Как ожидает правительство, 2017 год должен стать переломным в экономике страны. В воздухе витают большие надежды, что вот-вот ситуация поменяется к лучшему. Министр экономики на встрече с президентом уже доложил о предполагаемом росте доходов населения, росте потребления и, естественно, будущих положительных темпах экономического роста. Впрочем, эти прогнозы были сформулированы и в основных направлениях бюджетной политики, которые Минфин представлял в прошлом году в Госдуме в пакете с проектом бюджета на 2017 год.
Центробанк тоже ожидает снижения темпов инфляции до планируемых 4%. Все ожидают перемен, перемен к лучшему. И вроде цифры Росстата по инфляции за январь эти надежды подкрепляют. Сами посудите, в январе индекс потребительских цен составил 100,6%, что на 0,4% меньше, чем в январе 2016 года.
Статистики зафиксировали в прошедшем месяце, с одной стороны, рост стоимости некоторых видов плодоовощной продукции. Например, если цены на молоко питьевое увеличились на 1,1%, на сметану - на 1%, то свежие помидоры и огурцы подросли в цене на 23,4% и 20,8% соответственно, виноград - на 11,3%, а лук репчатый - на 6,8%. Рыбка подорожала на 0,9 - 1,2%, сыр - на 1,4%.
С другой стороны, снизились цены на апельсины - на 7,9%, сухофрукты - на 0,6%, крупу гречневую - ядрицу - на 1%, пшено - на 0,6%, муку - на 0,2%, печень говяжью - на 0,1%, сахар - на 2,4%. Даже в бистро, столовых, кафе и ресторанах в среднем ценник подешевел на 0,7%.
Всего на 1% подорожал условный (минимальный) набор продуктов питания в среднем по России - до 3726,4 руб. к концу января.
Правда, лекарства, за редким исключением, продолжают ценовое ралли. Так, подорожали: настойка пустырника - на 4%, колдрекс - на 3%, офтан катахром, флуоцинолона ацетонид, эссенциале форте Н, диазолин, корвалол, йод - на 1,9 - 2,5%. А вот вечный валидол подешевел на 3,1%, сульфацетамид - на 2,8%.
Дорожало дизельное топливо (на 2,1%), легковые автомобили, сигареты с фильтром отечественные, бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.), сухие корма для домашних животных, еженедельные газеты в розницу, альбомы для рисования, стеклянная посуда и стекло оконное листовое (на 0,9 - 1,1%).
Снились в цене на 0,2 - 0,4%: порошок стиральный, машины стиральные автоматические, печи микроволновые, дрели электрические, мониторы для настольных компьютеров, лампы электрические, а также отдельные виды одежды и обуви весенне-зимнего ассортимента и бумажно-беловых товаров.
Как всегда, “порадовали” тарифы городского транспорта. Проезд в троллейбусе и трамвае стал обходиться дороже на 11,3%, в муниципальных автобусах и маршрутных такси - на 7,3% и 3% соответственно.
Не стояла на месте и стоимость услуг: на 0,9 - 1,2% увеличились цены на ритуальные услуги, услуги прачечных, бань и душевых, ателье и на ремонт обуви.
Наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде стал дороже на 2,1%, а плата за капремонт - на 3,4%.
Больше на 0,9 - 1,9% придется платить за радиоточку, за один день посещения детских яслей-сада, за отдельные виды медицинских услуг, а также за билеты в музеи и на выставки.
А что говорят альтернативные исследования?
По данным исследовательского холдинга РОМИР, который разработал собственную методику расчета статистического индекса-дефлятора, отражающего реальное изменение общего уровня цен на товары и услуги, потребительская инфляция была значительно выше. Эта методика основывается не на сведениях о ценниках, а на собираемых с потребителей данных о реально совершенных покупках по реальным ценам.
И в январе рассчитанный индекс-дефлятор РОМИР составил 3,2% (напомним, по данным Росстата - 0,6%), то есть превысил официальный показатель в 5 раз. По данным РОМИР, цены на продовольственные товары увеличились на 7%, алкоголь стал дороже на 12%.
А как мы выглядим на фоне других стран? Да вроде совсем неплохо (по данным Росстата, а не РОМИР).
В Великобритании потребительские цены в январе, по данным Национального статистического управления (ONS), выросли на 1,8% по сравнению с показателем за тот же месяц 2016 года (в декабре 2016 года тоже выросли на 1,6%).
В ФРГ, по данным Федерального статистического управления, потребительские цены по сравнению с показателем за тот же месяц 2016 года выросли на 1,9%. Как и в России, росли цены на бензин (на 2,2%) и дизельное топливо (на 1,9%). Также подорожали продукты питания (на 0,8%), алкоголь и табачные изделия (на 0,2%), а вот цены на одежду и обувь, наоборот, упали (на 4,9%).
За тот же период, по сведениям Государственного статистического управления КНР, цены потребительских товаров увеличились на 2,5%.
В Белоруссии Национальный статистический комитет (Белстат) зафиксировал рост цен на продовольственные товары на 1,2%, на непродовольственные товары - на 0,8%, а рост цен и тарифов на платные услуги в январе составил 0,3%.
Не обошла стороной инфляция и Италию. В январе 2017 года, по данным Итальянского статистического агентства (Istat), потребительские цены по отношению к уровню января 2016 года выросли на 0,9%. В том числе на продукты питания - на 2,3%, на алкоголь и табачные изделия - на 1,8%, на одежду и обувь - на 0,5%. Расходы на транспорт выросли на целых 3,2%.
Япония и Индия демонстрировали снижение уровня инфляции на 0,2% и на 0,24%.
Все без исключения страны озабочены: в условиях снижения темпов роста зарплаты инфляция сокращает реальные доходы населения, что наиболее ярко продемонстрировала наша экономика. Но в том-то и загвоздка, что в России борьба с инфляцией не может рассматриваться как единственное средство борьбы с бедностью, поскольку минимальный размер оплаты труда остается ниже прожиточного минимума для работающего человека. И даже если мы сведем инфляцию под корень, это только стабилизирует сложившееся соотношение МРОТ и прожиточного минимума, но не более. А пока, по словам вице-премьера О.Ю. Голодец, у нас почти 5 млн работников получают такую зарплату.