В середине декабря Россия на три дня стала мировой площадкой для обсуждения глобальных проблем социально-трудовых отношений. Стандарты достойного труда, неконтролируемая миграция, борьба с глобальной безработицей, создание качественных рабочих мест, общемировая политика молодежной занятости и другие темы были подняты сразу на двух мировых форумах в Москве: на конференции высокого уровня по достойному труду и на конференции, посвященной председательству России в G20.
СДЕЛАНО С РАЗМАХОМ
Больше года назад, на 100-й конференции Международной организации труда, Владимир Путин предложил провести в Москве международный форум по практическому достижению целей МОТ, сформулированных в программе достойного труда. Сказано - сделано. Размах встречи (11 - 12 декабря, Москва) впечатлил: более 900 участников, включая гостей из 80 стран, 16 международных организаций, 12 министров труда собрались конференции “Достойный труд - основа экономического роста”. Готовясь к этой встрече, ФНПР совместно с субрегиональным отделением МОТ осенью провела серию конференций и ряд мероприятий (“Солидарность” № 37, 2012), посвященных разработке стандартов достойного труда. Теперь эта тема, о которой мы писали часто, обсуждалась на самом высоком уровне.
Вместе с тем с 1 декабря начался год председательства России в “Группе двадцати” (G20) - неформальном форуме крупнейших экономик мира. Страны - участницы G20 в совокупности представляют 90% мирового ВВП и 80% глобальной торговли.
- Мы отмечаем тот факт, что первый крупный международный форум, состоявшийся после того как Россия возглавила “Большую двадцатку”, посвящен именно социально-трудовым отношениям, утверждению достойного труда как основы устойчивого экономического роста, - заявил во вступительном обращении на конференции по достойному труду председатель ФНПР Михаил Шмаков. - Четыре основы формируют каркас достойного труда для достижения устойчивого экономического роста: занятость, фундаментальные права в сфере труда, социальная защита и социальный диалог, стороной которого являются профсоюзы. Мы считаем, что стандарты достойного труда - это механизмы и индикаторы развития трудовых отношений в каждом направлении.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС
- В связи с общемировым экономическим кризисом вопрос трудовой занятости для общества вышел на первый план, - подчеркнула вице-премьер РФ Ольга Голодец. - Да, мы зарегистрировали беспрецедентно, рекордно низкий уровень безработицы в России - 5,2% по методологии МОТ. Но занятость - это не только количество рабочих мест, а определенные требования к оплате труда, продолжительности рабочего времени. Баланс между комфортом труда и его производительностью - главный поиск, который стоит перед всеми экономиками. Именно поэтому с развитием глобальной экономики на первый план выходят стандарты достойного труда.
Почему - расскажем в цифрах. В мире насчитывается более 200 млн безработных (2012 год), что на 30 млн больше докризисного показателя. Из общего числа безработных почти 40% - 75 млн человек - молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. При этом многие трудящиеся заняты неполный рабочий день.
Один из главных недостатков доминирующей экономической системы - отсутствие стимулов к созданию новых рабочих мест, что приводит к безработице. Гости приветствовали инициативу российского правительства - за несколько лет создать 25 млн высококачественных рабочих мест. Эту задачу поддерживают и профсоюзы, и работодатели, но последние - с условием получения некоторых налоговых преференций, в частности когда дело касается найма молодых, неопытных специалистов.
- МОТ приветствует усилия России в наведении порядка в трудовых отношениях, создание Министерства труда и соцзащиты, - заявил генеральный директор МОТ Гай Райдер. - МОТ будет плотно работать с Россией, принимающей за основу социально-трудовых отношений стандарты достойного труда.
Между тем в глобальном смысле задача смотрится гораздо амбициозней: создание в следующем десятилетии 600 млн эффективных рабочих мест, чтобы “переварить” нынешнюю безработицу и в течение 10 лет иметь возможность трудоустраивать еще по 40 млн человек в год!
Забегая немного вперед, отметим, что на конференции 13 декабря, посвященной председательству России в G20, российский шерпа в Группе, начальник экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева отметила, что основной целью российского председательства является сосредоточение усилий G20 на обеспечении устойчивого развития, экономического роста, создании достойных рабочих мест по всему миру.
БОРЬБА С НЕТИПИЧНОСТЬЮ
Занятость занятости рознь. И когда речь заходит о правилах игры на рынке труда, возникают проблемы атипичных (трехсторонних, “гибких”) или неформальных (без трудового договора и на сверхсрочных договорах без соцпакета) форм занятости. Мы неоднократно писали о том, что страны Европы, Латинской Америки, лет 10 - 15 назад разрешившие работу частных агентств занятости (ЧАЗов), уже пожинают плоды своей недальновидности при регулировании социально-трудовых отношений. Зарубежные участники конференции по достойному труду это подтвердили.
Так, по подсчетам МОТ, в этом году в мире насчитывалось более 20,9 млн людей, занятых в принудительных формах труда, что в интерпретации экспертов МОТ означает отказ в предоставлении работнику его основополагающих прав и свобод. То есть речь идет о глобальном наступлении на права работников, в основном за счет внедрения “гибких” и неформальных форм занятости. По оценкам МОТ, “стоимость принуждения”, выраженная в невыплаченной зарплате или в незаконном найме, достигает 21 млрд долларов в год.
При этом, как заявил в октябре директор департамента по нефти и газу глобального профсоюза IndustriALL Джим Каттерсон, по данным Международной конфедерации ЧАЗов (самих “как бы работодателей”), совокупные доходы ЧАЗов в мире выросли с 83 млрд евро в 1996 году до 203 млрд евро в 2009-м. А количество временных работников, удвоившись за 10 лет, продолжает расти (например, во Франции - уже до 25% экономически активного населения, заметил министр труда Мишель Сапен).
- У нас 7 - 8 млн работников, то есть около 10%, заняты без оформленных трудовых договоров, - заявил министр труда и соцзащиты России Максим Топилин. - Это серьезный ресурс, который может принести дополнительные средства в пенсионную систему, систему соцстраха. И это серьезная проблема, которая, в том числе, предполагает изменения в трудовом законодательстве.
Сами же работодатели на конференции даже не пытались как-то откреститься от своей “политики занятости” и, наоборот, подтвердили, что она выгодна в первую очередь бизнесу.
- Мы должны понимать, что такое стандартная и нестандартная занятость, - заявил генсек Международной организации работодателей Брент Уилтон. - Некоторые типы частичной занятости используются давно и стали полноценной работой. И не нужно вешать ярлыки, тут важна гибкость в условиях кризисной экономической ситуации. Раньше были крупные производства, компании, но в наши дни большая часть работников заняты в малом и среднем бизнесе, где нужны другие формы занятости.
В общем, можно констатировать, что бизнес на международном уровне говорит и о “гибкости”, и о том, что нам всем нужно “понять и простить”, так как бизнес просто “пытается выжить”. И при этом - закрыть глаза на многомиллиардную маржу, названную выше. В этом контексте глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин снова поднял тему так называемой модернизации Трудового кодекса РФ:
- Мы поддерживаем усилия МОТ по продвижению принципов достойного труда. Популяризация концепции достойного труда - общая задача всех соцпартнеров. Но мы также считаем важным внедрение в российскую практику международных правовых норм и стандартов. Наш ТК РФ принят 10 лет назад и, несмотря на молодость, нуждается в совершенствовании. РСПП считает, что такое совершенствование и модернизация ТК в качестве главной цели должны иметь приближение к международным, МОТовским, европейским стандартам трудовых отношений. Профсоюзы не поддерживают нас в идее системного обновления ТК, но, думаю, шаг за шагом, мы все таки будем вносить в него изменения...
- Гибкие типы занятости могут использоваться работодателями для того, чтобы обойти некоторые социальные обязательства перед наемными работниками, - отметил глава МОТ Гай Райдер. - Мы должны очень осторожно их рассматривать. Правительства не должны урезать права работников в области труда; если они пытаются ухудшить условия работников, такие методы только усугубят кризис, а не помогут выходу из него.
Мы много раз говорили о том, что проект “Исаева - Тарасенко” (“Солидарность” № 46, 2012) исключительно важен не только для России, но и для мировых профсоюзов. Они внимательно смотрят за нашей непростой борьбой с лоббистами заемного труда в стране. Важность этих усилий подчеркнула заместитель генерального директора МОТ Сандра Полански:
- Многие участники (конференции. - Г.С.) считают, что применение нестандартных и незаконных способов привлечения рабочей силы травматично для экономик. Нам нужно регулировать работу промежуточных агентств занятости, которые помогают с трудоустройством. Мы знаем, что Госдума в России обсуждает эти вопросы. Это же происходит и в Китае, и во всех странах, потому что ключевые стандарты достойного труда идут рука об руку с экономическим ростом и развитием.
Несмотря на довольно мягкую формулировку, МОТ подала достаточно очевидный сигнал. Вообще все выступавшие на мероприятии были деликатны, корректны в суждениях. К этому обязывает высокий уровень конференции, но за обтекаемыми фразами улавливалось конкретное направление их мыслей.
ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ
По оценкам МОТ, 214 млн человек - порядка 3,1% населения планеты - проживают за пределами страны своего рождения, и за последние 25 лет их число увеличилось более чем вдвое. Крупнейшие страны - реципиенты миграционных потоков - это США (42,8 млн мигрантов), Россия (12,3 млн) и Германия (10,8 млн). Из названных 214 млн порядка 105 млн человек относятся к экономически активной категории населения, а вместе с членами семей они составляют почти 90% международных мигрантов.
Эти цифры послужили затравкой к тематическому заседанию “Демографические изменения и эффективное регулирование трудовой миграции в интересах баланса на рынке труда”, которое 12 декабря провел не кто иной, как вице-президент РСПП Федор Прокопов. Будучи выразителем интересов работодателей, он постоянно задавал участникам дискуссии “скользкие” вопросы. В частности, действительно ли необходимо снижать квоты или совсем запрещать внешнюю трудовую миграцию в России? Нужны ли нам высококлассные зарубежные специалисты? Что делать в таком случае с отечественными представителями рынка труда?
- Тема миграции становится не только темой политических дискуссий, но и политических спекуляций, - заявил Прокопов. - Мнений много, часто они полярные, но пока поиск решения миграционной проблемы в формате “выигрыш - выигрыш”, когда все стороны были бы довольны, успехом не увенчался.
Одним из примеров успешного привлечения иностранных работников представитель бизнес-сообщества, председатель комитета по соцполитике общероссийской общественной организации “Деловая Россия” Сергей Рыбальченко почему-то назвал привлечение иностранных тренеров в национальную футбольную команду. На что профсоюзная сторона указала, вызвав смех в зале: существенных дивидендов российскому футболу это не принесло. Видимо, Рыбальченко запамятовал о провале сборной в отборочной кампании ЧМ-2010 и в финальной части Евро-2012, зато не забыл пожаловаться на “негибкость” российского трудового законодательства в сфере миграционной политики.
Гораздо более компетентным в этом вопросе показалось выступление Евгения Кожокина, ректора АТиСО. Во-первых, он развенчал тезис о том, что большая часть мигрантов, по крайней мере из СНГ, хотят трудоустроиться в США:
- Специалисты Академии госуправления при президенте Узбекистана в прошлом году провели опрос среди потенциальных мигрантов: куда бы они хотели поехать на работу? Все-таки самой привлекательной страной для них остается Россия - 25%, на втором месте США - 20%, на третьем Южная Корея - 17% опрошенных. Это говорит о том, что за трудовых мигрантов нам нужно конкурировать не только со странами ЕС, но и с США и, оказывается, Южной Кореей.
Во-вторых, эксперт от профсоюзов заметил, что части мигрантов не удается социально адаптироваться. Их не удается включить в свой социум, и “они продолжают жить своей жизнью, сохраняя свои традиции, обычаи, и подчас презирают тех, с кем живут рядом”. Это создает конфликтную ситуацию.
- Принципиальное значение имеют национальные политики, - подчеркнул Федор Прокопов. - Политика должна обладать достаточным ресурсом для того, чтобы меры, которые разрабатываются, достигали своей цели. Нас всех устраивает легальная, законная миграция. Но к нелегальной нужно относиться осторожно. Относить к криминалу нелегальных мигрантов - недопустимо. Возможно, они находятся в той области, где нет разумного государственного регулирования.
- Проблема нелегальной трудовой миграции существует, но зачастую зависит не от нас, а от работодателей, - отметила советник отдела анализа и планирования организационно-аналитического управления ФМС России Екатерина Ионцева. - Поэтому мы недавно выступили с законодательной инициативой об ужесточении наказания работодателей, которые, привлекая иностранную рабочую силу, не заявляют о ней, нарушая законы.
Днем ранее глава Минтруда Максим Топилин заметил, что мигранты зачастую устраиваются на не квотируемые рабочие места, предназначенные для российского населения. А председатель ФНПР Михаил Шмаков указал: как раз из-за того, что иностранцы занимают высококвалифицированные рабочие места, отечественные специалисты лишаются возможности для профессионального роста. В пример он привел недавние планы Минтранса разрешить иностранным пилотам работать в российских авиакомпаниях даже капитанами экипажей (“Солидарность” № 46, 2012). Это во-первых. А во-вторых, лидер российских профсоюзов еще раз подчеркнул, что Федеральную миграционную службу в нынешнем виде необходимо расформировать, оставив за ней полицейские функции, а все остальные - передать Министерству труда и социальной защиты.
- В некоторых случаях приходится предлагать жесткие меры, чтобы воздействовать на своих социальных партнеров, - констатировал Евгений Кожокин. - Мы им предлагаем вкладывать деньги в высокотехнологичные отрасли, где, возможно, прибыль не пойдет так быстро, но будет долговременный эффект и для них, и для данного города, и для страны в целом. Уж кто-кто, а профсоюзы не отличаются национализмом. Но в некоторых случаях, например в вопросах миграционной политики, это действительно необходимо.
G20 И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ
За время работы конференции “Достойный труд - основа экономического роста” состоялось два пленарных заседания и семь панельных дискуссий. Была подписана программа сотрудничества между РФ (подписали стороны РТК) и МОТ на 2013 - 2016 годы, включающая в себя следующие приоритеты: расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты, продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога.
Зачастую дискуссионные заседания проходили одновременно, тематика их была хоть и разной, но так или иначе “завязанной” на занятость населения. Даже если бы мы очень захотели, то не смогли бы на страницах газеты дать слово всем ораторам, поэтому остановились на наиболее злободневных проблемах, касающихся неформальных видов занятости и трудовой миграции. Единственный вывод, который можно было сделать после конференции: не только мы, российские профсоюзы, поднимаем самые разные проблемы рынка труда - о них буквально кричит весь трудовой мир. Поверьте, это так.
Решение мировых экономических проблем через создание новых рабочих мест - центральная тема, которая проходила красной нитью в повестке дня “Большой двадцатки”. Именно под этим углом зрения Россия будет смотреть на все традиционные темы G20. Об этом было заявлено на конференции “Содействие экономическому росту и устойчивому развитию”, посвященной программе российского председательства в “Группе двадцати”, где мы побывали 13 декабря.
Несмотря на частично другой состав участников и формат (например, официальным языком форума был английский), эксперты говорили, по сути, о том же самом: глобальная борьба с безработицей, демографические и миграционные проблемы, социокультурные конфликты, с этим связанные, занятость молодежи и прочее, и прочее. Все то же самое, разница лишь в том, что площадка для отстаивания интересов мировых и российских профсоюзов здесь иная - G20.
Поясним, что глобальное профсоюзное движение (а Михаил Шмаков является координатором “Двадцатки профсоюзов” - Labor-20, а также вице-президентом Международной конфедерации профсоюзов) принимает участие во встречах “Большой восьмерки”, а затем и “Двадцатки” с 2008 года. На саммите в Каннах в 2011 году профсоюзная встреча получила институциональное признание в форме Labor-20, действующей параллельно с Business-20. Тогда же впервые состоялась встреча представителей работников и работодателей (L20 и B20), по результатам которой было подписано совместное заявление по ключевым областям, вызывающим обеспокоенность сторон: занятость, социальная защита, фундаментальные принципы и права на рабочем месте, согласованность действий в системе многосторонних отношений. Взаимодействие продолжается. Кульминацией года председательства России в G20 станет саммит лидеров в Санкт-Петербурге 5 - 6 сентября 2013 года: к этому времени работодатели и профсоюзы снова должны будут согласовать свои позиции и вынести их на обсуждение G20.
По словам замминистра финансов Австралии Дерри Стеланда, создание новых рабочих мест - “крайне необходимая мера для того, чтобы исправить ситуацию в мировой экономике и повысить уровень занятости населения”. А представитель Международной конфедерации профсоюзов Джон Эванс поддержал сфокусированность G20 под председательством России на создании рабочих мест: “Безработица растет, и это серьезный вызов, который может привести к социальным взрывам”.
- Вслед за кризисом 2008 года, когда мировую банковскую систему стало лихорадить, рабочих начали увольнять, а их семьи выселять, стала очевидной необходимость согласованных ответных шагов правительств и финансовых институтов, - напомнил Шмаков. - Основными требованиями профсоюзов тогда стали стабилизация занятости, социальная защита работников, пострадавших от кризиса, эффективные и скоординированные правительственные меры по поддержанию мировой экономики. Спустя четыре года, когда кризис вступил в новую, еще более опасную стадию, эти приоритеты остаются актуальными.
По его словам, профсоюзы группы G20 приветствуют акцент, сделанный Россией на росте количества рабочих мест, рационализации трудового процесса и повышенном внимании к информационно-разъяснительной работе. Вместе с тем, как отметил председатель ФНПР, в этот критический для мировой экономики момент члены G20 должны на деле доказывать готовность к выполнению ранее принятых обязательств.
- Позвольте выразить надежду, что не только слова, но и дела в наших странах будут устремлены к гармонизации общественных отношений, - сказала зампред ФНПР Нина Кузьмина на закрытии конференции 12 декабря. - И прежде всего - к гармонизации трудовых отношений, лежащих в основе любого общества.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Напрасно ждали и надеялись. Получилась, в принципе, ни к чему не обязывающая говорильня.
Путин или Медведев на правах принимающей стороны должны были бы посетить сей кворум и услышать всё о заёмном труде.
Но, царь не приехал и не рассудил. Значит царя будет играть его свита.