На днях по предложению моей мамы мы ходили смотреть новый фильм “Любовь Советского Союза”. Маме 88 лет, поэтому - куда хочет, туда и ходим. Имеет право. Фильм идет два с половиной часа, и по итогам у меня осталось субъективное впечатление об увиденном, которое оставлю при себе. Но вот на чем у меня сразу остановился взгляд - это на подъезде дома, где живет главная героиня фильма.
Дело в том, что в этом качестве выступал третий подъезд Дворца труда в Москве. Здания, где находятся штаб-квартиры ФНПР, большинства отраслевых профсоюзов, Всеобщей конфедерации профсоюзов. И где я, собственно, работаю. Сама киношная квартира снималась в другом месте (нет в профсоюзном доме таких комнат, спален и т.д.). А вот внешний вид дома, построенного в стиле ар-деко архитектором Александром Власовым в 1936 году после командировки в итальянские Помпеи (ни больше ни меньше), понравился режиссерам современного фильма.
Но вот что меня неприятно задело и навело на размышления. Специально вглядывался в титры после фильма. Но не было там (или не смог разглядеть в мелких буквах) ни ссылки на место съемок - Дворец труда, ни благодарности собственнику - профсоюзам. И хотя такой подход соответствует мнению некоторых профсоюзных коллег (“мы сделали доброе дело, а пиар нам не нужен”), я с этим не согласен. Дело не только в пиаре.
Профсоюзы являются определенной субкультурой. То есть средой со своим профессиональным языком, особым поведением, реакциями на происходящее. (При советской власти и внешний вид был специфический, но сейчас стало больше разнообразия.) В субкультуре нет ничего плохого, это нормально. Но, являясь внутри себя субкультурой, профсоюзы работают с людьми, которые (за пределами профактива) субкультурой не являются. С совершенно обычными, не специфическими, нормальными людьми. Которые ведут себя без выпендрежа и реагируют на события по обычному, также нормальному, шаблону. Смотрят телевидение, слушают радио, смеются шуткам, говорят с телевизором и т.д. И для которых приятной мелочью бывает, когда встречается позитивное упоминание людей, известных им организаций, с которыми и они сами знакомы или как-то взаимодействовали. Поэтому “разбрасывание профсоюзных меток” по пространству, где на эти метки наткнутся непрофсоюзные люди, - это, если можно так сказать, формирование плодородного культурного слоя. Как в старом анекдоте: “Мужик сказал, женщина напомнила, женщина напомнила, женщина напомнила, мужик плюнул и сделал”. Если в одном месте с экрана прозвучит в позитивном смысле про профсоюз в художественном фильме, в другом - по радио, в третьем - на сайте, то в итоге человек будет воспринимать профсоюз как неотъемлемый элемент не просто своего предприятия, но жизни в целом. Как - в хорошем смысле - стандарт, шаблон, которому нужно соответствовать. И в котором (профсоюзе) нужно состоять.
Это не мелочи. И, кстати, наши иностранные профсоюзные коллеги (в том числе разной степени дружественности) этим не пренебрегают и с этим работают. Между прочим, мы сейчас думаем над тем, что было бы интересно провести конкурс сценариев для художественного фильма (сериала?), в котором - не обязательно трудовой конфликт, но - трудовые отношения, профсоюз выступали бы участниками основного сюжета. По-моему, такие истории могли бы быть и полезны, и поучительны. И не занудны, если написать с юмором. А юмора в нашей окружающей жизни хватает.