Во всем, конечно, виновато глобальное потепление. Даже когда внезапно холодает. Ведь еще Ломоносов нас учил: если где-то что-то убавится, то в другом месте прибавится. Поэтому, видимо, именно за счет того, что в другом месте потеплело, центральную Россию вдруг навестили аномальные морозы.
Впрочем, не такие уж и аномальные. Всего-то за минус двадцать, хотя временами и под минус тридцать. Что поделаешь, отвыкли, расслабились. Поверили Грете Тунберг, вздорной девчонке. Оказалось, зря.
Нет, люди-то выдержали. Особенно “старожилы”, которые помнят тридцатиградусные морозы в Москве в начале нулевых. Да и генетическая память подсказывает: нормальная, штатная погода, как-нибудь перетерпим. А вот инфраструктура местами подвела. Представим себе гражданина, который застрял на два с половиной часа в обесточенной холодной “Ласточке” между Нижним Новгородом и Москвой, потом, наконец, добрался до вокзала и отправился в свое Алтуфьево, где - сюрприз! - аккурат в это же время отключили свет и отопление.
Справедливости ради, отключения затронули не столь уж и большую долю населения, но урок получили все. Нет уже прежнего психологического комфорта. Мы понимаем, что то же самое могло бы произойти в каждом районе, с каждым домом. А зима, заметим, еще не кончилась, и у Мороза-воеводы есть еще время, чтобы пойти по второму и третьему кругу. А вот у местных властей времени, чтобы резко улучшить состояние сетей, уже нет. Остается надеяться на чудо.
Не хочется судить и рядить о том, кто виноват в зимних ЧП - федералы, регионалы или муниципалы, государевы люди или частники. Тем более не хочется рассуждать о том, как нам реформировать ЖКХ, чтобы такое не повторилось, - на это есть специалисты. Но нельзя не обратить внимание на географию происшествий.
В Москве случилась точечная авария на севере города - пожар на трансформаторной подстанции. В результате без электричества, тепла и воды остались десятки домов в Алтуфьево, Отрадном и Бибирево. Можно сказать, что система в целом выдержала, а единичный случай - он на то и единичный случай, чтобы разбираться с ним отдельно, не замахиваясь на капитальный ремонт всей системы.
Совсем иная ситуация в Московской области. Здесь аварии имели множественный характер. Прорвало сразу и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке. Солнечногорск, Балашиха, Лобня, Подольск, Химки, Люберцы, Раменское, Наро-Фоминск. Система рухнула? Или системы вообще нет?
Вот ситуация в Подольске, как ее описывают в наших соцсетях. Отопление на части территории города отключилось из-за аварии в котельной местного патронного завода. Завод, понятное дело, - режимное оборонное предприятие, поэтому ремонтная бригада туда смогла проникнуть не сразу. При этом завод частный, государству не подчиняется, а его собственники и вовсе находятся за границей. Какая-то шизофреническая трагикомедия.
Со временем мы узнаем, благодаря чему мерзли жители в остальных пострадавших районах. Возможно, следователи расскажут нам о не менее удивительных историях. Но есть закономерности, которые шире конкретных ситуаций и выше воли или безволия отдельных людей.
Что в первую очередь отличает Московскую область? Колоссальный рост населения. За последние полтора десятилетия численность населения региона выросла на 2 млн человек - с 6,5 до 8,5 млн. Можно сказать, что это произошло исключительно благодаря миграции, причем почти каждый четвертый из новых жителей области - “иностранец”, то есть выходец из бывших советских республик.
Мало того, этот миграционный поток распределяется по территории области крайне неравномерно. Вряд ли многие едут в Лотошино, Талдом или Серебряные Пруды. Эти окраинные районы ничем не отличаются от обычной русской провинции. Мигрантов же прежде всего интересует ближнее Подмосковье. Но ведь и аварии в ЖКХ случились именно в ближайших к Москве районах! Вряд ли это можно назвать совпадением.
Именно там всё строятся и строятся “человейники”. Именно там возникли города, сопоставимые по своим размерам с областными центрами. Тот же Подольск - 350 тыс. человек (как Калуга). Балашиха - 500 тыс. человек (как Рязань).
Естественно, столь быстрый рост порождает неравномерности и диспропорции. Попросту говоря, новые дома подключают к старым сетям. В результате оказывается достаточно небольшой аномалии погодных условий, чтобы инфраструктура не выдержала. А люди всё прибывают и прибывают.
ЧП нынешней зимы - еще один сигнал, говорящий о том, что этот бесконтрольный рост населения московских окрестностей надо остановить. Нужно время, чтобы разобраться, привести хозяйство в порядок. Иначе в будущем нас ждут не только технологические, но и социальные аварии.