Центральная профсоюзная газета16+

Заметки неэкономиста

Я немного переживаю, поскольку не вполне понимаю, что сейчас можно говорить, а что нельзя. Но я все-таки пару слов скажу насчет проекта бюджета страны, который рассматривает Госдума. А также насчет определенных тенденций в экономике, к которым профсоюзам нужно готовиться (тем профсоюзам, которые с ними еще не столкнулись).

Сейчас у нас в экономике определенные проблемы. Вообще-то это нехорошо, но не ужасно. Просто потому, что если бы после второго десятка пакетов внешних санкций и четвертого года боевых действий (и соответствующих расходов) не было бы вообще никаких проблем, то это было бы даже немного странно. Не будучи крупным экономистом, расскажу о своих примитивных представлениях о происходящем и о том, что будет происходить.

За несколько лет в экономику были инвестированы большие бюджетные деньги. В основном они были вложены в военные отрасли. Это стимулировало не только сами отрасли, но и уровень зарплат, а значит, и потребление других товаров. У этого процесса была оборотная сторона - увеличение количества денег в экономике. Как увеличение предложения любого товара ведет к его удешевлению, так и деньги при увеличении их количества становятся дешевле, и, чтобы купить товар, их нужно больше. Товары начинают больше стоить. Поэтому растут цены, растет инфляция. Это не смертельная вещь. Но дальше начались нюансы.

В России за регулирование денег в экономике и за их стоимость отвечает Банк России. Структура, для которой есть отдельный закон и которая независима от правительства. Способ, которым Банк России начал бороться с инфляцией, относится к так называемым “монетаристским”. То есть если в стране, по мнению Банка, инфляция (слишком быстро растут денежная масса и цены), нужно эту массу сокращать и усложнять доступ к этим деньгам. Банк повысил “ключевую ставку” - процент, под который он предоставляет деньги в долг коммерческим банкам. Тогда коммерческие банки повысили свои проценты. И взять деньги в долг предприятиям стало гораздо сложнее и дороже. Оставались деньги, которые вкладывало в экономику государство. Но доходы предприятий упали - упали и поступления от налогов в бюджет.

Кроме того, наши “иностранные партнеры” (“партнеры” - так можно говорить?) продолжают пытаться обрубить нашу внешнюю торговлю. А это не просто продажи наших товаров за рубеж, но и поступление в страну валюты за них. Поступает меньше валюты - меньше доходов в бюджете и у компаний, и, кроме того, меняется торговый баланс: дорожают импортные товары. (Посмотрите вокруг и оцените: много ли вокруг вас импортных товаров? Да, меньше, чем десять лет назад, но надобность в них остается.)

И вот сейчас мы оказались в ситуации все еще высокой ключевой ставки (а Банк России ее будет снижать медленно и печально) и сокращения доходов бюджета. Это я к тому, почему в проекте бюджета, по сути дела, две приоритетные статьи - военные расходы и расходы на социальные гарантии.

Пауза. Как профсоюзные активисты оцениваем хороший факт - сохранение социальных гарантий. Это правда хорошо. Но есть нюансы.

Проблема в том, что Минфин пытается увеличить доходы бюджета. Основное направление - рост налогов и иных сборов. Да, их платят в основном не люди, а предприятия. Но мы же знаем схему - “предприятия пытаются обычно переложить на потребителя повышение всех своих расходов”. Возможное повышение налога на добавленную стоимость на 2% - это как раз тот случай. Не буду перечислять всё - но это некий перечень. Плюс к тому рост цен на коммунальные услуги, на утильсбор и т.д. И сказанное нужно понимать не как прямую претензию, а как объяснение логики происходящих изменений. Деньги-то в бюджет нужно откуда-то брать. В том числе - на социальные гарантии.

Тем временем высокая стоимость кредита (см. высокая ключевая ставка), сокращение потребления населением, ограничения по экспорту наших товаров за рубеж - все это влияет на ситуацию на предприятиях. Три отрасли, находящиеся прямо сейчас под ударом: автопром, металлургия, угольная отрасль. Риски в диапазоне: закрытие предприятий - неполная занятость в разных формах. И это реальные проблемы, когда, кстати, уникальным образом низкая безработица и потребность в рабочей силе совпадают с сокращениями персонала и рабочего времени.

Все это ставит совершенно новые и специфические задачи перед профсоюзами. Имеется сочетание нормального социального диалога на площадках от РТК до отрасли или региона. Но! Также имеется сокращение возможности финансового маневра у наших социальных партнеров. В том объеме и по тем статьям, по которым они обычно проводили социальные и зарплатные траты. Возникает развилка, в которой лучшим вариантом видится пересмотр традиционного распределения средств - что в бюджете частной компании, что в государственном - в отношении, например, льгот для частных компаний. Можно, конечно, продолжать отстаивать тезис “что хорошо для “Дженерал Моторс” - хорошо для Америки” (как это говорили сто лет назад). Но сейчас сохранение уровня жизни и развития работников представляется более важным. Именно сейчас, в боевой ситуации. И - чтобы она не стала боевой внутри страны.

Вот такая сложная диалектика. И для страны, и для профсоюзов.

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности