМУ ВЕКИ!”

Угроза прозвучала не только на заседании 19 сентября. В минувшее воскресенье на Гоголевском бульваре митинг у памятника писателю собрал, по оценкам полиции, около 150 человек. Корреспондент “Солидарности” насчитал примерно столько же. Но в московскую мэрию подавали заявку на проведение акции с участием 300 человек, а 19 сентября председатель профкома театра им. Гоголя Янис Якобсонс был уверен, что участников митинга будет около пятисот. Однако в тот день в центре Москвы шел дождь, что могло повлиять на количество собравшихся. С другой стороны, Якобсонс рад тому, что людей пришло не больше заявленного, поскольку “санкции для нарушителей сейчас драконовские”. Но количество количеством, а на качество акции протеста оно не повлияло.

Бейрак подчеркивает, что это первый в России митинг протеста театрального коллектива. И, говоря языком несистемной оппозиции, “они придут еще”. Отметим, что здесь были представители многих московских театров. Это актеры и режиссеры театрального центра “Вишневый сад”, театров им. Маяковского, Советской Армии, уже уничтоженного (характеристика Яниса Якобсонса) Театра кукол, что на Бауманской, многие актеры кино, которые раньше подвизались на театральном поприще, и другие. Как сказал председатель профкома театра им. Гоголя, “боюсь перечислять, чтобы кого-то не забыть и не обидеть”.

Выступления актеров, режиссеров, представителей профсоюза работников культуры РФ и общественности перемежались небольшими театрализованными вставками. (Участие профкома театра в конкурсе агитбригад, отвлечемся, следует запретить за профессиональный рецидивизм.) Так, митинг начался с песен из одной из постановок по Андрею Платонову. По периметру площадки у памятника Гоголю стояли люди с растяжками “Искусство - не футбол и не парк”, “Какой театр следующий?”, “Поднимите ему веки” и другими. Последний в списке лозунг, судя по речам ораторов, мог быть адресован кому угодно - от памятника великому писателю до президента Путина.

- В связи с тем, что новым руководством выражено недоверие коллективу театра Гоголя, мы, в свою очередь, выражаем недоверие директору Малобродскому и художественному руководителю Серебренникову. Мы требуем сохранить труппу и репертуар театра; восстановить нормальный режим работы театра; объявить открытый конкурс на замещение должностей художественного руководителя и директора нашего театра! - чеканил в микрофон один из выступавших.

Председатель Московского горкома профсоюза работников культуры Лидия Фомина сообщила о том, что в ближайшее время в соответствующие властные инстанции будут направлены требования о созыве специального совещания с участием представителей профсоюза, коллективов московских театров, столичного Департамента культуры, профильного федерального министерства и премьер-министра Медведева. На встрече предлагается решить вопрос об уместности проводимой Департаментом культуры города Москвы политики “прибыльности” подведомственных учреждений без оглядки на русские культурные традиции и наследие.

- Я очень благодарна актерам театра имени Гоголя за то, что они не испугались, а объединились. И они, действительно, защищают сейчас не только себя, но и следующие двадцать репертуарных театров. 19 сентября мы приняли обращение, которое в ближайшие дни отправим во все вышестоящие инстанции. Мы призываем поддержать действия работников театра в разрешении конфликтной ситуации всеми возможными способами, предусмотренными трудовым законодательством РФ. А также, в случае непринятия конкретных мер, обратиться к президенту Путину. Если нам и это не поможет, мы предлагаем всем поддерживающим театрам выйти на голодовку, - объявила Лидия Фомина.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТЕАТРА КАК ПРОВОКАЦИЯ

Между тем, Кирилла Серебренникова, кажется, намерена атаковать “морально озабоченная” общественность. Член Московского экспертного общественного совета по защите нравственности и сохранению традиционных ценностей в городе Москве (обратите внимание на бюрократическую тавтологию) Екатерина Зайкова зачитала с трибуны обращение своей организации:

- Новое руководство Департамента культуры уделяет большое внимание “искусству провокаций” и моральным экспериментам, авторам “ролевых игр” по пропаганде гомосексуализма среди подростков... Мы просим прекратить участие детского хора в педофилической постановке оперы “Сон в летнюю ночь” (режиссер Кирилл Серебренников. - П.О.), а также запретить дальнейшее участие детей в подобных безнравственных постановках.

Как известно, “по просьбам трудящихся” в нашей стране могут запретить что угодно и кого угодно. И хотя собравшиеся, судя по гулу одобрения озвученных предложений, разделяют мысль об аморальности художественного метода нового руководителя театра им. Гоголя, столь явный переход на личности со стороны деятелей культуры несколько обескураживает. (Впрочем, театральная среда есть театральная среда; журналисты, если честно, похлеще будут.) Тем более что митинг собрали по другому поводу.

Но об этом никто и не забывал. Большинство ораторов указывали на то, что в столичном Департаменте культуры работают люди, ничего в этой самой культуре не понимающие. На то, что прибыль для чиновников и дельцов от культуры стоит несоизмеримо выше искусства. На то, что русские театры (не только московские), десятилетиями создававшие свой неповторимый облик, загибаются под управлением всевозможных департаментов и правительств, для которых слова о поддержании отечественной культуры - не более чем галочка в графе “популизм”.

И, конечно же, на то, что с исчезновением русского репертуарного театра сами актеры окажутся абсолютно незащищенными с социальной точки зрения. При “резидентарном” формате работы, предлагаемом режиссером Серебренниковым, актеры лишатся постоянных мест трудоустройства со всеми вытекающими последствиями. Ни премий, ни соцпакета, ни отпусков, ни индексаций, ни пенсий. Только контракт. К слову, на Западе, где такая система действует уже давно, актеры вынуждены пользоваться услугами театральных агентов, которые ищут им роли. Может быть, это похоже на негосударственную службу занятости. А может быть - применительно к российским реалиям - это будет похоже на лизинг персонала или заемный труд. Зато Минкульт сэкономит на театрах и заработает на “дискуссионных клубах”.

Глеб САВИН,

Павел ОСИПОВ

Фото Николая ФЕДОРОВА

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика