Отрекаясь от общих с Россией языка, истории и культуры, официальный Киев отказался от собственной духовности. Их государство не состоялось потому, что элита потеряла человеческий облик. И рядом с Россией мы вдруг увидели дикое поле, царство мрака, где множатся зло власть имущих и страдания простых людей.
Что есть человеческого в тех, кто привез на Крещатик во время “майдана” грузинских снайперов стрелять в спины своим согражданам? А в тех, кто задушил в одесском Доме профсоюзов беременную женщину, сжег живьем десятки стариков и детей? Или в тех, кто многие годы убивал малышей, насиловал женщин Донбаса? В Донецке ведь огромный комплекс захоронений детей, убитых украинской армией!
Разрушение памятников Пушкину влечет за собой расчеловечивание - уничтожение украинцами малазийского “Боинга” и самолета с украинскими же пленными, пытки в подвалах СБУ (совсем как в гестапо), разрушение плотины на Днепре, глумление над православными священниками, ракетные обстрелы мирных жителей, омерзительную череду терактов… Современная Украина стремительно приближается по масштабам зверств к бесчинствам фашистских оккупантов в годы Второй мировой войны. Когда эта нацистская “элита” отказалась от общих с Россией корней, оказалось, что никакой собственной культуры у нее нет. И, увы, быть не может.
Правящий слой взял себе за правило воровать деньги на Украине и выводить их на Запад. Но нацию на этаком не построить. И на фальсифицированной истории этого не сделать, и на симбиозе местечковых наречий, употребляемых вместо языка. Потуги духовных нищебродов вызывают только жалость и презрение. А животную ненависть ко всему русскому убогих киевских властителей нам вообще никогда не понять.
Разумеется, народу, оказавшемуся жертвой этой вакханалии, можно только посочувствовать, его винить в происходящем трудно. Люди по телефону с родственниками в России боятся говорить потому, что за неосторожное слово, тем более - высказанные взгляды на Украине убивают. Знаменитого писателя Олеся Бузину, участника Лихачевских чтений в нашем университете, убили в центре Киева среди бела дня. Выстрелом в спину. Моего знакомого журналиста Павла Шеремета также в центре Киева взорвали в автомобиле. (Зря уезжал и из Минска, и из Москвы.) И так далее.
Глядя на печальную судьбу несостоявшегося государства, нам надо извлекать уроки из их опыта. И, что особенно важно, из своего собственного. Мы в России на рубеже эпох сделали немало ошибок. Стояли на краю пропасти. И только с приходом к руководству страной Владимира Путина начали шаг за шагом от пропасти отходить.
Восстановили суверенитет, вдохнули новую жизнь в промышленность, создали небывалый за последние сто лет уровень сельского хозяйства. Россия отстраивает и города, и глубинку, вкладывает огромные средства в образование, медицину, культуру, укрепление семей. Проблем, конечно, море. Но в обществе сформировано нетерпимое отношение к чиновничьему произволу и хамству, созданы серьезные заслоны криминалу, поставлены на место голозадые “журналистки”, вечно пьяные “балерины”, безмозглые моргенштейны и милохины. Государство всерьез взялось за “блогеров”, бессовестно паразитирующих на малограмотной части населения. Идет духовно-нравственное возрождение.
Россия, в отличие от Украины, уверенно смотрит в будущее. Полагаю, благодаря фундаменту - великой культуре и пониманию важности опоры на лучшее, что есть в людях.
Нам есть у кого учиться, на кого равняться. Расскажу одну из историй, во многом определяющих мое мировоззрение, отношение к жизни.
В начале 90-х, став ректором, я пригласил на работу Михаила Боброва, второго в современной истории города на Неве Почетного гражданина (первым стал академик Д.С. Лихачев). В составе отрядов наших альпинистов он бился с фашистскими горными стрелками на Кавказе, участвовал в операции по сбросу установленного врагом флага на Эльбрусе, трижды попадал в лавины. А после войны в составе советской делегации в Риме несколько раз замечал на трибунах неподалеку вроде бы знакомое лицо человека из другой зарубежной делегации. Оказалось, знаменитый в Германии спортсмен Отто Бауэр. Оба четко вспомнили обстоятельства знакомства. В плен его брал Бобров! Русские с немцами встретились в бою - по 15 человек с каждой стороны, на горном перевале. И наши перестреляли немцев. Когда спустились к ним подобрать документы, оказалось, убили не всех. Двое были только ранены.
Что русские должны были сделать по страшной логике войны? - Да пристрелить врагов, и дело с концом!
Так нет же, наши тащили на себе раненых фрицев несколько километров по высокогорью, по глубокому снегу. Передали жителям. Те пленных выходили и отправили в тыл. Где эти самые немцы благополучно дождались возвращения в Германию.
Скорее всего, в том советском отряде и украинцы были. Только их дети и внуки отказались от нашего общего прошлого. У украинцев теперь модно пытать пленных, стрелять им, беспомощным, по ногам. Глумиться, отрезая раненым части тела...
А мы в России от наших общих героев и их подвигов не отказались и никогда не откажемся. Это образы и образцы. У нас есть настоящие идеалы и твердые ценности. Именно поэтому Россия - не Украина. И у нас другая судьба.