Сегодня СМИ сообщили, что новый министр экономического развития предложил провести налоговый маневр. Стратегия, значит, такая. С одной стороны, по просьбе работодателей сокращаем страховые платежи во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) с 30% по 20%, а с другой, повышаем налог на добавленную стоимость с 18% до 21%. Это, по мнению министра создаст для предпринимателей возможность сократить свои расходы на фонд оплаты труда и завести мотор инвестиций, подталкивая экономику к долгожданному экономическому росту. И зарплату при таком раскладе бизнесмены обязательно обелят. Поголовно пойдут с повинной в ФНС. А Минфин, очень любящий НДС из-за того, что собирать его довольно легко, возместит потери фондов за счет федерального бюджета. И бизнесу хорошо, и Минфин не в накладе.
Только кто сказал, что в нашей стране простым арифметическим действием можно описать логику развитию экономики? Да и были уже подобные опыты. С 2005 года снижают и снижают отчисления в ПФР, а теневая занятость растет и растет (с 10 млн. человек в 2004 году до 14 в 2016).
Я бы на месте бизнеса затаился. А что? Представим себе такую картинку. Снизили мне отчисления в социальные фонды, вроде самое время зарплату легализовать. Ан нет. Я стрелянный воробей. Во-первых, если я увеличу фонд оплаты труда (обеляю конвертную часть) меня же налоговая спросит, а где раньше эти деньги болтались? Да и по простате душевной доначислит мне сколько-то денежек за утайку, да штраф попросит, да нервы помотает. Нет, я подожду.
Потребитель тоже напряжется. Братцы, на ровном, светлом месте грабят! При повышении НДС цены точно вырастут. При трехлетнем периоде снижения реальных доходов, я как потребитель еще больше экономить стану. И плевать мне на ваш экономический рост. Сами так растите. И бизнес не сможет продать то, что произвел.
Центральный банк непременно судорогой скрутит. Он с инфляцией борется, а тут такое! Еще на 3% инфляцию поднимают, караул убивают мою монетарную политику.
Минфин и его собратья из субъектов Российской Федерации через некоторое время осознают, что их тоже обобрали: за счет роста инфляции придется думать о дополнительной индексации пенсий и социальных пособий.
Вот такая каша заварилась. И хлебать ее вряд ли захотят – уж больно невкусная.