Небесспорная параллель пришла на ум. Есть нечто сходное в положении профсоюзов в современной России и той же России в “мировом сообществе” до 2008 года.
Россия, как мы помним, активно старалась стать частью этого самого сообщества. И, более того, существенная часть политиков, бизнесменов строили свою политику и свой бизнес на встраивании в иностранную политику и экономику. Так сказать, “метр государственной границы в частной аренде”.
Но как бы Россия - полностью или по частям - ни старалась встроиться, в какие бы, условно, Всемирные торговые организации ни вступала, вдруг выяснялось, что декларируемые принципы - одно, а реальная политика - другое. Что демократия - это не народовластие, а власть демократов. Что, как в анекдоте, товарищ волк сам знает, кого есть. Что в НАТО и ЕС нас не возьмут, потому что “слишком большая страна”, и никакой “Европы от Владивостока до Лиссабона” не будет. Несмотря на все экономические бонусы от дешевых энергоносителей, на которых, как сейчас выясняется, была построена эффективная экономика Германии - главного спонсора Европейского союза. То есть получилось, что все рациональные аргументы в пользу включения России в пресловутый клуб демократических господ западного мира не работают.
Собственно, похожие рациональные аргументы можно приводить десятками и относительно того, чтобы в России был “приподнят” статус профсоюзов. Очень точно выразился Александр Лихушин, председатель профкома Оскольского электрометаллургического комбината, на недавнем Всероссийском совещании председателей первичек. Он перефразировал Александра Третьего, добавив к “единственным друзьям России” - армии и флоту - еще и профсоюзы.
Крупнейшая общественная организация. Состоит из граждан, работает на их взносы, помогает повысить уровень доходов миллионов работников и членов их семей. Причем повысить легально и мирно, через систему переговоров, а при надобности - даже через переусложненную систему трудовых споров. Казалось бы, на руках должны носить. По телевидению прославлять. Но - не носят и не славят. Даже иногда публично и, на мой взгляд, довольно цинично пытаются помешать работать (подобности здесь приводить не буду).
Не буду и перегибать палку: как любое сравнение, оно не вполне точное. Например, у профсоюзов, в отличие от России, нет явного потенциального противника в виде аналога НАТО. Хотя попытки очередного “радикального изменения советского ТК” (якобы советского) регулярно возникают у отдельных политиков, а также подспудно обсуждаются бизнесом. И я предполагаю, что вскоре нам предстоит столкнуться либо с очередным витком попыток изменения ТК, либо с существенным изменением трудовой миграционной политики. Почему?
Все просто. За два года значительно сократилось количество трудовых ресурсов. Это привело к увеличению фондов оплаты труда на предприятиях и к перетеканию трудовых ресурсов “туда, где платят”. Но даже “там, где платят” бизнес не привык столько платить. (С другой стороны, государство, поощряя массированный переход работников в статус самозанятых, теряет налоговые поступления, а Социальный фонд - взносы.)
Чтобы снизить эти “чрезмерные” траты, нужно либо попытаться, например, расширить границы рабочего времени или снизить расценки на сверхурочные (но это явный и крупный скандал), либо вывести на рынок труда новые ресурсы. По-моему, уже все забыли о том, что первоначально упрощение труда несовершеннолетних преподносилось под соусом “летней подработки”? Прошло время, и уже один региональный законодательный орган предложил разрешить работать несовершеннолетним во вредных условиях. Естественно, в уникальных спецодеждах, не допускающих и малейшего ущерба для здоровья. (Помним при этом про мораторий на проверки предприятий.) Или другой вариант, который тоже обсуждается, - массовый завоз иностранной рабочей силы. Уехали таджики? Приедут африканцы. И дело здесь не в цвете кожи. Исключительно в экономии фонда оплаты труда.
Так что конфликты нам еще предстоят. Очень надеюсь, что мирные.