Центральная профсоюзная газета16+

Скромное величие Торжка

Недавний краткий визит Владимира Путина в Торжок привлек внимание всей страны к этому небольшому городу, находящемуся в 60 км от Твери. Я тоже решил освежить свои впечатления от Торжка.

Я бывал здесь летом, осенью, зимой. Теперь, стало быть, побывал и весной. Торжок на рубеже апреля - это полноводная и быстрая Тверца (это плюс) и вихри пыли, поднимающиеся по всему городу (это минус).

Чем известен Торжок? Прежде всего пожарскими котлетами, которые воспел Пушкин. Гостиница Пожарских, где они были изобретены, ныне стала музеем, и котлеты там подают только по субботам, поэтому Путину, проводившему там встречу с работниками культуры, котлеток не досталось. Зато в любой день недели их можно отведать в других местах города, от ресторана при трехзвездочном отеле до простой забегаловки на улице Луначарского.

Но, конечно, не котлетами едиными жив Торжок. Город с населением всего 40 тыс. человек не сидит без дела. Благодаря Путину страна узнала, что в Торжке есть лётный учебный центр. Мне в свое время годами верно служили ботинки местной обувной фабрики. Есть в городе деревообрабатывающее производство, недаром через центр то и дело проносятся тяжелые лесовозы - только успевай уступать им дорогу. И это лишь часть занятий горожан. То есть в городе вроде бы деньги должны быть. Но на его внешнем виде это мало сказывается.

Я бы подобрал Торжку такой девиз: “Скромное величие”. Скромное - потому город тихий, исторический центр небольшой, а протекающая по городу Тверца - река неширокая даже в дни половодья. А величие вы почувствуете, когда увидите город с высокого левого берега. Его купола, его шпили почему-то напоминают мне о Риме, о Константинополе. Как будто бы линза этого ландшафта все увеличивает, всему придает высокий смысл.

Но Торжок легендарен не только своими архитектурными сокровищами, но и их чудовищным состоянием, а также развалом городской среды в целом. Я знаю, что федеральная власть выделяет городу немалые деньги, но на что их хватает? Да, восстал из пепла Спасо-Преображенский собор, еще несколько храмов в лесах, идут работы. В Борисоглебском монастыре восстановлена колокольня, но собор, построенный по проекту Н.А. Львова, самого знаменитого архитектора этого края, все в том же плачевном состоянии.

Да, было отремонтировано несколько домов вдоль реки, выглядят они нарядно, но набережной как таковой в городе нет, а над тем, что есть, грустно возвышаются античные руины Воскресенского монастыря.

Да, в голубенькое здание гостиницы Пожарских не стыдно привезти президента страны, но неопрятная аллея ведет от нее к путевому дворцу Екатерины Великой, который находится просто в убитом состоянии, а по длинной лестнице, спускающейся от него к реке, страшно ходить, настолько разбиты ее каменные ступени.

Суть в том, что вы можете одну за другой точечно отреставрировать достопримечательности, внесенные в специальный список, но это будет напрасный труд, если придет в негодность город вокруг них. Нужно восстанавливать целостную городскую среду.

Для чего нужно? Не только для того, чтобы дети новоторов (так называются жители города) росли среди красоты и опрятности, но и для того, чтобы город мог получать больше доходов от туристов. Они и сейчас здесь бывают, несмотря ни на что. Какие-то вещи в городе делаются специально для туристов. Вот, например, магазин перчаток с ценами почти как в лондонском Harrods. Вот новоторжская пастила по 2500 рублей за коробочку. Конечно, когда туристов мало, с каждого хочется содрать от души.

В свое время упадок купеческого Торжка наступил, когда железная дорога прошла в стороне от него. Сегодня город, наоборот, должен быть готов к тому, что он станет доступнее для путешественников. Во-первых, после достройки тверского участка платной дороги М11 путь на автомобиле от МКАД до Торжка составит всего два часа. Во-вторых, недалеко от города со временем откроется станция высокоскоростной железной дороги (ВСМ), до которой можно будет от Москвы домчаться за час, а от Петербурга - за полтора часа.

Такая перспектива оправдывает куда более серьезные вложения в возрождение города. Торжок мог бы стать нашим Брюгге, жемчужиной из жемчужин. При этом опыт восстановления традиционной городской среды у нас в стране есть. Посмотрите, как это делается в Рыбинске или в Арзамасе. Поэтому, проходя по обветшалым, но все равно прекрасным улицам Торжка, я не чувствую безнадежности. Все возможно, надо только взяться как следует.

Автор материала:
Игорь Караулов
E-mail: ikaraulov@gmail.com

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности