Top.Mail.Ru
Закулиса

Следователей избавили от прокурорского надзора

Депутаты избавили следователей от прокурорского надзора, оставив россиян один на один с милицейским ведомством. Прокурора де-факто лишили возможности оперативно реагировать на действия следователя и отменять те из них, кои он сочтет неправомерными. Отныне контролировать следователей будут только их собственные начальники, а прокурор для них станет “советчиком”, которого можно игнорировать. Так что жаловаться на произвол правоохранителей граждане будут судье.

11 мая Госдума приняла в третьем чтении законопроект о создании Следственного комитета при прокуратуре РФ, который относится к прокурорской вертикали чисто номинально. Поправки к закону “О прокуратуре РФ” и Уголовно-исполнительному кодексу поддержали 319 депутатов при 68 голосах “против” и 3 воздержавшихся.

“НЕДРЕМАННОЕ ОКО” ВЫКОЛОЛИ

При обсуждении законопроекта во втором чтении “единорос” Александр Хинштейн и коммунист Виктор Илюхин (основной критик проекта) попытались вернуть большинство функций прокуратуры, кои упраздняются законопроектом. Однако все их поправки палата отклонила. Илюхин много и долго говорил о новом 37-м годе и о том, что “кремлевские группировки силовиков, борясь друг с другом, выпускают монстра этим законом”. Но все безрезультатно.

К третьему чтению все уже было ясно, но экс-прокурор Виктор Илюхин вновь попытался повлиять на парламентское большинство. Он открыл, что “более половины следователей не имеют высшего образования”, а прокуроры в процессе предварительного следствия выявили более 3 млн нарушений (за какой период - осталось невыясненным). Илюхин вновь заявил: “закон чудовищный”, ибо разрушает всю систему прокурорского надзора, что “толкнет наших граждан в море беззакония”. И предложил обратиться в Конституционный суд, если проект примут: “Под ширму Следственного комитета убирается самое важное - возможность реагирования прокурора на стадии предварительного дознания”. Илюхин напоминает и об отрицательном отношении к проекту Общественной палаты, которая “сказала, что этот закон будет увеличивать полицейщину”.

Глава комитета ГД по госстроительству Владимир Плигин и его первый зам Александр Москалец в ответ на претензии оппозиции и некоторых “единоросов” поставленными голосами рокотали нечто просвещенное да умеренно-либеральное. Смысл их речей сводился к тому, что все будет хорошо, а разделение контрольно-надзорных и исполнительных функций есть аксиома недискутируемая, и если до сих пор у нас их формально не разделили, то надо же когда-то начинать?..

Член ЛДПР Алексей Митрофанов против обыкновения выступил не слишком панически. Он понадеялся, что после принятия закона ввиду правоприменительной неразберихи в течение 3 - 4 лет бизнесу будет “немножко полегче дышать”. Это смотря какому: рейдерскому - пожалуй...

Ну а ближайшие последствия принятия этого закона, по мнению экспертов, следующие. Следственный комитет при прокуратуре получит полномочия по расследованию должностных преступлений. То есть работники СК станут привилегированной кастой ревизоров - нечто вроде сотрудников “управлений собственной безопасности” в милиции. А “свой своему поневоле брат”. (Кстати, нелишне напомнить, что КГБ изначально создавался ПРИ Совете министров СССР.) Гораздо более широкие права и полномочия будут предоставлены “традиционным” силовым ведомствам - МВД, ФСБ, наркоконтролю (ведь прокурорский надзор за их действиями сводится на нет). Значение же третьей власти - судебной - возрастает неимоверно, и все правоохранительные органы враз начнут трепетать пред судами. Что до обычных граждан, то с ними все просто. Поскольку жаловаться на милицию прокурору станет бессмысленным, то все, кому не отбили ноги, отправятся в суды, где их уже ждут: ласковый охранник (он же судебный пристав), приветливый секретарь, оперативный делопроизводитель, дюжина присягнувших обывателей и сам судья - отрада и ужас вселенной. В очередь, господа, в очередь!

Теперь - “при наличии отсутствия” органа, контролирующего соблюдение законности, - гражданам осталось надеяться только на суд присяжных. Самый мудрый, компетентный и гуманный в мире. Который, разумеется, ни в жизнь не испугается ни рейдеров, ни продажных правоохранителей, ни бандитов: судья и дюжина отважных профанов, набранных лотерейным способом, будут насмерть стоять на страже интересов граждан и государства. И ни запугать, ни подкупить их никто никогда не сможет. Как выражался советский писатель Пантелеев, “этот мальчик не испугается ни хулиганов, ни более страшных вещей”. Вы в это верите?..

Более близкая аналогия. Представьте, читатель, что из системы трудового права в России изъяли такой “маломощный” институт, как Рострудинспекция (или свели ее функции к чисто декоративным). Ваша реакция? “Черт с ней, зато все ясно” или “пусть хоть что-то будет”?..

Подведем некоторые итоги. В качестве аргумента инициаторы проекта и их группа поддержки в парламенте плетут нечто правозащитное про “разделение функций”, “прозрачность системы” и упразднение “советского атавизма”. А также указывают на былую политическую активность Генпрокуратуры при нынешнем главе Минюста Устинове. Доходит до смешного, поскольку другой “аргумент от личности” сводится к тому, что такой “исторический человек”, как Виктор Илюхин, ничего хорошего-де защищать не будет, а уж Хинштейн - тем более. Помимо ссылок на сугубую уродливость, устарелость и неповоротливость института прокуратуры упоминается и о недовольстве “княгини Марьи Алексевны”: как известно, Совет Европы давно порицает Россию за совмещение надзорных и судебных функций в институте прокуратуры, указывая на недостаточность полномочий судов по этой части. Того, что по европейским канонам в России СУДОВ НЕТ, в Совете Европы не понимают.

Впрочем, ссылки на “зарубежных партнеров” - это уже теплее. Некоторые дальновидные эксперты полагают, что закон приведет к такому всплеску рейдерских захватов предприятий, что беспредел начала - середины 90-х покажется цветочками. Ряд наблюдателей поминают грядущее вступление РФ в ВТО, после которого в стране могут закрыться целые отрасли и бессчетное количество предприятий и организаций. А это не одномоментный процесс, знаете ли: людишек выгони, ворота закрой, деньги пересчитай, собственность передай, и чтоб все по закону. Опись-протокол, сдал-принял, следователь-судья... И прокурор - явно лишнее звено в этой цепочке. С коррупцией бороться надо.

СУТЬ ПРОЕКТА

По мысли авторов, законопроект направлен на организационное разграничение функций прокуратуры по предварительному расследованию по уголовным делам, с одной стороны, и по надзору за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах - с другой. Разграничение функций планируется осуществить через создание в структуре органов прокуратуры Следственного комитета прокуратуры РФ, состоящего из Следственного комитета Генпрокуратуры РФ, следственных управлений прокуратур субъектов РФ и других специализированных прокуратур, военных следственных управлений военных прокуратур, а также следственных управлений (отделов) прокуратур городов и районов. Функция СК прокуратуры РФ - исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Положение о СК прокуратуры РФ будет утверждать президент.

Начальник СК Генпрокуратуры РФ имеет статус первого заместителя Генпрокурора РФ и утверждается Советом Федерации по представлению президента РФ. Прямо как генпрокурор. Иными словами, начальник СК - фигура практически равновеликая генпрокурору. Подчиняется ли этот первый зам генпрокурору? И не то чтобы да, и не то чтобы нет: “Следственному комитету прокуратуры РФ предоставляется значительная степень организационной самостоятельности”. Глава СК наделяется широкими полномочиями по руководству комитетом, включая, в частности, право утверждать структуру, штатное расписание и полномочия его структурных подразделений, а также определять порядок назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц СК прокуратуры РФ. Передача уголовных дел в производство подразделениям СК осуществляется по мере их формирования, но не позднее 1 января 2008 года. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности СК до этого срока осуществляется за счет средств, выделенных органам прокуратуры РФ. То есть почкование всевозможных СК профинансируют за счет бюджетных денег, отпущенных на прокурорские нужды.

Надзор за ходом следствия полностью переходит в Следственный комитет. Из “наследия проклятого прошлого” отстояли только норму, по которой право утверждать обвинение по уголовным делам перед их передачей в суд по-прежнему сохраняется за прокурором. Но теперь у прокурора отобрали право в ходе досудебного производства по уголовному делу проверять исполнение требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщать о преступлениях; выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов органу предварительного расследования или должностному лицу для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; возбуждать уголовное дело и в соответствии с нормами УПК направлять его для расследования дознавателю, следователю, прокурору; возбуждать уголовные дела в отношении следователей СК и образовывать следственные группы для осуществления предварительного следствия по таким делам; проверять исполнение законодательства при расследовании уголовных дел органами дознания, органами предварительного следствия, а также должностными лицами; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд.

Вадим БАРАБАНОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2