2018-й закончился - и, как говорится, что посеешь, то пожнешь. А для наступившего 2019-го год ушедший - это посевная. И в прямом, и в переносном смысле.
Во-первых, посеяли увеличение налогов. А это значит, хотело того или нет правительство, увеличение темпов инфляции.
Рост ставки НДС с 18 до 20% уже дал о себе знать. По данным Росстата, инфляция с 1 по 9 января составила 0,46% (среднесуточный прирост - 0,051% против 0,027% в декабре и 0,010% в январе прошлого года).
С 1 по 9 января прошлого года рост цен был 0,16%. А если темпы роста цен, которые были характерны для первых девяти дней нового года, сохранятся до конца января, то по итогам месяца уровень инфляции составит 1,6% (в месячном сравнении) и 5,6% (в годовом выражении). Что превысит расчеты Минфина и Минэкономразвития.
Вслед за этим можно будет ожидать дальнейшего повышения Центробанком ставки рефинансирования, а затем волна инфляции докатится и до ставок по кредитам. И дальше - как по расписанию: удорожание кредитов, снижение инвестиционной активности, экономия на зарплатах… И в конечном счете - новые предпосылки для роста цен.
Некоторые исследователи делают прогнозы по отдельным группам товаров.
Так, аналитический центр при правительстве РФ полагает, что “в 2019 году вклад акциза в прирост розничных цен на бензин Аи-92 будет положительным и составит 3,06 рубля на литр, а вместе с повышенным НДС - 3,59 рубля. По дизельному топливу вклад акциза в прирост розничных цен окажется чуть меньше - 2,4 рубля на литр, а вместе с НДС - 3,07 рубля”.
А цены на продукты, как считает Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров, при самом оптимистичном сценарии “уже в первом квартале вырастут минимум на 8%”. В качестве основных причин называются повышение ставки НДС, рост ключевой ставки и цены на ГСМ.
Но НДС взимается по всей цепочке производства. А значит, повышение ставки НДС отразится не только на отпускных ценах продуктов, но также на стоимости сырья, оборудования и упаковки. По расчетам экспертов Ассоциации, рост ставки НДС на 2 процентных пункта (с 18 до 20%) может привести к повышению себестоимости продукции на 4 - 12%. А если производство сложное, то итоговый рост цен возможен вообще на десятки процентов.
Добавим к сказанному, что Росстат опубликовал уточненную оценку инфляции за 2018 год: рост цен превысил расчеты ЦБ. Центробанк давал диапазон 3,9 - 4,2%, а по факту было 4,25%. Для сравнения: в 2017 году рост цен был всего-навсего на 2,51%. А продукты питания, как уточняет Росстат, в 2018 году подорожали на 4,66%, в 2017-м - на 1,07%.
Во- вторых, в 2018 году Центральный банк РФ поднял ставку рефинансирования, что, естественно, привело к росту стоимости кредитов как для населения, так и для бизнеса.
По оценкам экспертов, ЦБ начал подготовку банковского сектора к снижению спроса на ипотеку из-за роста кредитных ставок, вызванных повышениями ключевой ставки. Да и помимо этого спрос на жилищные займы будет снижаться - из-за роста цен на строительные материалы, на пресловутые ГСМ, а значит - и на квадратные метры.
Так, после декабрьского повышения ключевой ставки ЦБ с 7,5 до 7,75% ВТБ с 1 января повысил ставку по ипотеке на 0,6 п.п. - до 10,1% по стандартным продуктам. Сбербанк с 14 января второй раз повысил базовую ставку по кредиту на новостройки - до 10,5% (в первой половине 2018-го ставка была 9,5%, в конце декабря - 10,2%). А Сбербанк и ВТБ вместе, на секундочку, занимают почти три четверти рынка ипотеки в России.
Так что и новая система финансирования строящегося жилья, и рост ставок ипотечного кредитования, и падение доходов населения могут спровоцировать в наступившем году кризис в жилищном строительстве, считают эксперты.
Окончание следует