В Организованную преступную группировку. Заявление. Прошу меня не грабить и не отнимать мое имущество, поскольку я не давал на это согласия. Подпись, паспортные данные.
Скажете, это - из комедии, из “Свадьбы в Малиновке”?
Нет, сюжет протокольно серьезен. В одной из районных газет, которые местное чиновничество использует, чтобы похвалить себя любимых, а потом за казенный счет разбрасывает по почтовым ящикам, предложена новая форма, извините за выражение, соцзащиты:
“Власти столицы предоставляют специальную социальную защиту гражданам - собственникам жилья, которые наиболее часто становятся жертвами мошенников (престарелые люди, одинокие инвалиды, дети-сироты и др.).
Такие москвичи могут написать заявление о том, что регистрация права на их жилплощадь не может совершаться без их личного участия. В течение трех дней запись о таком заявлении будет внесена в Единый государственный реестр прав, - сообщили в руководстве столичных центров госуслуг.
В этом случае собственник защищает себя от возможных махинаций с его жилплощадью с использованием поддельных документов.
Написать заявление можно в любом центре госуслуг, при себе нужно иметь паспорт”.
Аналогичными предложениями от солидных государственных организаций заполнен интернет:
“Собственник, в случае опасений за принадлежащие ему объекты недвижимости, может обратиться в офис Росреестра с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя)” и т.п.
Что сие означает в переводе с бюрократического на человеческий?
Гражданам предложено писать заявления о том, что они не разрешают переписывать их жилье на посторонних лиц по подложным документам. А так - без специального заявления - государственные организации готовы это сделать. В чем сами с очаровательной наивностью признаются. И в порядке “соцзащиты” советуют заранее позаботиться, чтобы подобного не произошло.
От кого защита? От мошенников, как написано в газете? Нет, конечно. Ведь частное лицо с преступными намерениями само по себе ничего в реестре переписать не может.
Соцзащита - от госслужащего, который по умолчанию признается соучастником.
Откуда вообще взялась идея регистрировать операции с жилплощадью без личного присутствия собственника? Квартира - это что, безделушка, которую можно отдать приятелю: хочешь, продай, а если не выйдет, то себе оставишь? Да, случается, что жилье продают по доверенности. Покупатели очень не любят такие варианты, предпочитая иметь дело с конкретным живым человеком. А кто в таких случаях продавцы? Во-первых, лучшие люди страны, у которых много домов и квартир в разных городах, за всеми не уследить, так что этим занимаются специальные суровые господа, обманывать их как-то не с руки (опасно для здоровья). Бывают еще чрезвычайные обстоятельства. Гражданин срочно уехал на зимовку в Антарктиду и просил двоюродного брата продать квартиру, оставшуюся в наследство от бабушки.
Но причем тут дети-сироты и одинокие пенсионеры?
Специалист, приставленный регистрировать права собственности на недвижимость, в принципе должен относиться к своему делу ответственно. Продажа по доверенности - особый случай, сигнал, что нужно проявить исключительное внимание. При современной технике мошенничество определяется довольно легко. Если чиновник этого не делает, то почему? Первый вариант: он вообще ничего не смыслит в своей работе и механически заверяет печатью все, что бы ему ни подсунули - принесут договор купли-продажи на его собственную квартиру по паспорту нигерийского бомжа и по доверенности на туалетной бумаге, он и это зарегистрирует. Но зачем начальство держит такого сотрудника на работе, а налогоплательщики оплачивают его “госуслуги”? Простенький автомат, даже не электронный, а механический, выйдет куда дешевле. Если же исходить из презумпции психической нормы, то объяснение напрашивается само собой.
Не замечает, потому что заинтересован не замечать. Материально заинтересован.
Соцзащита от таких может быть только одна. Если государство кого-то лишило его законных прав на основании подложных документов, эти права должны быть немедленно - автоматом - восстановлены, а ущерб взыскан не только с того, кто фальшивку рисовал, но и с того, кто ее официально зарегистрировал. Кстати, касается не только сделок с недвижимостью. И как только механизм заработает, в бюрократическом аппарате станет намного меньше таких якобы наивных дурачков, которые готовы что угодно подписывать и заверять печатью.
Есть у проблемы еще одна сторона. Нас все время убеждают, и не только государственные организации, но и коммерческие - особенно банки, - переводить отношения в безличный электронный формат. Ах, как мобильно! Вау, как креативно! В каких-то случаях действительно облегчает жизнь, например, при оплате коммунальных платежей. Но если речь идет о серьезных ценностях и крупных суммах, то единственный надежный вариант - лично с паспортом.