Центральная профсоюзная газета16+

Очередной урок непостоянства

На прошлой неделе в Сочи прошел очередной экономический форум. В череде событий, касающихся социальной политики, он вряд ли оказался бы заметным, если бы не одно обстоятельство - заявление Алексея Кудрина о необходимости отложить исполнение “майских” указов президента, особенно указа о повышении зарплаты бюджетников. Причем и аргументы вроде весомые - рост кредитных долгов в регионах с дефицитными бюджетами (а у нас таких регионов аж 52).

Все так, да не так. Да, есть проблемы формирования бюджетов субъектов федерации, но не из-за появления задачи повысить оплату труда бюджетников. Эти проблемы возникли в результате слабой, неразвитой региональной экономики. Кто, скажите мне, мешал экономическим и финансовым властям планировать инвестиционные проекты так, чтобы они последовательно создавали основу финансовой самостоятельности регионов? Яркий тому пример - Сахалинская область: как только на острове заработал терминал по сжижению природного газа, появился профицит регионального бюджета.

ОЭСР ОТМЕЧАЕТ…

Когда возникают вот такие предложения отменить программу повышения оплаты труда, надо очень внимательно перечитать рекомендации международной ОЭСР. Проведя анализ взаимосвязи кризиса 2007 - 2009 годов и социальной политики, ОЭСР сделала важнейший вывод: необходимо видеть не только сиюминутные выгоды от бюджетной экономии, но и ее последствия. Во-первых, сокращение социальных расходов усугубляет и так непростое положение наиболее уязвимых групп. Во-вторых, непродуманная бюджетная экономия может привести к проблемам в будущем.

В частности, отмечала ОЭСР, кризис не только вызвал появление экономических и налогово-бюджетных проблем, но также спровоцировал и социальный кризис. В докладе обращено внимание на тот факт, что в странах, где экономический спад был самым глубоким и длительным, наблюдался и самый сильный эффект домино в плане занятости, доходов и качества жизни. Причем завершение финансового кризиса не привело к автоматическому прекращению кризиса социального.

По статистике, сейчас в странах ОЭСР порядка 48 млн человек ищут работу - на 15 млн больше, чем в сентябре 2007 года! Еще больше - в бедственном финансовом положении. Численность людей, семьи которых не получают никаких доходов от работы, удвоилась в Греции, Ирландии и Испании. Среди наиболее пострадавших такие категории, как граждане с низким уровнем доходов, молодежь и семьи с детьми.

Чем же в долгосрочном плане чреваты рассуждения о том, что сейчас необходимо сделать социальным расходам обрезание? Ведь очевидно, что в этом случае в первую очередь пострадает демография. Понятно же: население, в очередной раз получив от правительства урок непостоянства социальной поддержки, ответит снижением уровня рождаемости. Нам это надо? Думаю, нет. Хочется спросить авторов предложений сократить расходы на соцполитику: может быть, вы прекратите рассуждать о необходимости повысить пенсионный возраст - хотя бы пока не перестанете создавать проблемы, из-за которых в будущем снизится количество трудоспособных граждан? А то как-то нелогично получается. С одной стороны, плач о нехватке трудовых ресурсов, а с другой - действия, приводящие к их сокращению.

НА ФОНЕ БЕДНОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЙ

Не менее значима проблема сохранения здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения провела исследования, четко показавшие, что увеличение частоты расстройств здоровья, прежде всего психического, тесно связано с бедностью, потерей работы и долгами. Так, в Европейском союзе рост безработицы повышал уровень смертности от алкоголизма на 28%! И это - в благополучной Европе…

Как показывают исследования ВОЗ, в странах с хорошо развитой социальной защитой населения экономический кризис меньше сказывается на состоянии здоровья населения, включая психическое здоровье. Данные по Европе показывают, что в подобных странах экономический кризис далеко не всегда усугубляет разрыв в показателях состояния здоровья между богатыми и бедными слоями населения. Например, в Финляндии и Швеции во время глубокого спада экономики и резкого роста безработицы упомянутый разрыв практически не увеличился, а количество самоубийств даже уменьшилось - потому что продолжали действовать социальные службы и выдаваться социальные пособия. Аналогичная картина отмечалась и в США, где исследователи установили связь между утратой веры в государственное соцобеспечение и ростом числа само- убийств. Данные по странам ЕС говорят о том, что если на программы социальной помощи расходуется свыше 190 долларов на человека в год, то безработица не повышает числа самоубийств.

Что интересно - ВОЗ оценила, какой эффект оказывает государственная социальная политика на предотвращение смертности в результате психических расстройств. Так, реализация активных программ на рынке труда, направленных на сохранение рабочих мест и трудоустройство безработных, ослабляет воздействие экономического кризиса на психическое здоровье. В среднем для стран ЕС повышение уровня безработицы на 1% сопровождается ростом количества самоубийств на 0,8%. А вот вложение в активные программы на рынке труда дополнительных 100 долларов на человека в год уменьшает рост числа самоубийств до 0,4%. И это только сокращение смертности из-за самоубийств! А сколько жизней можно спасти от иных заболеваний, которые обостряются на фоне переживаний из-за экономических неурядиц?..

В ОЖИДАНИИ ЧУДА: “НАПРАВО ПОЙДЕШЬ…”

И здесь мы в очередной раз возвращаемся к непростому выбору экономических путей-дорог.

Первая - самая простая и ума большого не требует: смиряемся с тем, что есть, и пытаемся затаиться до поры до времени - авось в мире все само собой обустроится, и мы вернемся к высоким ценам на сырье. А пока чуда не произошло, сокращаем расходы на социальную политику и оплату труда бюджетников.

Это сейчас в основном и происходит. Вот только в толк никак не могу взять: сокращение - это же как алкогольная зависимость! Выпил - и весь мир опять розовый. Потом отрезвление, а денег на выпивку все меньше и меньше. В этих случаях специалисты советуют переключать внимание больного на что-то другое. В нашем случае - это переключение от сокращения бюджетных расходов на зарабатывание бюджетных доходов.

Второй путь, конечно же, труднее. Во-первых, стоит задуматься о том, чтобы изменить показатели качества работы губернаторов. Вместо количества зарегистрированных безработных (а то в попытках снизить этот показатель вообще не останется зарегистрированных в службе занятости безработных) надо ввести показатель количества созданных рабочих мест с заработной платой выше средней по экономике.

Во-вторых, сколько уже говорилось, что объем нефтепереработки в России отстает от показателей развитых стран в разы! Может, нам на примере нефтехимии провести свое- образный национальный проект типа ГОЭЛРО? И тогда мы будем продавать не нефть, а качественные изделия из нее? Вот вам и проектные решения, которые и рабочие места обеспечат, и увеличение доходов в региональные бюджеты, и импортозамещение не на словах, а на деле. А таких проектов по выстраиванию технологических цепочек сколько реализовать можно!

И в-третьих, опять Счетная палата выявила очередные нарушения в расходовании бюджетных средств. На сей раз “отличился” инновационный фонд “Сколково”. За два года (2014 и 2015) Фонду было выделено, по мнению СП, на 35 млрд рублей больше, чем он реально потратил на проекты создания новых технологий. Вот здесь как раз и есть возможность воплотить идею уважаемого Алексея Леонидовича о сокращении государственных расходов. Тут я всеми руками - за.

Автор материала:
Александр Сафонов
E-mail: ASafonov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности