В апреле не только прилетают на родину скворцы и пробиваются первые почки на деревьях. Апрель - это еще и время начала подготовки бюджета на следующий год. А любой бюджет в Российской Федерации основывается на прогнозе социально-экономического развития страны на трехлетний период.
Как, скажите, без прогноза понять, что ждет экономику в ближайшем будущем? Что будет развиваться, что произойдет с заработными платами, как поведут себя цены в магазинах? Много вопросов, и все они требуют ответа. А иначе Министерство финансов не сможет понять, сколько денежек в бюджете скопить удастся, на какие такие нужды можно будет этот бюджет потратить, а какие запросы придется оставить без удовлетворения.
Прогноз (не путать с гороскопом) готовит серьезное федеральное ведомство - Минэкономразвития. Оно уж точно знает, сладко или солоно экономике и гражданам в будущем придется. Вот и давайте посмотрим, что же в этом предсказании содержится.
По линии демографического развития до 2019 года предполагается увеличение количества россиян. Сейчас нас с вами 146,4 млн человек, а к 2019 году расплодимся до 147,4 млн. Здорово. Страна большая, и граждан нужно много. Но на этом хорошая часть прогноза и заканчивается.
По линии экономики ситуация, по образному выражению министра экономики Улюкаева, “около нуля”: в 2017 году если рост и будет, то только на 0,8%. Правда, прогноз экономической погоды обещает рост больше - до 2,2%. Это крайне мало для преодоления возникших структурных проблем и реализации программы импортозамещения. Напомню, что устойчивость экономики в среднесрочном и долгосрочном периоде может быть обеспечена ростом на уровне не менее 7%!
“Почему так мало?” - спросит читатель. Все просто: в том же самом документе (прогнозе) указываются неутешительные цифры увеличения инвестиций в основной капитал (оборудование, технологии): 100,8% в 2017 году и 104,2% в 2019-м. Денег у предприятий на развитие нет. Если в 1998 году коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами у предприятий составлял минус 17, то в 2014-м - минус 41,2! Иными словами, даже в кризис 1998 года у предприятий было больше собственных средств для покрытия текущих расходов на зарплату, сырье, оборудование и т.п. Кроме того, сократилась рентабельность производства товаров и услуг: в 2010 году она в среднем составляла 10%, а в 2014-м - только 7,3%.
Обратим особое внимание на последние цифры и вспомним, что кредитная ставка, установленная ЦБ, составляет 11%. При средней рентабельности 7,3% и отсутствии собственных оборотных средств у многих предприятий - где можно взять взаймы? В коммерческих банках? Так там цена кредитов еще выше, чем у Центрального банка. Возьмешь - и прямая дорога к банкротству. Правда, на это некоторые экономисты говорят, что надо повышать производительность труда. Но повышать ее без инноваций и модернизации не получится, а для этого опять деньги нужны.
Вот и скажите теперь, что предложения использовать средства государства на инвестирование в развитие - неправильные.
Идем дальше. Что у нас с будущими доходами населения? Кисловато. Реальные располагаемые доходы (то есть доходы за вычетом инфляции) будут расти в пределах 0,7 - 1,1%. Если в абсолютные цифры перевести, то средний доход в 30 тысяч рублей будет увеличиваться всего на 300 рублей в год.
Этому положению будет способствовать та политика, которую в качестве базового варианта предлагает Минэкономразвития. Если для некоторых категорий бюджетников (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки) рост зарплат продолжится в рамках исполнения “майских” указов президента РФ, то по отношению к госслужащим и другим работникам бюджетной сферы индексацию предлагают проводить только в рамках сокращения численности. То есть реальный рост заработной платы ожидается только в 2017 году, а в 2018 и 2019 годах в лучшем случае он будет сохраняться опять на уровне “около нуля”.
Ухудшится соотношение среднего размера страховой пенсии и прожиточного минимума пенсионера: с 168,7% в 2015-м до 135% в 2019 году. Индексация пенсии будет по прогнозу отставать от роста прожиточного минимума. При реализации такого прогноза бедных среди пенсионеров станет больше.
По-прежнему будет инфляция, несмотря на все заявления ЦБ. И как ранее мы уже писали, основной вклад в эту инфляцию сделает всеми любимое ЖКХ. Уже в 2017 году прогнозируется более высокий уровень индексации тарифов в коммунальной сфере - до 4,8% (в 2016 - 4%). А рост цен на электроэнергию даже превысит прогнозируемый уровень инфляции на 7,5%. Причина все та же: необходимость поддержания сетевого хозяйства и ввод новых мощностей. Правда, эту часть в прогнозе можно просто копировать из прежних документов. Удивительное постоянство.
Ножницы между ростом тарифов и цен на продукты и топтанием на месте доходов населения приведут к обрезанию уровня жизни. К концу 2016 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличится до 13,7%, а в 2019 году - снизится всего лишь до 13,1% (в 2013 было 10,8%).
Вот при таких не очень радужных перспективах для возможностей предприятий инвестировать в развитие экономики и возможностей населения поддерживать потребительский спрос на товары и услуги Минфин в качестве главной задачи рассматривает дальнейшее сокращение расходов федерального бюджета. По его прогнозу, расходы должны ежегодно урезаться не менее чем на 5%.
И в заключение - о логике документа. Занимаясь снижением уровня инфляции, ЦБ, Минфин, Минэкономразвития предлагают экономить на расходах граждан. Странная логика. А где возьмут средства предприятия для финансирования своей текущей деятельности? Кто будет оплачивать растущие тарифы на услуги ЖКХ? Неужели для будущего экономического роста нужно уничтожать то, что еще как-то живет или, точнее, выживает в непростых кризисных условиях?
Ой, как крепко засела в головах революционная фраза “до основанья, а затем”. Может, не надо до основанья?