Центральная профсоюзная газета16+

Миграционный климат Европы

В начале мая были опубликованы результаты социологических исследований, проведенных “Левада-центром”, по вопросам отношения россиян к мигрантам. Так вот, 45% наших сограждан отрицательно относятся к работникам-мигрантам. И понятно почему: экономическая ситуация - не лучшая, и беспокойство по поводу рабочих мест и зарплат - одно из первых.

В прошлом году, по данным этого центра, около четверти (23%) респондентов считали, что властям следует убрать барьеры для мигрантов, а почти 70% отметили, что хотели бы ограничить проживание в России людей некоторых национальностей. Судя по опросам, желание россиян ограничить поток мигрантов достигало максимума (80%) в марте 2016 года, что было связано с миграционным кризисом в Европе.

В 2017 году эти настроения сохранились: 67% опрошенных россиян призвали правительство ограничить приток трудовых мигрантов в страну. 19% респондентов, наоборот, были не против того, чтобы мигранты продолжали здесь работать. По мнению 32% россиян, мигранты, как правило, “малообразованные люди, способные только на неквалифицированный труд”. 28% считают что они - “несчастные люди, которым приходится терпеть много трудностей и лишений”. В то же время 26% видят в мигрантах “трудолюбивых людей, готовых много работать”, еще 25% - “кормильцев, заботящихся о благополучии своей семьи”.

ЧТО ТАМ У НИХ?

А как обстоят дела в Евросоюзе? Надо сказать, что раньше в большинстве экономически развитых стран на мигрантов смотрели вполглаза: рабочие места им достаются непрестижные и малооплачиваемые, и многого в социальном плане мигранты не требовали. Сплошная выгода. Но с годами отношение стало меняться. И дело не в терроризме, хотя и он играет не последнюю роль. А в том, что мигранты создают конкуренцию резидентному населению. Да и с культурой в первом поколении - не очень…

Например, после событий в немецком Кельне, когда мигранты, прибывшие из Ирака, Сирии и Египта, нападали на прохожих в новогоднюю ночь, более 61% немцев стали оценивать растущий миграционный поток критичнее, и более половины из них стали хуже относиться к наполнившим страну мигрантам вообще.

По данным на 01.01.2013, в ЕС проживало более 20,4 млн иммигрантов - граждан государств, не входящих в Евросоюз, и 13,7 млн иммигрантов, уже имеющих гражданство стран ЕС. Но, по мнению экспертов, в ЕС в то время реально проживало 33,5 млн иностранных иммигрантов. И самое большое количество иммигрантов из стран - не членов ЕС было в Германии (6,6 млн), Франции (5,5 млн), Великобритании (5,2 млн), Испании (4,1 млн) и Италии (3,9 млн). И это довольно много - например, доля иммигрантов в Люксембурге превышает 14% населения.

НА ПРИМЕРЕ БРИТАНИИ

Но есть ли более серьезные причины для беспокойства в связи с массовой иммиграцией в ЕС? Какова экономическая, социальная и психологическая подоплека этого протеста?

Возьмем для примера судьбу обычного английского города Реддич, расположенного в сердце Британского острова, милях в пятнадцати от Бирмингема. Классический английский городок с населением 79 тысяч, по нашим меркам вроде райцентра. Настроение жителей в последнее время - не ахти: зарплаты падают, стоимость жизни растет. И на этом фоне в городе быстро растет число мигрантов, особенно из Восточной Европы. Свое отношение к ситуации жители Реддича продемонстрировали голосованием за выход из Евросоюза - 62:38. Наглядная картинка.

Есть общее представление, что иммиграция - благо для Британии. 9 млн живущих там иностранцев приносят с собой навыки и отношения, которые делают страну более продуктивной. Они молоды, образованы лучше, чем местные жители, да к тому же платят больше налогов, чем тратится на них в рамках разных социальных программ. А для некоторых учреждений мигранты уже и незаменимы: около 30% врачей - не британцы.

Тем не менее Великобритания не проявляет энтузиазма в отношении иммиграции. Опросы показывают, что примерно половина населения хотела бы, чтобы мигрантов стало значительно меньше, и лишь менее 5% хотят, чтобы их стало больше. И это в стране, где мигранты живут не одно столетие!

Многие британские политики интерпретируют голосование за Брексит как призыв сократить число прибывающих на остров людей. Консерваторы из правительства пока не разделяют этот подход, но 24 депутата уже сформировали фракцию под названием “Уходить значит уходить”, призывающую к шестикратному сокращению иммиграции.

В то время как крупные города, такие как Лондон, имеют традиционно наибольшую долю иммигрантов среди населения, самые острые за последние 20 лет подъемы иммиграции пережили в основном небольшие поселения. И чтобы понять антипатию британцев к иммиграции, была проанализирована ситуация в 10 населенных пунктах, где с 2005 по 2015 год отмечен наибольший пропорциональный прирост мигрантов.

В топе списка оказался Бостон (Линкольншир), где за 10 лет число жителей иностранного происхождения выросло приблизительно с тысячи до 16 тысяч. Если в 2005 году один мигрант приходился на 50 местных коренных жителей, то в 2016-м мигранты составляли уже четверть населения города. В 10 районах Британии за тот же период удвоилось число граждан, родившихся вне страны.

Под воздействием иммиграции меняется характер и качество занятости. А для новичков привлекательны места, где жизнь дешевле и хватает работы. Так, например, в 2005 году в районе, где расположен Реддич, и средний дом стоил дешевле, чем по стране. И безработица была ниже средней. Все это привело к тому, что там расцвели рабочие места с низкой квалификацией. Или в том же Бостоне - бывшие ранее сезонными работы (сбор фруктов и овощей) стали постоянными: технологии и новые сорта сельскохозяйственных культур увеличили сезон. Это означает, что люди, выполняющие эту работу, теперь живут там постоянно.

Причем социально-экономическая ситуация в британских регионах, где были отмечены наибольшие всплески миграции, по данным исследований, ухудшилась. В частности, в 2005 - 2015 годах реальная зарплата там падала намного быстрее, чем в остальной части страны. По индексу множественной депривации (показатель невозможности удовлетворения потребностей, учитывающий такие факторы, как доход, здравоохранение и образование), за последнее десятилетие такие районы оказались относительно хуже обеспечены. Из-за высокой конкуренции за рабочие места, падения уровня доходов и, соответственно, снижения потребительского спроса регион перестает быть привлекателен для врачей. Они уезжают в более продвинутые районы страны, а врачебные вакансии не заполняются.

Виноваты ли новички? Иммиграция, возможно, вызвала усиление конкуренции за некоторые рабочие места, что привело к снижению зарплат. Доклад Палаты лордов в  году свидетельствовал, что каждый 1% прироста числа иммигрантов среди коренного населения в трудоспособном возрасте приводит к снижению зарплаты на 0,5% для 10% самых низкооплачиваемых работников (и аналогичному росту зарплат для лучших 10%). Понятно, что районы с высокой долей мигрантов, занятых на низкоквалифицированных рабочих местах, страдают от снижения зарплат больше всего.

*   *   *

Вот так обстоят дела, и британскому правительству, как и другим, надо задуматься о долгосрочных последствиях миграционной политики. А иначе население будет голосовать против интеграции, какой бы выгодной она ни казалась экономистам.

Автор материала:
Александр Сафонов
E-mail: ASafonov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности