Центральная профсоюзная газета16+

Росстат хотел порадовать…

ОПЛАТА ТРУДА

Недавно Росстат, наверное, чтобы порадовать трудящихся перед 1 Мая, опубликовал ободряющие данные о росте заработной платы в марте 2016 года. Так вот, дорогие товарищи, цифры выглядят следующим образом. (Далее показатели сравниваются за аналогичные периоды предшествующего года: месяц к месяцу, квартал к кварталу.)

В этом марте среднемесячная начисленная зарплата работников, по оценке, составила 35 570 рублей. Номинальная зарплата с марта прошлого года выросла аж на 9%, а с февраля, но уже текущего года, рост составил целых 5%. Положительную динамику демонстрировала и реальная заработная плата. С марта прошлого к марту этого года она подросла на 1,6%, а с февраля к февралю еще больше - на 4,5%. Напомним, что, по данным Минэкономразвития России, за 2015 год реальная заработная плата снизилась на 8,1%.

Неужели кризис миновал и мы на пороге нового экономического роста? Так хочется весны, обновления! Но радости не получается, поскольку реально располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в марте 2016 года были на 1,8% меньше, чем годом ранее. А в первом квартале этого года в сравнении с показателем за аналогичный период 2015-го - снижение на 3,9%.

Еще больший диссонанс в весеннее настроение вносит квартальный отчет Минэкономразвития. По его данным, первый квартал текущего года показал снижение реальной зарплаты на 0,5%. Да и как может быть иначе? Заработная плата - производная от экономического роста. А по оценке Минэкономразвития России, в марте 2016 года индекс ВВП с исключением сезонности составил -0,1%; ВВП стал на 1,8% ниже, чем в марте прошлого года. В целом за квартал снижение ВВП к показателю соответствующего периода прошлого года оценивается министерством в 1,4%.

Ситуация с оплатой труда в начале 2016 года во многом определяется итогами предшествующего периода развития экономики. Прошлый год был крайне непростой. Высокая инфляция, спад промышленного производства, рост безработицы и неполной занятости, снижение возможностей региональных бюджетов оказывать социальную помощь бедным семьям - все это привело к снижению потребительского спроса населения и промышленности.

Так, по данным Росстата, расходы на конечное потребление за 2015 год сократились на 7,5%. Потребление домашних хозяйств снизилось на 9,6%, сектора государственного управления - на 1,8%. В 2014 году наблюдалась обратная тенденция: динамика потребительских расходов населения и государства увеличилась на 1,5% и 0,2% соответственно.

ПРОИЗВОДСТВО

В промышленности спад инвестиционного спроса был больше потребительского. Валовое накопление за 2015 год сократилось на 18,7%, что хуже показателя 2014 года почти на 11 пунктов. Увеличение спада связано со снижением запасов материальных средств, объем которых сократился на 1,2% ВВП (в 2014-м - снижение на 0,3% ВВП). В то же время значительно увеличился и спад накопления основного капитала (до 7,6% против 2,6% в 2014-м).

В качестве положительного явления можно отметить влияние чистого экспорта на динамику ВВП: экспорт товаров и услуг в 2015 году увеличился на 3,6%, в то время как падение импорта товаров и услуг достигло 25,7% (против, соответственно, роста на 0,6% и падения на 7,6% в 2014 году).

По данным Росстата, в марте 2016 года индекс промышленного производства снизился на 0,5% от показателя годом ранее; в первом квартале падение составило 0,6%. Добыча полезных ископаемых на протяжении первого квартала оказалась на 3,4% больше, чем за первый квартал прошлого года. К сожалению, в этот же период обрабатывающие производства показали падение на 3,1%.

Объем строительных работ в марте 2016 года был на 1,4% меньше, чем годом ранее; сравнение объема работ за первые кварталы двух лет показывает более существенное сокращение. Снижение темпов строительства вызвало серьезное падение в секторе производства строительных материалов. Выпуск цемента снизился на 18,3%, кирпича - на 22,2%, блоков стеновых мелких из ячеистого бетона - на 27,5%, конструкций и деталей сборных железобетонных - на 22,9%.

В металлургии по итогам марта впервые с начала 2015 года отмечается прирост - на 0,3% с марта прошлого года. Однако динамика за первый квартал 2016 года находится в отрицательной зоне (-2,5%, год к году). Темп прироста производства чугуна в марте остается умеренно высоким, а по итогам первого квартала - на 6,3%.

По итогам первого квартала 2016 года экспортно ориентированная химическая промышленность показывает стабильный прирост в 3,0% (к показателю соответствующего периода предыдущего года). По большинству товарных позиций наблюдается рост производства по сравнению с показателями за первый квартал 2015 года: производство удобрений и пластмасс увеличилось на 8,3% и 5,3% соответственно, производство аммиака возросло на 9,3%.

Лучше всего себя чувствует пищевая промышленность. Ограничение импорта позволило поддерживать положительный индекс производства сельскохозяйственной продукции. В первом квартале он вырос на 2,8%. В частности, выросло производство мяса и субпродуктов убойных животных (11,4%), птицы (5,9%), сыров и сырных продуктов (3,1%), молока жидкого обработанного (2,7%).

САМОЧУВСТВИЕ КОМПАНИЙ

Тем не менее 2016 год окажется сложнее предыдущего, уверены 54% работодателей, принявших участие в исследовании по проекту “Банк данных заработных плат” портала HeadHunter. Каждая четвертая (23%) из опрошенных компаний планирует в этом году сокращать персонал. Эти тенденции особенно характерны для крупных компаний, с численностью работников более 5 тыс. человек: 63% работодателей уверены, что год будет сложным, 40% собираются оптимизировать штат.

Сокращать численность в первую очередь будут компании в автомобильном бизнесе (60%), добыче и переработке полезных ископаемых (48%) и розничной торговле (36%), говорится в обзоре HeadHunter. В число самых пессимистично настроенных попали компании из секторов добычи полезных ископаемых, медиа и строительства: 76, 64 и 62% таких фирм, соответственно, негативно оценивают перспективы этого года.

Сокращение идет рука об руку с политикой замещения высокооплачиваемых рабочих мест. Кадровые агентства отмечают, что вакансий становится все меньше, а поиск новых рабочих мест идет дольше. Поэтому пока нет места успокоенности, что кривая в очередной раз вывезет. Все сложно, и правительству нужно активнее разрабатывать программы развития реального сектора экономики.

Автор материала:
Александр Сафонов
E-mail: ASafonov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности