Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 - 2019 годы, подготовленный в конце апреля Минэкономразвития России, вызвал большой интерес СМИ и политиков. Оно и понятно, поскольку прогноз отражает видение ведомства, ответственного за экономическое развитие, за наши перспективы.
Перспективы не особенно радужные и по темпам экономического роста, и по динамике доходов населения. Но если по первому показателю Минэкономразвития еще как-то надеется выйти на положительные показатели, то по второму оценки пессимистичнее: в 2016 - 2017 годах реальные доходы будут снижаться. Более того, экономическое ведомство дало повод еще раз поговорить о том, что же в России может рассматриваться как основной ресурс для создания условий экономического подъема.
Сначала немного теории и истории. Одним из самых известных экономистов был Саймон Кузнец, получивший в 1971 году Нобелевскую премию за исследования по истории экономического роста развитых стран. Он выделил шесть показателей экономического роста.
Во-первых, это высокие темпы роста подушевого дохода и численности населения. В развитых странах средний рост подушевого дохода в последние 200 лет составил 2% в год при росте населения 1% в год. При данном соотношении средний темп роста реального ВНП (валового национального продукта) равнялся 3%, что обеспечивало удвоение доходов на душу населения каждые 35 лет, численности населения - каждые 70 лет, реального ВНП - каждые 24 года. Доходы на душу населения на протяжении двух столетий росли почти в 10 раз быстрее, чем в доиндустриальную эпоху, население - в 4 - 5 раз быстрее.
Во-вторых, это высокие темпы роста производительности факторов производства (труд, сырье, машины и оборудование, организация труда, технологии). По разным оценкам, от 50 до 75% роста доходов на душу населения в развитых странах в индустриальную эпоху было результатом роста производительности этих факторов. Но основная часть прироста ВНП на душу населения была достигнута за счет технического прогресса, включающего также повышение качества физического и человеческого капитала.
В-третьих, это высокие темпы структурной трансформации экономики. В том числе: перемещение работающих из одних групп отраслей в другие (например, из сельского хозяйства в промышленность, в настоящее время - из промышленности в сферу услуг); рост средних размеров предприятий (от семейных и индивидуальных до транснациональных корпораций); перемещение населения из сельских районов в города.
В-четвертых, это высокие темпы социальной, политической и идеологической трансформации. Серьезная структурная перестройка всегда сопровождалась изменениями в общественных институтах, в поведении людей и в идеологии, духовными переменами.
В-пятых, международные масштабы экономического роста. Они обусловлены способностью развитых стран находить за рубежом рынки сбыта, источники сырья и дешевой рабочей силы, ведущей к политическому и экономическому порабощению бедных стран.
В-шестых, ограниченное распространение результатов экономического роста. Несмотря на огромный рост производства в мире, за последние 200 лет лишь четверть населения планеты приняла участие в этом процессе. На это меньшинство приходится примерно 80% мирового дохода.
Для чего, вы спросите, столь подробно мы рассматриваем макроэкономическую теорию? А для того, дорогой читатель, чтобы понять, какие факторы нужно задействовать для обеспечения роста нашей родной российской экономики.
Итак, шестой пункт нам явно не подходит. Поскольку наша страна никогда в своей истории не использовала колониализм как способ обогащения. Мы, наоборот, известны другим своим достоинством - бескорыстной помощью бедным и обездоленным.
А вот все остальные пункты имеют для нас большое значение. И обратите внимание, что первым пунктом следует уровень доходов населения. Почему? А кому нужен экономический рост без удовлетворения самого сокровенного - материальных и духовных потребностей? Ну, может быть, святым: они бестелесные, и с духом у них все в порядке.
Когда Минэкономразвития этот первый пункт не замечает, хочется напомнить нашу не столь давнюю историю. В 1998-м памятном дефолтом году уровень доходов населения упал на 28,2% и оказался ниже уровня 1992 года. Но уже в 1999 году в условиях импортозамещения и сохранения достаточно высоких темпов роста потребительских цен (135%) доходы населения выросли на 12%. А тогда работали почти все те же факторы: цена на нефть ниже, чем сейчас; рынки для валютных заимствований были недоступны из-за курса рубля; международная конкуренция сверх меры; да и правительство Примакова (развернувшего свой самолет над Атлантическим океаном из-за несогласия с бомбежками Сербии) американцы не очень-то любили.
А что сработало? Во-первых, оживление отечественной промышленности, которая получила передышку от давления западных конкурентов. А во-вторых, активная кредитная политика государства. Как результат, с 2000 по 2007 год реальные денежные доходы населения увеличились в 3 раза, а ВВП - в 1,8 раза. Именно в этот период были заложены основы того роста, который нами сейчас воспринимается как желанный. Внутреннее потребление позволило государству начать проводить активную политику стимулирования иностранных производителей (бытовой техники, автомобилей) создавать у нас не просто пункты продаж, а сборочные (технологические) площадки, новые, высокоэффективные рабочие места.
В 2008 году доходы из-за кризиса снова упали на 10,3%, но уже в 2009 году это падение было преодолено, и дальше доходы продолжали постепенно увеличиваться. В 2013 году реальные денежные доходы населения достигли уже 158,7% от уровня 1990 года.
Вывод напрашивается сам собой: хочется или не хочется в это верить, но поддержание уровня реальных доходов населения России - один из ключевых факторов дальнейшего, а главное, устойчивого экономического роста. И об источниках доходов надо думать и искать способы их увеличения. Тогда нобелевский лауреат Саймон Кузнец наверняка с небес благословит усилия экономического министерства.