Профсоюзная сторона выступила резко против проекта устава о дисциплине работников ядерной промышленности. Работодатели и правительство уверяют, что без устава атомные объекты не будут безопасны. Профсоюзы же расценивают его как дополнительную удавку на шее работников. Об этом и о других вопросах - в материале с заседания Российской трехсторонней комиссии, состоявшегося 19 февраля.
VERBOTEN! FORBIDDEN! ЗАПРЕЩЕНО!
Госкорпорация “Росатом” представила РТК проект ФЗ “Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии”. Директор департамента ядерной и радиационной безопасности “Росатома” Александр Агапов расписал в красках ужасы, которые произойдут, если на атомной станции случится авария. И чтобы не допустить такого, по его мнению, необходимо принять устав о дисциплине. Работодатели поддержали правительство во мнении о необходимости устава. У профсоюзов же возникла масса вопросов и возражений.
Концептуальное возражение: до сих пор наличие подобных уставов в других областях деятельности, например, в мореходстве, не исключило трагедий. Точно так же, как действующий устав в ядерной отрасли не исключил крупных аварий на АЭС. Но если разобрать законопроект “по полочкам”, можно найти массу интересного. Вот что сказал, выступая, глава Российского профсоюза моряков Игорь Павлов:
- РТК не в первый раз рассматривает законопроект под названием “Устав о дисциплине работников”. Профсоюзы и общество не поддерживают такие документы (есть отрицательное заключение Общественной палаты), а стороны работодателей и правительства - поддерживают. Вы поддерживаете потому, что боитесь любых протестных действий работников, и лишняя веревка вам помогает. А обосновывается всегда это очень просто - необходимостью дисциплины для повышения безопасности. Напомню, что подобные уставы существовали в советские времена практически во всех видах деятельности. В других же странах таких уставов не было, однако у них летали самолеты, плавали пароходы и работали атомные электростанции...
Новый устав содержит все недостатки старого, но он еще более жесток и кондов по отношению к работнику, - продолжил Павлов. - В пункте 4 статьи 2 мы видим, что работникам запрещается проведение на территории ядерной установки несанкционированных общественных мероприятий. Но закон не поясняет, что есть “несанкционированное общественное мероприятие”, кто должен его санкционировать, у кого получать разрешение на проведение, например, профсоюзного собрания. На мой взгляд, это означает: без разрешения больше трех не собираться. Следующий пункт запрещает работникам проводить митинги и другие общественные мероприятия уже ВНЕ территории ядерной установки, если в результате проведения таких мероприятий может нарушиться работоспособность ядерной установки либо будет затруднено выполнение работниками своих трудовых обязанностей. Исходя из этого, можно будет сказать: вы собрались, например, на митинг у городской мэрии - вы помешали движению транспорта, я из-за этого опоздал на работу, и это нарушило ядерную безопасность... Известно, что ваша отрасль создавалась под патронатом Лаврентия Павловича Берии. Но я не мог предположить, что принципы, которые он там устанавливал, будут настолько живучи, что дойдут до сегодняшнего дня!
Председатель ФНПР Михаил Шмаков назвал документ “смесью воинского устава и устава компартии Советского Союза”. И добавил, что профсоюзы принципиально против уставов по дисциплине в любых отраслях - такие уставы нарушают права работников на свободное распоряжение своими трудовыми способностями, то есть противоречат Конституции. И если устав будет принят, то Конституционный суд должен будет его отменить.
Например, в проекте устава в качестве одного из дисциплинарных взысканий предлагается освобождать работника от исполнения трудовых обязанностей на срок до года, подразумевая перевод работника “с его согласия” на другую работу. Профсоюзная сторона считает это признаками принудительного труда. Работник принудительно освобождается от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, вследствие чего его “согласие” не является его свободным выбором. А это уже нарушение нескольких российских и международных положений. Например, конвенции МОТ № 105, в ст. 1 которой сказано: каждый член МОТ, ратифицирующий конвенцию, обязуется упразднить принудительный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины.
Впрочем, все это не убедило ни правительство, ни работодателей. И в решении РТК записали, что две стороны РТК поддерживают законопроект, а третья - нет.
ИЗ МОНОГОРОДОВ УЕЗЖАТЬ НЕ ХОТЯТ
О ходе выполнения плана первоочередных мер по реализации концепции действий на рынке труда на 2008 - 2009 годы, итогах реализации в 2009 году мер по снижению напряженности на рынке труда и плане мероприятий по улучшению ситуации на нем на 2010 год рассказывал замминистра здравоохранения и соцразвития Максим Топилин. По данным министерства, во всей России успешно реализовывались региональные программы, на которые было потрачено 38,1 млрд рублей, в том числе 35,6 млрд - из федерального бюджета. Говоря конкретней, на организацию опережающего профобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, израсходовано 1 405,7 млн рублей, а охвачено им 216 тысяч человек. Но, как заметил Шмаков, хотя, по данным самого же министерства, это наиболее “дешевое” (6,5 тысячи рублей на человека) и эффективное мероприятие (90 - 100% переподготовленных устраиваются на работу), на 2010 год его финансирование запланировано в меньших объемах...
А вот организация переезда работников в другую местность фактически провалилась. Рискнули уехать искать лучшей доли всего 11 тысяч, в том числе 80 человек (1%) - работники градообразующих предприятий, находящиеся под угрозой увольнения. Возможно, люди решили, что на выделенные деньги не смогут обустроиться на новом месте? Выделяемые из бюджета 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы и обратно и 550 рублей в сутки на три месяца за наем жилья - не такая уж большая сумма для смены места жительства и поиска работы в чужом регионе.
За прошедший год 127,6 тысячи безработных организовали свой бизнес. В основном это производство и реализация сельскохозяйственной продукции, автотранспортные услуги, пассажирские перевозки, оптово-розничная торговля.
Отдельной строкой идут средства на обеспечение занятости работников ОАО “АВТОВАЗ” - 712,6 млн рублей. Из этих денег 14,7 тысячи человек получили зарплату, 1,7 тысячи повысили квалификацию, 10 тысячам выплачено за ремонт производственных помещений, демонтаж работ и прочее. 12 379 рабочих мест создано дополнительно в дочерних обществах предприятия: ООО “АВТОВАЗ-Перспектива” и ООО “Реформинг-Центр”. На 21 января этого года численность работников “АВТОВАЗа” снизилась до 78 490 человек, при этом в дочерние общества были приняты на работу 4410 человек.
По прогнозу, в 2010 году регистрируемая безработица составит 2,2 млн человек; на 1 января этого года ее уровень составил 2,8%. А уровень общей безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в целом по России на начало декабря прошлого года был 8,1% от экономически активного населения.
Меры по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году будут продолжены, на это в бюджете предусмотрено 36,32 млрд рублей. Планируется и снижение числа участников общественных и временных работ (около 832 тысяч человек, или 50% от показателя 2009 года). Из участников общественных работ практически полностью исключены безработные и ищущие работу. В основном общественные работы планируется проводить в организациях и на предприятиях.
По профсоюзному прогнозу, в 2010 году ситуация на рынке труда не улучшится: этот рынок вообще восстанавливается очень медленно и в последнюю очередь, а тут еще непонятно, закончился ли кризис. В связи с этим Шмаков говорил о необходимости индексации МРОТ и повышения пособия по безработице, ведь людям реально приходится жить на эти деньги:
- Мы не индексируем МРОТ в 2010 году, не хотим этого делать и в 2011-м. А через два года начнутся разговоры, что нет денег, чтобы поднять его на достойный уровень... И мы снова скатимся до того, что МРОТ будет составлять 50% от прожиточного минимума.
Профсоюзная сторона предложила дополнить решение РТК пунктом о рассмотрении вопроса об индексации МРОТ по итогам 2009 года. После долгих дебатов другие стороны согласились.
Кроме того, профсоюзы обратили внимание координатора РТК Александра Жукова на то, что систематически не выполняется п. 7.1 Генерального соглашения, который говорит о том, что проекты законодательных актов направляются правительством на рассмотрение РТК до их внесения в Госдуму или до принятия по ним решения правительства. Но зачастую на рассмотрение комиссии вносится уже принятый законопроект. Конечно, его обсуждение уже бессмысленно. И, конечно, профсоюзы вновь подняли вопрос о необходимости создания министерства труда: в условиях кризиса просто необходимо министерство, которое бы полностью сосредоточилось только на проблемах труда.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте