Центральная профсоюзная газета16+

Условия для роста - около нуля

Наступившая неделя обещает в качестве результата работы правительственной бюджетной комиссии окончательное утверждение прогноза социально-экономического развития страны и проекта бюджета на 2017 - 2019 годы. Сентябрь и начало октября выдались напряженными для всех участников процесса. Оно и понятно: в условиях экономической рецессии и падения бюджетных доходов всем министерствам требуется приложить максимум усилий для сохранения своих бюджетных позиций. Минфин же, напротив, старается максимально сократить расходы федерального бюджета.

ЗА СЧЕТ ГРАЖДАН И ПРЕДПРИЯТИЙ

Первый бой случился внутри финансово- экономического блока. Камнем преткновения стал прогноз. Кто-то скажет: а что в этом важного, подумаешь - 4% инфляции или 5%? Нам от этого не тепло и не холодно. Ан, нет. На самом деле все показатели, которые закладываются сейчас в прогноз социально-экономического развития России, будут затем определять и линию поведения Минфина.

Итак, Минэкономразвития растаивал на более оптимистичном для рубля курсе в 2017 - 2019 годах: 65,5, 64 и 64,5 рубля за доллар. Минфин, наоборот, хотел и, кажется, добился включения в прогноз более низких для рубля позиций: 67,5, 68,7 и 71,1 рубля за доллар соответственно. Обратите внимание: в цифрах отражены диаметрально противоположные взгляды: Минэкономразвития видело укрепление рубля, Минфин - снижение.

Что же это означает для компаний и граждан? Прежде всего то, что уровень инфляции будет более высоким, чем хочется видеть Минфину и Центральному банку. Иначе как объяснить, что при сохранении всех других макроэкономических параметров (цена на нефть, сальдо торгового баланса, объем промышленного производства) рублю прописали ослабление?

Мне в этом видится желание Минфина за счет граждан и предприятий пополнить федеральный бюджет. Понятно, при более слабом рубле долларовые доходы нефтяных компаний будут обменены при уплате налогов на большее количество рублей. При этом пострадают интересы компаний промышленных, поскольку для них оборудование, комплектующие и сырье будут обходиться дороже. А нам с вами придется за это все заплатить. Кто-то же должен компенсировать производителю возросшие издержки. Естественно, возрастет цена и на потребительские товары, ввозимые из-за рубежа (автомашины, бытовая техника, одежда и т.п.).

Обратите внимание, что самый низкий курс рубля Минфину хочется видеть в 2019 году. Это, наверное, связано с ожиданием в том году каких-то изменений после президентских выборов.

И опять расхождения имеют отнюдь не теоретическое значение. Пониженные параметры инфляции, закладываемые в трехлетний бюджет, позволят Минфину, с одной стороны, планировать и пониженный уровень финансирования защищенных статей (сюда, прежде всего, относится ежегодная индексация пенсий и социальных пособий, оплата труда работников бюджетной сферы и т.п.). А значит, каждый год в случае превышения параметров инфляции Минфин будет требовать сокращения расходов на другие статьи бюджета. С другой стороны, пониженный уровень инфляции позволяет создать “скрытые” дополнительные доходы федерального бюджета, которые могут использоваться в различных ситуациях по-разному: либо будут “чудесным” образом найдены возможности выполнения объявленных ранее обязательств, либо эти дополнительные доходы будут отправлены на накопления.

В СТОРОНУ СНИЖЕНИЯ

Пересмотр Минэкономразвития (под нажимом Минфина) двух показателей - инфляции и курса рубля - изменил и прогноз показателей экономического роста. После дискуссии с Минфином экономическое ведомство понизило свои оценки роста экономики в 2017 году с 0,6 до 0,4%. И на 2018 - 2019 годы этот показатель тоже пересмотрен в сторону снижения: с 1,7 и 2,1% до 1,6 и 2%. Иными словами, 2017 год, по мнению Минфина, практически ничего не изменит в экономической ситуации и обещает быть очень напряженным. А 2018 - 2019 годы не принесут кардинального перелома, и мы еще долго не увидим достижения докризисного уровня в промышленности и доходах.

В обновленном прогнозе увеличиваются также показатели оттока капитала. Так, прогнозируется бегство капитала до 20 млрд долларов в 2017 году (в прежнем варианте было 18 млрд долларов). Самое интересное, что ведомства финансово-экономического блока настолько не верят в успехи проводимой политики (по созданию благоприятного инвестиционного климата, возможности роста потребительского спроса и участия государства в инфраструктурных проектах), что прогнозируют ускорение оттока каптала из страны до 25 млрд долларов в год в 2018-м и 2019-м. Честное слово, хочется задать тривиальный вопрос: а за счет чего тогда будет обеспечен планируемый рост и что делается, чтобы избежать бегства капитала? Или показатели роста - так, для проформы?

Вместе с тем, по мнению оппонента Минфина, заместителя председателя ВЭБа Андрея Клепача (бывшего замминистра экономического развития, курировавшего разработку прогнозов и стратегий), в сложившихся условиях для существенного снижения курса рубля нет оснований. Клепач также прогнозирует, что отток капитала продолжит снижаться.

ВСЕМ ИЗЫСКИВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

И наконец, о самом интересном. Как видит финансово-экономический блок приоритеты в расходовании бюджета на ближайшую трехлетку?

Бросается в глаза заявление о готовности выполнять “майские” указы президента о повышении заработной платы бюджетникам. Фу, можно вздохнуть. Но! Опять это проклятое “но”. Когда внимательней вчитываешься в способы, которыми ведомствам предлагается выполнять это обязательство, появляется как минимум легкое беспокойство. Минфин постулирует замораживание расходов на уровне 15,8 трлн рублей. Ряд министерств - Минтруд, Минздрав, Минобрнауки - были ограничены в 2016 году в расходовании средств на оплату труда подведомственных учреждений (30% лимит). В 2017 - 2019 годах им “рекомендовано” изыскивать на оплату труда 70% за счет других статей федерального бюджета (читай - за счет сокращения расходов и за счет самоокупаемости, то есть увеличения объема оказываемых платных услуг).

Второе знаменательное событие - это то, что расходы на ВПК предполагается ежегодно сокращать на 6%. Наверное, потому-то Минфин и требовал от Минэкономразвития снизить прогноз экономического роста. Ведь без инвестиций и без увеличения потребительского спроса сокращение расходов в ВПК по цепочке приведет к сокращению производства в металлургической и смежных отраслях.

Ну и третье, на закуску: всем ведомствам предлагается продолжить изыскивать возможности сокращать расходы на 10% ежегодно по другим направлениям.

Как итог: бюджет будет маленьким, расходы тоже, и условия для роста - около нуля.

Автор материала:
Александр Сафонов
E-mail: ASafonov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности