На прошлой неделе Трамп наконец-то привел в действие принятый Сенатом США новый закон об ужесточении санкций против России. Под запрет на сотрудничество подпали 33 российские компании - практически все из военно-промышленного сектора. Случайность? Да нет. Это последовательные действия Америки в конкуренции за глобальные рынки.
Первый заход касался нефтяной и газовой отрасли. Понимая, что России за два десятилетия серьезно продвинулась на рынки Евросоюза (доля экспорта в российской нефтянке в 1992-м - около 35%, в 2007-м - 52,7%), американцы попытались ударить в это место. Не получилось. Ведь, по данным банка “Морган Стэнли”, на Россию приходится 13% мировой добычи нефти, причем из 4,7 млн баррелей суточной добычи 3,5 млн баррелей импортируется в страны ОЭСР. Это больше, чем возможности стран - членов ОПЕК нарастить добычу за счет свободных мощностей.
Американцы не рассчитали (а может, не особенно и задавались этим вопросом), что сокращение Россией поставок энергоносителей вызовет рост цен на промышленную и сельхозпродукцию европейских компаний: дефицит необходимо будет восполнять за счет сжиженного природного газа, а он дороже. ЕС возмутился и не поддержал заокеанских коллег в санкциях в данном секторе (за исключением Польши). Европейцы правильно поняли свои перспективы: это нечестная конкуренция и попытка США ослабить позиции компаний из Европы.
К 2015 году из 244 млн тонн экспортной российской нефти (это 88,6 млрд долларов) 94% пришлось на страны дальнего зарубежья и только 6% - на страны СНГ. А в 2016 году экспорт нефтересурсов достиг 252,8 млрд тонн. И нынешний год тоже вполне успешный: за первый квартал экспорт был на 1,3% больше, чем за тот же период прошлого года.
Итак, с нефтью и газом сорвалось. Тогда надо поискать другие болевые точки, что американские политики - лоббисты своих национальных компаний и сделали (и делали всегда).
Второй по значимости экспортный сектор России - производство вооружений. В 1992 году РФ поставляла оружия всего-навсего на скромные 2,3 млрд долларов. К 2007 году объем экспорта достиг 7,5 млрд долларов - увеличился в 3,3 раза!
В 2009 году доля России в мировом экспорте вооружений составляла 23% (второе место после США - 32%). Количество стран, с которыми наша страна осуществляла военно-техническое сотрудничество, достигло 80, а продукция военного назначения отправлялась в 62 страны. Среди военной продукции доля высокотехнологичной (самолеты) равнялась 40%.
В 2016 году экспорт вооружений достиг рекордного значения - 15 млрд долларов, с 1992 года он увеличился в 6,5 раза! И среди главных покупателей - крупнейшие страны: Китай, Индия. А 2017 год стал прорывным в смысле вхождения на традиционный рынок США: поставка противоракетных оборонительных комплексов в Турцию и Саудовскую Аравию, ориентированные на НАТО. Это самый быстрорастущий рынок вооружений, поскольку 82% прироста закупок приходится на арабские страны, скупающие новейшие истребители и системы ПВО.
В совместном производстве ракетно-зенитных комплексов заинтересован Израиль. Ну как, скажите, США могли стерпеть такую обиду? Вот и воспользовались предлогом.
Но не только объем экспорта в этих отраслях злит американцев. И добыча нефти и газа, и производство вооружений дело не только прибыльное, но и требующее долгосрочных инвестиций и передовых технологий. Поэтому задачка посложнее будет - попытаться остановить прогресс России в этих отраслях. Иначе - потеря мирового лидерства, как это случилось с производством ширпотреба, где безраздельно лидирует Китай.
Пока американские санкции не затронули еще одну быстроразвивающуюся экспортную отрасль - сельское хозяйство (в 2013 российский экспорт равнялся 16,2 млрд долларов, в 2016 - 17 млрд). Но если мы будем и в этом направлении наступать им на пятки, то, помяните мое слово, и здесь увидим попытку насолить нам санкциями.
Вообще США нередко использовало данный механизм для защиты своих экономических и политических интересов. После Второй мировой войны санкции вводились 204 раза, причем американцами - 140 раз , в 2/3 случаев. В период с 1918 по 1994 год США 54 раза атаковали своих противников санкциями. А с 1993 года применили эти методы уже почти 90 раз!
Америка всегда пыталась оказать давление на непокорных. Закон США о торговле от 1974 года (ст. 402) предусматривает возможность использования целого набора экономических санкций. В том числе запрет на предоставление кредитов и отказ в режиме наибольшего благоприятствования (ограничение поставок товаров и услуг). Понимая, что односторонние санкции часто не срабатывают, американцы в 1996 году дополнили свое законодательство правом устанавливать ограничения в отношении третьих лиц. И впервые применили это к Ирану.
Сам американский бизнес по-разному относится к такому подходу властей. Например, многие экономисты отмечают, что применение США санкций против Кубы, Ирана, Северной Кореи и еще пяти стран приводит к потере от 1,3 до 1,6% от общего объема экспорта. Если кто-то думает, что Северная Корея в этом списке из-за ядерных испытаний, то ошибается: санкции Вашингтон ввел аж в 1950 году, когда об испытаниях и речи быть не могло. Сирия подпала под санкции в 1979 году. Этот же год стал отправной точкой для экономической войны с Ираном.
СССР подвергся санкционной атаке в 1951 году. Для начала было денонсировано соглашение о торговле от 1937 года, что отменило благоприятный торговый климат и затруднило экономическое и торговое сотрудничество. Такое положение дел было оформлено в 1974 году поправкой Джексона - Вэника. Лишь в 1992 году ее применение было заморожено, но не отменено. Как говорится, ничего нового, ничего личного - только бизнес и политика.
Кстати, в 1949 году США и их союзники создали специальный координационный орган по контролю за экспортом, чтобы предотвратить попадание в СССР стратегических товаров и высоких технологий. Комитет просуществовал до 1994 года. Но даже его упразднение не изменило ничего. Россию, например, относят к третьей категории стран (вместе с Албанией, Афганистаном и еще 50 странами), которым фактически запрещено поставлять сверхмощные компьютеры.
Американский исследователь Гэри Хаф- бауэр проанализировал эффективность санкций в отношении оппонентов. Картинка получилась интересная: санкции эффективней, если применять их к дружественным или нейтральным странам. Так, почти 50% успеха - в случае применения санкций к дружественным странам, 33% успеха - к нейтральным странам, и только 19% санкций можно считать успешными в случае их применения к враждебным странам. Но прекратить с помощью санкций военные действия враждебных стран не удалось ни разу.