Авдеевка взята. Почему это важно?
Во-первых, история штурмов этого города была долгой. Впервые ополченцы Донбасса попытались штурмовать Авдеевку во время обострения конфликта в начале 2015 года. Дебальцево тогда взять удалось, с Авдеевкой не получилось, а вскоре были заключены вторые минские соглашения и авдеевский вопрос был отложен в долгий ящик. Восемь лет ВСУ потратили на то, чтобы превратить город, в котором проживало 30 тыс. человек, в неприступную крепость - более того, в базу для будущего нападения на Донецк.
Неудивительно, что весной 2022 года, после начала СВО, народная милиция ДНР, пополненная мобилизованными, ринулась в лоб штурмовать этот ближайший к Донецку город. Были немалые потери, но вновь пришлось откатиться.
После этого была долгая работа по окружению города. И все же в октябре прошлого года началась операция, конкретно нацеленная на освобождение Авдеевки, которая успешно завершилась только сейчас.
Во-вторых, это первый город, перешедший под российский контроль, с мая 2023 года, когда силы ЧВК “Вагнер” взяли Бахмут (Артемовск). Тогда казалось, что без “вагнеров” брать города у нас некому, да и удерживать взятое проблематично. Авдеевская операция показала, насколько вырос уровень российской армии в целом. Теперь можно подумать о перспективах: после Авдеевки освобождение других городов Донбасса стало выглядеть гораздо реальнее.
В-третьих, и это важнее всего, лишь с освобождением Авдеевки по-настоящему началось выполнение одной из главных задач СВО - “защита населения Донбасса”. Дело в том, что после начала спецоперации линия соприкосновения была отодвинута всюду, кроме того самого участка, авдеевского, с которого украинская артиллерия обстреливала густонаселенную донецкую агломерацию. И вот наконец-то дело сдвинулось и на этом участке.
Это не значит, что Донецк отныне становится городом, безопасным для жизни. У ВСУ есть еще и ракеты, и дальнобойные РСЗО, и беспилотники, которые они обязательно будут пытаться применять для террора против мирного населения. Но теперь по степени опасности Донецк примерно сравнялся с Белгородом, который регулярно сталкивается с такими же угрозами. Уже это можно считать облегчением для жителей; по крайней мере говорят, что после освобождения Авдеевки цены на недвижимость в Донецке пошли вверх.
Теперь посмотрим на последствия для Украины.
Разрушение мифа о неприступности авдеевской цитадели не укрепило моральный дух украинцев, равно как и репутацию их нового главкома Сырского. Стало очевидно, что в его голове царит шизофренический конфликт между военными и политическими соображениями. Военные соображения говорили о том, что город на грани окружения надо оставлять, а политические требовали удерживать его как можно дольше, в связи с чем в город по оставшимся козьим тропам до последнего заводились резервы.
Когда паническое бегство с оставлением техники и раненых уже невозможно было скрывать, оно было объявлено “отходом на более выгодные позиции”, хотя более выгодных позиций, чем в Авдеевке, нет сегодня не только на всей Украине, но и, может быть, во всем мире.
Все более проблематичной становится новая мобилизация на Украине. Одно дело пойти воевать в победоносную армию, в рядах которой можно обрести славу, и совсем другое - оказаться на фронте в ситуации, когда лучшей перспективой становится русский плен. Значит, украинские мужчины будут еще быстрее бегать от упаковщиков человеческого мяса.
Неудобно получилось и перед западными партнерами. Зеленский, конечно, бодрится - мол, мы всё вернем, - но по своему поведению напоминает мальчика, который разбил чашку и уверяет родителей, что он ее склеит и ничего не будет заметно. Прошлым летом у украинских стратегов уже был шанс показать, как они умеют возвращать территории. В их контрнаступлении участвовали десятки тысяч солдат, подготовленных в западных странах и до зубов вооруженных натовской техникой, но вместо триумфального прорыва к азовскому побережью получилось лишь выдавить российскую армию из нескольких поселков. Теперь спонсоры Киева еще больше задумаются: а стоит ли бросать деньги в эту бездонную и бездарную прорву?
Таковы итоги авдеевской операции, но это не всё, что следует о ней сказать. Важно помнить, что этот маленький кружок на карте был взят ценой множества человеческих жизней. О каждом из этих людей нам нужно помнить и сделать всё, чтобы их жертва не стала напрасной.