Вполне логично, что на Петербургском международном экономическом форуме мы могли наблюдать много персонажей Достоевского. От Рогожина и Грушеньки до всех братьев Карамазовых, в самом широком диапазоне. Не успел заметить студента Родиона Романовича (возможно, у него не хватило денег на билет, а спикером на молодежную секцию не позвали). Но старух-процентщиц было в достатке, равно как и персонажей типа Ганя Иволгин - амбициозных чиновников с надеждами на карьерный рост и капиталец.
По отзывам наблюдателей, было много Сонь Мармеладовых, которые, впрочем, не переживали, а наслаждались своим экономически выгодным, хотя и пониженным социальным статусом. И даже клеймили конкуренток, которые понаехали из регионов и сбивают цены. (Не забываем, что дефицит трудовых ресурсов и в этой сфере влечет увеличение заработков работников. В данном случае - работниц.)
В буфете форума продавался “ремесленный хлеб” за 500 рублей и ягодный морс за 1000 рублей.
Неформальная программа включала выступления артистов разного уровня на разных клубных площадках. Я ради культурологического понимания происходящего в неформальной программе ПМЭФ послушал несколько песен Инстасамки - современной популярной певицы. Если вкратце - сочетание культа экстрапотребления и пошлости.
Мне совершенно не хотелось выступать моралистом. Но некоторые комментаторы начали говорить, что так и надо. Что-де СССР развалился из-за того, что не смог создать для граждан атмосферы общества потребления, а вот сейчас - с помощью такой раскованной атмосферы богатства - у России как раз формируется нужный образ…
Получается вот как. Если ты не выступаешь публично (публично!) против политики государства, не допускаешь явных высказываний, которые можно интерпретировать как антирелигиозные, не заходишь “случайно” в неправильную комнату, где все “внезапно” голые, не пойман (пока что) на растрате государственных средств (как “Тимур и его команда”), то свободно можешь участвовать в сверхпотреблении благ и даже демонстрировать это сверхпотребление. Сейчас, как вы, наверное, слышали, сажают большое количество государственных служащих. И у каждого при “вскрытии имущества” обнаруживаются автопарки и разного рода коллекции - часов, оружия, денег… Не будем задаваться риторическими вопросами “откуда оно все взялось” и “об этом никто не знал”.
Проблема еще и в том, что каждого такого государственного деятеля окружает инфраструктура потребления, которая его обслуживает. Это инфраструктура состоит из дорогих вещей и людей, которые обслуживают эти вещи или предоставляют дорогие услуги своему патрону. (Причем все это происходит в не очень богатом обществе.) Я совершенно не призываю к раскулачиванию. Думаю, их государство само потихоньку пересажает.
Лишь два момента. Первый. Мы с вами сейчас живем не в романах Достоевского, а в третьем или даже четвертом томе “Войны и мира” Льва Толстого. Там, где Наполеон не только перешел Неман, а уже боевые действия идут полным ходом. То, что этого не замечает часть нашего общества, - наверное, так задумано. Но то, что этого не замечает часть… назовем это “элитой”, а также часть ее обслуживающего персонала, часть ее инфраструктуры, - это крайне неправильно. На форуме были (продолжая линию литературных героев) и вполне положительные персонажи Льва Толстого. Но частности смазывают, лично для меня, общую картину.
И второй. На ПМЭФ акт наведения социальной справедливости проявился, в том числе, в решении вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. А для профсоюзов он заключается в опережающих инфляцию темпах улучшения положения работающего большинства. В росте зарплат, социальных выплат и т.д. И сейчас этот процесс будут пытаться затормозить. Потому что бизнес не привык платить за труд достойные деньги, и происходящее кажется ему чем-то неправильным. К попыткам вывести на рынок труда несовершеннолетних, или к новым законодательным инициативам в стиле увеличения рабочей недели, или к сокращению оплаты сверхурочных нужно просто быть готовыми. Чтобы вовремя включиться.