На набережной Енисея в Красноярске стоит памятник Николаю Резанову. Резанов был послом в Японии, основателем Российско-американской компании, ходил в кругосветное плавание - в общем, прожил бурную жизнь. Но вот как раз Красноярска он фактически и не видел. Его привезли туда больного, без сознания, и вскоре он в этом городе умер. Но сила искусства велика: раз уж Резанов был воспет Андреем Вознесенским в поэме, из которой сделали знаменитый советский мюзикл, значит, не зря его статуя украшает енисейский берег.
Но речь не о нем. От памятника по вантовому пешеходному мосту мы попадаем на остров Татышев.
Этот остров, покрытый лесами и озерами, превращен в популярный и очень благоустроенный парк, по площади вдвое превосходящий Центральный парк в Нью-Йорке. Недавно мне довелось выступать на острове Татышев, и за два дня я между делом прошел там пешком 25 километров. Уходить не хотелось. Хотелось и дальше любоваться разумно устроенной жизнью.
По парку носятся тучи велосипедов, встречаются веломобили и электросамокаты. Мне приходилось ругать самокаты, но на острове Татышев даже они совершенно не раздражают. Все дело в организации пространства. Мало того, что на широких дорожках четко выделены пешеходные и транспортные полосы. На них также установлены дорожные знаки и организовано одностороннее движение даже для пешеходов. И всеми эти правила соблюдаются.
Излишне говорить, что автомобилям въезд на Татышев запрещен. Пить алкоголь и курить там тоже нельзя. Результат - идеальная чистота, причем не только материальная, но и информационная. По дорожкам гуляло множество людей, они разговаривали друг с другом, но за два дня я не услышал ни одного матерного слова. Может быть, мне повезло, но это везение закономерно.
Да и некогда там материться и хулиганить. На острове Татышев есть площадки для всех видов спорта, тренажеры под открытым небом, разнообразные детские площадки. А также пляжи, лодки, катамараны и многое другое.
Самым заметным представителем фауны острова является суслик. С сусликом можно пообщаться. Есть даже специальный суслодром - большая поляна, изрытая сусличьими норами. Периодически то над одной, то над другой норой появляется суслик и встает столбиком: пора питаться! Самое поразительное на поляне - даже не сами суслики, а сусломат - автомат, в котором можно приобрести корм для сусликов и оплатить картой! Суслик парадоксален: он боится людей, но если у человека есть корм, то суслик ест с руки.
Человеку тоже сложно умереть с голоду на острове. Особо отмечу местное мороженое. Оно тут разное. Хочешь - со вкусом советского детства. Хочешь - настоящее итальянское “джелато”.
Продуманность благоустройства местами кажется даже трогательной. Вот озеро под названием “Любовь”. На берегу сооружены широкие деревянные ступени, чтобы влюбленные сидели и общались. А внизу, на полоске песка у воды, помещены валуны - для созерцания.
Не раз и не два мне хотелось воскликнуть: не хуже, чем в Европе! нет, лучше, чем в Европе! Но это было бы неправильно, ведь это был Красноярск, центр России, который не соревнуется ни с Европой, ни с Китаем. Ссора с Западом оставила нас наедине со своей страной, и нам остается вглядываться в нее и открывать в ней всё новые и новые красоты. И умножать красоту.
Уже не утешишь себя: да, я живу в месте, не радующем глаз, зато в отпуск поеду в городок с черепичными крышами, где по утрам царит запах свежесваренного кофе и круассанов. Сегодня этот запах можно найти на улице Мира в Красноярске.
Или в Нижнем Новгороде на Большой Покровской. Нижний - следующий пункт моего маршрута. Там я наконец-то увидел обновленную набережную Федоровского, о которой мне загодя говорили сразу несколько человек как о новом городском чуде. На крутом берегу у слияния двух великих русских рек, Волги и Оки, появились красивые фонари, амфитеатры для проведения концертов, удобные лестницы, спускающиеся к Рождественской церкви. А там, внизу - Рождественская улица, где веранды кафе, ресторанов и баров переходят одна в другую.
Только не смейтесь над моими маленькими радостями. Конечно, благоустроить часть города - это не на Луну полететь. Но на Луну, как видите, все равно пока не получается. А создать красоту для людей - уже кое-где получается. И еще много где получится - и в Нечерноземье, и в Поволжье, и в Сибири, и в новых российских регионах, которые мы обязательно отстоим и преобразим. А когда подешевле станут авиаперелеты, да еще на новых российских самолетах, и когда между регионами пролягут высокоскоростные железнодорожные магистрали, тогда мы будем чаще ездить друг к другу в гости и любоваться нашими городами. А там и до Луны доберемся. Можно же помечтать.