Внутри организационной структуры ФНПР сложилась интересная ситуация. С одной стороны, уже долго идет процесс фактического преобразования территориальных профобъединений в отделения ФНПР. В этом направлении вносятся изменения в устав. На уровне Исполкома ФНПР поставлен фильтр на принятие кадровых решений. В том смысле, что избирает, конечно, конференция - но из кандидатов, которые прошли согласование в Исполкоме. На территории может приехать ревизионная комиссия ФНПР.
Все эти изменения принимались с гигантским скрипом. Под крики о том, что “сейчас все отнимут, поделят и пропьют”. И о том, что не будет на профсоюзной Руси демократии. И я прекрасно помню авторов этих криков. Прошло время. Не отняли, демократия продолжается. И хаоса на территориях стало поменьше (хотя кое-где он не пропал).
Но есть и оборотная сторона медали. Я имею в виду отраслевые профсоюзы. Многие из которых находятся в крайне печальном состоянии. Казалось бы, “взять этого вашего Канта, да за такие доказательства на два года в Соловки”. В смысле - слегка упорядочить и дисциплинировать внутрипрофсоюзные отношения. Но сейчас мы исходим из концепции, что отраслевые профсоюзы - основа ФНПР. Хорошо! Отраслевые профсоюзы, которые ведут полноценный комплекс работы, добросовестно и эффективно помогают и объединяют членов профсоюзов, - они основа. Но какая же основа те организации, которые юристов и трудовиков не имеют, информработу не ведут, защитить не могут, колдоговоры в пролете, а живут на общепрофсоюзный кошт и милостью работодателей?! И к тому же десятилетиями игнорируют все наши призывы к объединению. Это не основа ФНПР.
При этом я не говорю о непременной численности в 200 и более тысяч человек. В принципе, даже меньшие по численности профструктуры могут быть вполне эффективны, если им зарплата членов профсоюзов и взносы позволяют выполнять свои функции. Да, это иногда похоже на гильдию, профсоюз одной профессии. Но если дела делаются - в чем проблема?
Проблема там, где дела не делаются. Если поднять по разным направлениям работы материалы департаментов ФНПР, можно очень легко оценить, от кого нет информации по коллективным переговорам, отраслевым комиссиям и трудовым спорам. Кто регулярно не присылает данные о своей информационной работе. Кто взносы не перечисляет в общую копилку. Кто - как в анекдоте - “на собрания не ходит”. Можно взять данные из тех регионов, которые часто жалуются на отдельных отраслевиков: кто на работе редко, кто вообще отсутствует, кто живет приписками. И выяснится, думаю, что балласт на федеральном уровне и региональном примерно совпадет по отраслям. Другое дело, что - в отличие от анекдота - за ними никто не гоняется.
Сейчас проходит акция 7 октября. Традиционная публичная акция. Предполагается более миллиона участников в разных видах активности - от автовелопробегов до заседаний трехсторонних комиссий. Восемь отраслевых профсоюзов вообще не предоставили данные о своих решениях, как они будут в общей акции участвовать. Должны были, по плану, до 15 сентября проинформировать. Но так и молчат. Один профсоюзный руководитель прямо сказал: не дадим постановление. Он бы Купянск так защищал, как это постановление…
На недавнем интеллект-форуме я говорю: давайте мы Исполкомом примем решение. Всем же уже десять лет как известно, кто с кем должен объединиться из отраслевых профсоюзов, чтобы работать более эффективно. Дадим время для принятия решений. И если не примут этих решений за отведенный срок, не реализуют их - исключим из Федерации. (И, кстати, региональные их отделения - из территориальных профобъединений.) Причем это не вмешательство во внутреннюю жизнь профсоюзов. Не хотят - пусть гибнут по своей воле в одиночестве.
Мне на это старшие товарищи ответили, что будет много шума, которым могут воспользоваться враги. В принципе, я согласен. Враги - они такие. Но мы хотя бы внутри структуры укрепим отраслевые профсоюзы. Я, кстати, думаю, что многим для активизации объединения не хватает такого “волшебного пенделя”.