Меня уже давно, со времен “Игры престолов”, не увлекают сериальные новинки. Я не жду от них художественных откровений, поэтому первый сезон “Задачи трех тел” (восемь серий) я посмотрел скорее из идейного любопытства. Что сможет сделать Netflix из трилогии китайского фантаста Лю Цысиня? Как расставит акценты?
Космоопера из КНР - это само по себе уже непривычно. Но Лю Цысиню удалось добиться на этом поле невероятного успеха. В прошлом году сериал по его эпопее сняли в родном Китае (получилось не очень динамично; кажется, что авторы пересмотрели Тарковского). И тут же за работу взялись уже знакомые нам по “Игре престолов” продюсеры Бениофф и Вайс: чем не повод посвятить новинке несколько вечеров?
Сегодня, когда Китай был объявлен в США частью новой “оси зла”, сериал о будущем выглядит как экскурс в прошлое, ведь романы Лю Цысиня вышли в свет во второй половине нулевых годов, в медовое время китайско-американских отношений, в эпоху грез о двуединой “Чимерике” и правления молодого и смуглого Барака Обамы, мыслившего себя президентом всего мира.
Этот дух обамовской эпохи, когда человечество еще жило глобальными задачами и контроль над рядовым донбасским поселком еще не казался важнее спасения редкого вида птиц, очень хорошо чувствуется в сериале (где, по сравнению с первоисточником, стало меньше китайских лиц и больше мультикультурности). Кажется, именно на этот-то идиллический запашок и потянулись зловещие пришельцы, борьба с которыми составляет основу сюжета, хотя сама фабула уходит вглубь, во времена “культурной революции” (китайские астрофизики в ушанках с красными звездами - роскошный клюквенный момент сериала).
На первых порах это напоминает сказку “Теремок”. Молодые ученые, дети разных народов, уютно устроились в старушке-Англии. И тут к ним через виртуальную реальность таинственной компьютерной игры стучатся инопланетяне: тук-тук, а можно мы тоже к вам? Нам, видите ли, очень плохо на нашей планете, мы страдаем, и вы должны нас понять, ведь вы тоже много страдали в странах, откуда вы родом, прежде чем нашли убежище. Впрочем, они уже летят к нам, так что от нашего ответа ничего не зависит.
Лю Цысинь - “твердый” научный фантаст, он не выдумывает таких удобных штук, как нуль-транспортировка, поэтому пришельцам лететь к нам придется по-честному, целых четыреста лет. Казалось бы, можно жить и не париться, но на Земле из-за этой отдаленной перспективы люди уже враждуют и убивают друг друга.
С одной стороны - секта американского миллиардера, который объявил инопланетян богами-спасителями, к пришествию которых надо подготовить человечество, с другой - могущественная спецслужба, желающая дать отпор незваным гостям.
Примечательно, что в сериале не отменены русские. Есть агент зла по имени Татьяна, но есть и “хороший” русский врач с обезьяной по кличке “Коля”. Наконец, в одном из эпизодов герои обсуждают пушкинскую “Сказку о рыбаке и рыбке”; это довольно необычно, в отличие от какого-нибудь Достоевского.
Но как раз Достоевского с его “слезинкой ребенка” в “Задаче трех тел” не чувствуется. К примеру, есть в сериале одна совестливая героиня (и, кстати, единственная красивая актриса). Остальные просто живут, наукой занимаются, а у нее совесть. Ну, как у Сахарова или Солженицына. И вот она придумывает устройство, которое на ее глазах режет на куски сотни невинных детей, чтобы добыть какой-то диск с информацией. А потом из-за мук совести... нет, не руки на себя накладывает, не в монастырь уходит, а просто недели две регулярно напивается. А затем... снова идет работать на ту же спецслужбу с теми же целями. Или: люди хотят запустить навстречу пришельцам ракету с человеком на борту, но по массе человек не проходит, поэтому у подходящего кандидата (неизлечимо больного) удаляют мозг и запускают - мол, инопланетяне умные, они мозг подберут и тело восстановят.
Словом, с гуманизмом в мире сериала что-то не то, и это как раз примета нынешнего времени, когда десятки тысяч детей, убитых в Газе, считаются мелочью, не заслуживающей внимания, а Украина торгует человеческим мясом в обмен на поставки американского оружия.
Но положительный герой в версии создателей сериала должен быть не только жесток. Инопланетная раса во всем могущественнее человечества, кроме одного. Они не умеют врать, а люди умеют. Получается, ложь-то и должна стать главным оружием людей в борьбе с негуманоидами. Как именно это будет происходить, мы, наверное, увидим через год, в следующем сезоне.
Словом, “Задача трех тел” рисует нам не очень радостные перспективы. Впрочем, господство немотивированной жестокости, как и лжи о том, что эта жестокость творится во благо, - это сегодня не антиутопия, щекочущая нервы на фоне благополучной реальности. Это реальность и есть. Поэтому мне кажется, что китайско-американская фантазия мало что сможет добавить к ежедневным сводкам новостей.