Сейчас большинство территориальных профобъединений России увлечено юбилейными датами. В основном это 75 лет с момента образования в СССР совета профсоюзов конкретного региона. Одновременно в эти дни 30 лет исполнилось, как говорится, “событиям осени 1993 года” (изданию Б.Н. Ельциным неконституционного указа, стрельбе из танков по Белому дому, разгону оппозиции и т.д., короче - государственному перевороту). А между этими датами притаилось непраздничное, но интересное событие.
В июне 1983 года на пленуме ЦК КПСС выступил недавно ставший генсеком Ю.В. Андропов. Вообще-то я всегда относился к таким выступлениям первых лиц в поздней КПСС, мягко говоря, спокойно. Это сейчас у нас, как метко выразился политтехнолог Евгений Минченко, главный нарратив (личностное отношение к событиям) - неосоветизм, и “даже поколение Y ценит атмосферу СССР”. Так-то оно так. Но при всем положительном опыте атмосфера в СССР была в разных местах разная и кое-где - вполне удушливая. Но вот что интересно. Речь Андропова была посвящена многим темам, которые актуальны именно сейчас. Судите сами, вот несколько цитат.
“В сфере экономической ключевая задача - кардинальное повышение производительности труда. Мы должны стремиться достичь в этом плане высшего мирового уровня”.
“Предстоит осуществить автоматизацию производства, обеспечить широчайшее применение компьютеров и роботов, внедрение гибкой технологии, позволяющей быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новой продукции. Будущее нашей энергетики - это прежде всего использование новейших атомных реакторов, а в перспективе и практическое решение проблемы управляемого термоядерного синтеза. На повестке дня и такие задачи, как получение материалов с заранее заданными свойствами, развитие биотехнологии, широкое применение в промышленности безотходных и энергосберегающих технологий”.
“…Для повышения эффективности производства необходимо резко сократить использование ручного труда, прежде всего путем комплексной механизации. Радикально изменит положение в области производительности труда широкое применение роботов, особенно на тех участках производства, где сейчас еще используется ручной, тяжелый физический, малоквалифицированный и монотонный труд. Это даст возможность сотням тысяч людей работать в других, более благоприятных условиях, получать большее удовлетворение от своего труда”.
“Демократический характер нашей первой в мире системы бесплатного здравоохранения общеизвестен. Однако ее качественный уровень еще далеко не всегда соответствует требованиям развитого социализма. Это не раз отмечалось за последние годы в решениях партии. Но, чтобы их выполнить, нужны немалые усилия. Особого внимания заслуживают предупреждение заболеваний и, как один из путей к этому, введение ежегодной диспансеризации всего населения”.
“Хорошее средство воспитания - соединение обучения с производительным трудом. Надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд - производительный, нужный обществу”.
Кстати, у Андропова и про профсоюзы было:
“Взять, например, порядок принятия решений по крупным вопросам государственной и общественной жизни. Есть возможности его дальнейшей демократизации. Я имею в виду все более широкое обсуждение проектов таких решений в трудовых коллективах; обязательный учет в соответствующих случаях заключений профсоюзов, комсомола, женских организаций; максимально внимательный подход к предложениям трудящихся.
А разве не помогут приблизить деятельность партийных и государственных органов к нуждам и интересам народа большая гласность в работе, регулярная отчетность руководящих работников перед населением?”
“Мы должны объявить настоящую войну такой практике, когда наши демократические нормы и установления не подкрепляются делами, когда довольствуются лишь формой, видимостью дела. Велика ли польза, скажем, от собрания, если оно, как это нередко бывает, происходит в основном по подготовленному сценарию, если нет заинтересованного, откровенного обсуждения, выступления участников заранее редактируются, а инициатива и тем более критика причесываются и приглушаются? И много ли стоит работа профорганизации, которая не осмеливается поднять голос в защиту интересов трудящихся, против тех или иных непорядков на производстве? Или деятельность народных контролеров, если к сигналам не прислушиваются, не принимают необходимых мер?”
Ну и самый известный тезис, который чаще всего цитируется из этой речи:
“…если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок”. В среде публицистики этот тезис сократили до “мы не знаем общества, в котором живем”.
Период Андропова как первого лица в советской истории занимает всего один год и три месяца. И в общественном сознании зафиксировался как “дисциплина” (с облавами на посетителей бань и кино в рабочее время), да водкой-андроповкой (хотя начали ее производить как дешевый и более качественный конкурент одеколону и самогону, которыми травился народ). Однако замах был большой и в других сферах.
Но вот что интересно. Начинает свою речь на пленуме Андропов не с дисциплины, экономики или внешней политики, а с идеологии и других, казалось бы, начетнических категорий.
1. “Партийные комитеты всех ступеней, каждая партийная организация должны понять, что при всей важности других вопросов, которыми им приходится заниматься (хозяйственных, организационных и иных), идеологическая работа все больше выдвигается на первый план”.
2. “…Формирование сознания коммунистов и всех граждан нашего социалистического общества - это дело не только профессионалов-идеологов, пропагандистов, работников средств массовой информации. Это - дело всей партии”.
3. “Все партийные комитеты - в республиках, краях, областях, городах и районах - должны иметь специально подготовленные кадры, способные умело организовать идеологическую работу с различными группами населения - с рабочими, колхозниками, интеллигенцией, молодежью, и отвечать за эту работу. Это должны быть авторитетные, образованные люди. Надо создать им необходимые условия, заботиться о систематическом повышении их квалификации. А критерий оценки их деятельности должен быть один: уровень политического сознания и трудовой активности масс”.
4. “Должен быть обеспечен новый, значительно более высокий уровень идейно-теоретической работы в области общественных и прежде всего экономических наук, работы наших научных учреждений и каждого ученого в отдельности. Необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом”.
5. “Большую роль должно сыграть изменение стиля работы сети нашего политического просвещения, массовой политической учебы. Нужно прежде всего покончить с формализмом, с механическим, оторванным от жизни заучиванием (или зачитыванием с листа) тех или иных общих положений. Смысл политической учебы в том, чтобы каждый глубже понял политику партии в условиях сегодняшнего дня, умел применять на практике получаемые знания, яснее представлял себе и выполнял на деле свой собственный долг”.
6. “Во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах, о его мирной политике до широчайших народных масс во всем мире. Не менее важно умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду. Нам нужна хорошо продуманная единая система контрпропаганды - динамичная и эффективная”.
Просто взять и заменить в тексте слово “партия” на “профсоюзы”, убрать “про социализм” и начать пользоваться в текущей жизни, конечно, не получится. Но можно вспомнить, что не впервые Россия - в разных образах, включая СССР, - стояла перед похожими проблемами. В конечном счете, если уж современная группа “Заточка” обыграла в песне “расскажи про Брежнева или про Андропова…”, то почему бы действительно не рассказать?! И заодно подумать, что из прошлого можно приспособить к настоящему.