Из череды министерских коллегий, традиционно собирающихся весной, особый интерес вызывает это бюрократическое священнодействие в Минэкономразвития. А как же - где еще можно в сжатом слоге ведомственного доклада услышать о нашем славном экономическом прошлом и не менее славном экономическом будущем? Особенно будущее завораживает. Кто из нас, скажите, не мечтает быть богатым и здоровым, да еще чтоб за это ничего не было? Ага, все! И чего удивляться мечтам министерства о скором экономическом росте. Мечтать, как говорится, не вредно. Так и что там о мечтах?
Во-первых, сказал министр своей коллегии, рост 3% в год - возможен. Во-вторых, добавил, при условии дополнительных инвестиций в сумме 5 трлн рублей в год. В-третьих, печатать деньги - не будем. Во как! Реально завораживает.
“Некоторые предлагают, чтобы ЦБ эти деньги напечатал, мы такие идеи не поддерживаем, потому что любому экономисту понятно, к каким негативным последствиям это приведет. У нас работа в этом направлении нацелена на то, чтобы на разных фазах инвестиционного процесса стараться риски для конечных инвесторов снижать”, - разъяснил политику роста министр.
Не поняли? Короче, дополнительных денег не будет, их министерство, отвечающее за государственный кошелек, перед своей коллегией не обещало. А будет активная работа, чтобы, значит, уменьшить риски инвесторов. Минэкономразвития будет с рисками бороться! Скажем, есть у инвестора риск - нет дороги от завода до станции железнодорожной. А без дороги как сырье доставишь, как товар повезешь? Самый что ни на есть риск. Вот с этим риском, без денег, и будет министерство бороться. И борьба, ясен пень, будет в его пользу. А будет ли дорога - не важно, главное - борьба.
Или электричество. Как не побороться с риском отсутствия мощностей? Бороться надо! Борьба объединяет, и занятие какое-никакое. В общем, вы поняли. Наша жизнь - борьба.
Тут хочется задать вопрос: а можно без борьбы помочь как-нибудь? Инвесторам, например, на инфраструктурные проекты денег выделить, в инновационных проектах ставку пониженную субсидировать? И - не мешать. Не предлагать поменять НДС на отчисления во внебюджетные фонды. Не бороться - помогать.
И начать с главного - с четкого осознания, где мы и какие мы. А уж здесь главное - не выдавать желаемое за действительное. Вот не далее как в начале года министр развития заявил, что наконец-то мы вышли из рецессии и уверенно растем. Естественно, все обрадовались. А как не обрадоваться, мы же нормальные, нам надоело падать в экономическом плане. Всем хочется хорошего, особенно в материальном плане. Но минул месяц, и специалисты ВЭБа поставили под сомнение этот оптимизм: ВВП в феврале 2017 года к ВВП за февраль прошлого года сократился на 1,5% - против роста на 0,8% в январе.
В целом за январь-февраль экономика РФ, по оценкам ВЭБа, снизилась на 0,4%. Правда, в марте, по данным того же ВЭБа, ВВП вырос на 0,3%. Однако при детальном рассмотрении причин роста в I квартале обращает на себя внимание факт, что промышленность и сельское хозяйство, которые в прошлом году задавали тон за счет экспорта, перестали быть драйверами.
Спасали, как всегда, наши природные богатства: благодаря высоким показателям добычи газа выросла добыча полезных ископаемых. И тут, считает ВЭБ, инвестиционная активность в начале года опять начала снижаться. Объемы строительства - после позитивной динамики во второй половине прошлого года - в I квартале года этого существенно сократились.
В чем же заключается причина роста? Да как всегда - в потребительском спросе. Сколько бы ни призывали расти за счет каких-то других факторов, но экономика растет за счет него. Вот в январе выплатили пенсионерам надбавку в 5000 рублей - и задышала экономика, плечики развернула. Но долго ли эти деньги потратить, и тогда что? Из-за туманности будущих доходов кредитная активность граждан остается на низком уровне. А в бюджетных планах индексация зарплат призрачная.
Но министр - оптимист: “В 2017 году мы ожидаем, что рост будет более широкий, затронет, в том числе, и потребительский сектор, ожидаем восстановления денежных доходов населения, будет складываться положительная тенденция. В целом по 2017 году мы ожидаем рост порядка 2%”. Это интересный жанр - ожидание.
А вот главный экономист ВЭБа и бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач не ожидает, а считает: “Мы считаем, что в промышленности в начале года в целом преобладали негативные тенденции после достаточно уверенного роста во второй половине прошлого года”.
По оценке ВЭБа, “падение ВВП было вызвано сокращением производства в обрабатывающих отраслях (-1,7%), строительстве (-0,6%), торговле (-0,3%), транспорте (-0,3%), а также уменьшением чистых налогов (-0,7%). Положительный вклад в динамику ВВП внесли добыча полезных ископаемых (1,6%), сельское хозяйство (2,0%), обеспечение электроэнергией и водоснабжение (3,4%)”.
Главный экономист Sberbank CIB Антон Струченевский тоже считает, что с экономическим ростом придется подождать - российская экономика находится в стагнации. “Мы связываем это с эффектом базы, - сказал он РИА “Новости”. - Если посмотреть на сезонно сглаженные показатели, то мы не увидим роста в четвертом квартале по сравнению с третьим. Начало этого года тоже не показало серьезного улучшения в экономической динамике, и стагнация продолжается. По данным ЦБ, в первом квартале есть некоторый подъем в инвестициях, но он связан с закупками импортного оборудования и не приведет к росту ВВП”.
Статистика пока благоприятной не выглядит, считает главный экономист “Альфа-банка” Наталья Орлова: “Потребление восстанавливается медленнее ожиданий, восстановления инвестиций у нас с большой долей вероятности тоже не происходит - продолжается сжатие корпоративного кредитного портфеля. Думаю, что по итогам первого квартала рост будет около 0,4%, небольшой плюс. А по итогам года - рост 0,8%”.
Вот как-то так: основные прогнозисты не разделяют оптимизма по поводу роста на 2% в 2017 году.
А что говорят независимые исследования насчет ожиданий? По мнению специалистов Центра развития Высшей школы экономики, “кризис в России завершился, но экономического оживления не случилось, страна на пороге новой стагнации”. Их расчеты показывают, что в среднем за последние три месяца более чем в половине из 82 исследуемых регионов экономическая активность продолжила сокращаться, и уже у шести субъектов РФ долги превышают объем их собственных доходов на десятки процентов.
По данным Счетной палаты за январь-февраль 2017-го, 33 региона нарастили долговые обязательства. Причем в четырех регионах существенно вырос объем именно коммерческих кредитов: в Мордовии и Калмыкии - в 1,2 раза, в Хакасии и Кировской области - в 1,1 раза. Коммерческие кредиты - в отличие от бюджетных - регионам возвращать куда как сложнее. По состоянию на 1 марта, госдолг регионов достиг 2,36 трлн рублей…
Вот и опять вернулись к извечному вопросу: где деньги на стулья взять? Экономика - она как тот разнорабочий сцены из “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова, который без денег вперед ни шагу не сделает.