В последнее время данные Росстата вызывают у общественности некоторые дискуссии. Действительно ли они отражают реальное положение дел в экономике? Или “рисуют” желаемую картинку?
Последние данные Росстата о среднедушевых доходах населения в III квартале - рост на 7,8% год к году (г/г). Во что - на фоне-то роста ВВП за 9 месяцев всего на 0,7% - многим верится с трудом. Особенно когда говорят еще и о реальном росте доходов в III квартале на 3,3%, а реальных располагаемых доходов - на 3%. И если с доходами так хорошо - где рост потребления? Ведь исследовательская компания РОМИР сообщает: “…в сентябре наблюдается падение реальных расходов на 2%”, а реальные расходы - выросли на 4,1% г/г. И где здесь рост доходов на 7,8%?
Росстат в ответ поясняет, что основная причина столь быстрого роста - “опережающий рост доходов от трудовой деятельности, доля которых составила 76,9% в структуре доходов населения в III квартале 2019 года, а также низкая база III квартала 2018 года”. То есть иные доходы (пенсии, пособия, доходы от собственности) растут медленнее. Вроде разумно.
Одна загвоздка - рост доли доходов от трудовой деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Повысили пенсионный возраст - вот и чисто статистическое изменение структуры доходов в пользу зарплат: пенсии определенной возрастной группе не платят, и основным ее доходом остается только зарплата (раньше - и зарплата, и пенсия). Притормозили с индексацией пособий - и та же картина. А может быть и наоборот - очень быстрый рост зарплат. Но все эти явления Росстат не рассматривает. Он просто говорит, что “в наибольшей степени выросла зарплата… Ее доля в структуре доходов - 56,4%. Подобная ситуация характерна для III квартала на протяжении нескольких последних лет”. Кстати, это противоречит обычной тактике Минфина, который индексировать зарплаты бюджетников старается в IV квартале, чтобы экономить бюджетные деньги.
Росстат говорит и о росте “серых” зарплат: “…иные доходы от трудовой деятельности, включая “серую заработную плату” (доля в структуре доходов составляет 14,1%), выросли на 7,3% по сравнению с III кварталом 2018 года”. А здесь - совсем сложно. За счет чего “серые” зарплаты выросли? Если платежеспособный спрос падает, то откуда у населения средства платить наличными за услуги? А если “серые” зарплаты растут из-за оптимизации налоговых платежей организациями, то тогда, по экономической логике, не должны расти “белые” зарплаты. Согласитесь, глупо использовать “серые” схемы и одновременно индексировать “белую” зарплату. Или одно, или другое. Но у Росстата - и то, и другое.
Далее статистическое ведомство показывает, что пенсии и иные соцвыплаты росли медленней трудовых доходов: “…рост социальных выплат, включающих пособия, пенсии и иные обязательства государства, также превысил уровень инфляции и составил 6,3% (по сравнению с III кварталом 2018 года)”.
А рост доходов от собственности, включая выплаты по вкладам, дивиденды и т.п., в III квартале дал наименьшую цифру: на 5,8%. Что объяснимо: ставки по вкладам плавно движутся вниз, а из-за снижения доходов снижаются и доходы от аренды.
О некотором замешательстве при оценке реальных тенденций в уровне жизни косвенно говорят не только данные о слабом росте ВВП. Оборот розничной торговли в III квартале замедлился до 0,8% - после роста за II квартал на 1,6%. “Где деньги, Зин?!”
Корпоративное кредитование по-прежнему стагнирует. В сентябре корпоративный кредитный портфель снизился на 0,7%, отчасти - из-за укрепления рубля. А если без влияния эффекта валютной переоценки, то рост корпоративных кредитов был 0,1% м/м.
Не укладываются в логику статистики доходов и данные по инвестиционной активности. Эксперты “Локоинвеста”: “…годовой прирост корпоративного кредита составил 2,9% г/г и 3,4% г/г с исключением влияния валютных курсов. Это минимальные годовые темпы роста с февраля 2018 г.”. И абсолютный размер корпоративного кредитного портфеля, по их оценке, примерно как в начале 2016 года, а качество этого портфеля не улучшается - просрочка порядка 8%. И где здесь основа для роста доходов?
Кроме того, из сермяжных вопросиков: как правило, лето с его отпусками - это затишье и в экономике, и в зарплатах. И где здесь место росту зарплат? Например, в тот же период 2018 года рост реальных доходов затормозился до 0,2% после роста на 1,1% во II квартале. А сейчас картинка иная. Нестыковочка.
И из неудобных вопросов: а почему рост номинальной зарплаты за 8 месяцев 2018 года на 11% не дал в том году такого роста реальных доходов, как в 2019? Ответа нет. Недодумали.
К тому же, по статданным, все I полугодие реальные доходы россиян стабильно падали. И Минэкономразвития вынужденно снизило прогноз реальных доходов населения на 2019 год в 10 раз - с 1 до 0,1%.
И тут - вот оно, чудо!
Неважно, что сомневаются эксперты, Счетная палата, да и граждане. Важно, что Росстат не сомневается. Многих коллег в этом ведомстве знаю лично и уважаю, но наверное, что-то им мешает. Все-таки надо бы Росстат, как Росархив, подчинить президенту.