Центральная профсоюзная газета16+

Хочешь не хочешь, а думать придется

Петербургский международный экономический форум является площадкой, на которой решается одна из важнейших для нашей экономики задач - привлечение зарубежных инвесторов. В связи с этим все высказывания, прозвучавшие на нем, имеют значение, поскольку определяют вектор будущей финансово-экономической политики. Что же можно рассматривать как знаковые заявления?

ЗНАКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Прежде всего, это продолжающийся спор сторонников жесткой кредитно-денежной и бюджетной политики и носителей идей необходимости более серьезного участия государства в развитии инфраструктуры. Казалось бы, все уже известно, но есть определенные нюансы.

15 июня на совещании у премьер-министра обсуждались основные параметры бюджетной политики. При цене нефти 40 долларов за баррель Министерство финансов предлагало сверстать бюджет на 2017 - 2019 годы исходя из уровня расходов 2016 года (это около 16 трлн руб.). Обратите внимание: сохранить уровень расходов. При этом дефицит бюджета на 2017 год должен составить не больше 3%, а Минфин и Минэкономики совместно с ЦБ должны определить целевой показатель инфляции на 2017 год.

Правда, сейчас этот дефицит оценивается в 3,9% - даже при ценах на нефть 48 - 50 долларов за баррель, заложенных в законе о бюджете на 2016 год. Как, спрашивается, собирается Минфин сверстать доходы и расходы, если расчетная цена на нефть в бюджете на 2017 год уменьшается, а расходы планируется оставить на прежнем уровне? Как будет проводиться индексация пенсий по уровню инфляции (об этом премьер заявил ранее), если в бюджете на текущий год расходы на эти цели были предусмотрены в размере всего 4%? То есть надо и дефицит сократить при уменьшающихся доходах, и социальные обязательства выполнить.

Дальше - больше. Министр финансов Антон Силуанов уже на самом форуме высказал сомнение в достижимости поставленных перед ним целей по снижению бюджетного дефицита. И вбросил идею о дальнейшем расходовании средств Фонда национального благосостояния. В пику ему председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина тут же предупредила, что за увеличением бюджетного дефицита немедленно последует рост процентной ставки ЦБ. Как говорится, тут прибавим, там отрежем. Ну, никакого согласия в финансовой семье нет! Одни ссоры. И как с такой “слаженной” командой иностранным инвесторам разобраться в будущих экономических параметрах? О наших родных предпринимателях я уж и не говорю - они привыкли жить как на войне: день простояли, и слава богу.

Министр экономического развития тоже не остался в стороне от развернувшейся дискуссии. Алексей Улюкаев заметил, что можно вообще теоретически загнать все доходы от нефти в резервные фонды - и расходам будет хорошо: их просто не будет. По его мнению, существование резервных фондов - следствие неэффективного управления, когда “средства прячут в кубышку, чтобы избежать соблазна потратить на что-то не то”.

- Нам нужно не бюджетное правило, а правильный бюджет. Надо оставить все упражнения по ухудшению налогового положения производителей нефти и газа. Надо дать уже коллегам спокойно работать, - выдал глас вопиющего в пустыне Улюкаев.

Он также высказался за то, чтобы в бюджете не было незащищенных и защищенных статей, а все статьи должны быть защищены. И статьи на инвестиции не надо урезать, а надо качественно управлять ими.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, участвуя в “бюджетном” круглом столе, заявила о неэффективности для экономики работы институтов развития и бюджетных каналов, связанных с ними.

Бывший министр финансов, а ныне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, как выяснилось, не поддерживает идею ограничения расходов на зарплаты в бюджетном секторе - притом что считает “бюджетную консолидацию” важнейшим проектом 2016 года. Он даже предложил считать уровень доходов домохозяйств в экономике “основным KPI” (показателем результата) для правительства.

ТОЧНО ПО КРЫЛОВУ…

В целом, как показала дискуссия по финансово-экономическим проблемам, один представитель правительства тянет на запад, другой - на восток, третий крутится на месте. И сразу же иностранным инвесторам становится понятно: вкладывать средства в страну, где члены правительства спорят о путях развития, да еще не в кулуарах, а на глазах у “посторонних”, как-то боязно. Пусть еще поспорят, договорятся, а потом расскажут, куда корабль под названием “российская экономика” поплывет. Может, и по дороге окажется.

Хотя есть отрадный проблеск: Кудрин впервые перестал призывать к сокращению потребительского спроса за счет экономии на оплате труда. Значит, идея реанимации внутреннего спроса через перераспределение средств бюджета на потребление имеет гораздо больше сторонников, чем принято думать. Очень хорошо. Ведь надежд на иностранного богатого дяденьку, жаждущего дать денег, все меньше и меньше.

А созданные банки развития со штаб-квартирами в Китае, как говорят эксперты, слишком забюрократизированы. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) готов рассматривать проекты лишь при наличии госгарантий. Деньги же западных банков по-прежнему недоступны. “Чтобы инвестировать в инфраструктурные проекты, нужны длинные деньги, но европейские банки не выделяют финансирование, опасаясь нарушить санкционный режим; по факту выделение кредита надо согласовывать в Вашингтоне”, - сказал генеральный директор Франко-Российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский.

Так что хочешь не хочешь, а думать об участии государства в инвестиционных проектах придется.

Автор материала:
Александр Сафонов
E-mail: ASafonov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности