Ярослав Кузьминов определил цену соотечественникам. Для тех, кто не знает Кузьминова, поясняю: он большой ученый в области “институциональной экономики”, видный “реформатор образования” и уже много лет руководит госконторой под многозначительной аббревиатурой ВШЭ.
“В России доля так называемых неуспешных (люди, которые вносят нулевой и негативный вклад в ВВП) составляет 25 - 28%. Для сравнения: в странах Европы доля таких людей всего 6 - 10%, а в Финляндии вообще 5 - 7%, заключил Кузьминов”.
Читатели, которым не повезло устроиться в ВШЭ на казенное жалованье, уже выразили недоумение: а каковы, собственно, критерии “успешности”? Проценты для сравнения выглядят тоже странновато, если учесть, что именно в Западной Европе миллионы здоровых людей, и не только своих, но и специально завезенных из-за рубежа, получают зарплату за то, что не работают. И главное: откуда вообще взялась подобная бухгалтерия? Оценить породы рогатого скота по среднегодовым удоям - понимаю. Критерий простой, материальный. Но как объективно сопоставить “вклады” людей, работающих в разных отраслях, некоторые из которых вообще не связаны с производством материального продукта, но при этом совершенно необходимы?
Отвечаю. Вот старая мантра Ходорковского, которую его единомышленники продолжают обсасывать до сих пор.
“Надо по-новому взглянуть на тот факт, что эффективность современной экономики определяют 2 - 3% населения… К 2010 году при сохранении нынешних тенденций в формировании законодательной базы наше население может создать около 500 млрд долларов ВВП, а эти 2,5 - 4 млн человек “социально адаптированных оптимистов” вполне могут создать 850 млрд - 1,4 трлн долларов ВВП. Это очень легко посчитать. В расчет берутся те люди, которые в настоящий момент зарабатывают у нас (или за границей) 100 тыс. долларов в год… Просто “мозги” в современном мире стоят недорого. Инженер в США получает 30 - 40 тыс. долларов, что при тамошнем уровне цен совсем небольшие деньги. Тот же инженер, имеющий предприимчивость, стоит совершенно других денег. И именно люди с предпринимательской жилкой в области бизнеса, в области науки, культуры, других областях жизни - инициативные люди - создают основной объем ценностей современного мира” (Михаил Ходорковский. Из выступления на Первой всероссийской конференции “Общественные ресурсы образования”).
Классовый подход наша услужливая профессура выбросила из учебников как марксистскую выдумку. А здесь он в самом чистом, дистиллированном виде. Оказывается, у того, кто не принадлежит к элите, даже “мозги стоят недорого”. Господа лихо отменяют не только мораль (Бог с ней, в конце концов, нельзя заставить человека быть лучше, чем он есть), но и самые элементарные представления о полезном и вредном, доступные даже архантропу. Этот критерий просто снимается с рассмотрения. Сделал ты для окружающих что-то хорошее или наоборот, масштабно нагадил - все равно. Единственный вопрос, было ли за это заплачено, и сколько.
Следите за руками маэстро. Деятель “современного искусства” намусорил на 1 млн у.е., клоп-ростовщик высосал из населения на ту же сумму процентов, а высший экономист насочинял “исследований” о вреде высоких зарплат в промышленности и о пользе ничем не обеспеченной валюты. Спрашивается, сколько должен работать крестьянин в поле или рабочий на фабрике, чтобы внести в ВВП сопоставимый вклад?
Настоящая экономическая наука давно не питает иллюзий по поводу этого показателя.
“Фактически речь идет о мыльном пузыре, когда одни и те же доходы считаются по нескольку раз. И, кроме того, в объем ВВП включаются доходы сфер, где новая стоимость не создается (шоу- бизнес, финансовые услуги и т.д.) За 20 лет в России липовый ВВП вырос в 2,5 раза” (профессор Д.В. Валовой).
Возрастание роли государства в экономике доводит ее статистику до полного абсурда: главной отраслью становится освоение бюджета. А людей сортируют на “успешных” и “неуспешных” через заведомую фикцию.
Возвращаясь к Я.И. Кузьминову: он высказался и по теме, непосредственно связанной с профсоюзами, предупредив, что “в ближайшее время уйдут профессии, которые сейчас составляют до 10% рынка труда”. Но я готов уже сейчас назвать лишние специальности. И целые учреждения, которые можно безбоязненно… Нет, не закрыть - зачем такие тоталитарные жестокости? Просто снять с казенного обеспечения, поскольку их легко может заменить компьютерная программа, повторяющая год за годом один и тот же набор лозунгов.
И под занавес - отрывок из английской баллады в переводе С.Я. Маршака.
А ну-ка, послушай:
Когда я на троне
Сижу в золотой
Королевской короне,
А справа и слева
Стоит моя знать, -
Какая цена мне,
Ты должен сказать!
Пастух королю
Отвечает с поклоном:
- Цены я не знаю
Коронам и тронам.
А сколько ты стоишь,
Спроси свою знать,
Которой случалось
Сказка ложь, да в ней намек. На вертикаль, укомплектованную такими кадрами, для которых деньги - универсальная мера не только вещей, но и людей. Насколько надежна такая конструкция?
Ходорковский далече, но дело его живет. И успешно развивается.