Для большинства населения страны, да и, наверное, для профсоюзного актива тема ДНР и ЛНР сегодня возникает в связи с боевыми действиями. Что логично. Но при этом есть сторона этой темы, которую можно было бы назвать “второстепенной” настолько, насколько сегодня “второстепенными” являются все социальные и трудовые темы. Понятно, что по сравнению с взрывами и смертью людей все уходит на второй план. Но на этом втором плане продолжают существовать такие вопросы, как распространение социальных и трудовых законов России на новые территории, защита интересов трудящихся этих регионов.
Дело в том, что за восемь лет самостоятельной жизни в ЛНР и ДНР возникло специфическое законодательство, отличающееся как от украинского, так и от российского. И сейчас между российскими социальными партнерами происходит невидимая миру, но довольно активная полемика насчет того, что и как именно, а также в какой последовательности будет “высажено” из российского законодательства в новую “почву”. Из-за того, что полемика не закончена, я воздержусь от тех подробностей, которые могут помешать переговорам. Но некоторые темы все-таки обозначу.
Тем более что 13 марта я “от профсоюзов” участвовал в круглом столе “Вопросы развития социально-трудовых отношений на территории Луганской Народной Республики”. Это была весьма представительная встреча, в которой участвовали Леонид Пасечник, глава республики, Дарья Лантратова, сенатор от ЛНР, Андрей Исаев, заместитель руководителя фракции “ЕР” в Госдуме, Денис Мирошниченко, председатель Народного собрания ЛНР, и Алексей Вовченко, замминистра труда и соцзащиты России.
Выступающие рассказывали в основном о подробностях перехода на российский формат пенсий и пособий, о перспективах и нюансах законопроекта “О занятости” и так далее на сходную тематику. У меня получилось скорее проблемно ориентированное выступление, из серии “на перспективу, на подумать”. Дело в том, что в ЛНР пока отсутствует трехсторонняя комиссия республики как постоянно действующий инструмент, и “есть вопрос” по представительному объединению работодателей, которое бы отвечало за бизнес - представительство его интересов и ответственность. Кроме того, при принятии нормативных правовых актов на уровне ЛНР бывают случаи, когда к согласованию не привлекают соответствующие отраслевые профсоюзные структуры. И это проблема, которую нужно (и можно) решать.
Сегодня, когда решается вопрос о последовательности распространения норм трудового законодательства, в частности, на ЛНР, считаю, что нельзя идти на поводу у людей, которые инициируют внедрение на территориях ухудшенных норм ТК РФ по сравнению с “материковыми”. Сейчас, когда в ЛНР “заходят” работать новые компании, некоторые - особо талантливые - почти публично заявляют: работать будем, но никаких профсоюзов. По факту. Это нарушители закона, с которыми должны бороться не только профсоюзы, но и другие социальные партнеры. И прокуратура, кстати.
Отдельно я попросил присутствовавших на встрече в большом количестве профсоюзных руководителей республики и профактивистов сообщать обо всех проблемных ситуациях как в отраслевые профсоюзы, в которые они сейчас “имплементируют” свои профсоюзные структуры, так и в ФНПР. Чтобы мы вместе могли бы включаться для расшивки проблемных ситуаций и борьбы с нарушителями “социально-трудового общежития”.
Поскольку некоторые из этих тезисов записывали другие участники встречи (или делали вид), будем надеяться, что процесс “возвращения в общую законодательную гавань” пройдет без сбоев. Есть, конечно, определенные вопросы к нашим российским соцпартнерам по этим темам. Но это уже другая история.